Какие исторические события связаны с ущельем?
О том, что Великая Отечественная война коснулась и этого тенистого ущелья говорит прикрепленная на скале у моста через Сухую балку мемориальная доска, на которой написано: «Здесь 12 сентября 1942 года группа партизан Апшеронского отряда под командованием Стаканова В.З. в момент, когда заходил железнодорожный состав с фашистами на мост, произвела его взрыв, в результате которого было уничтожено более 50 гитлеровцев». В годы войны в Гуамском ущелье мужественно сражался с фашистами партизанский отряд им. Гастелло, возглавляемый первым секретарем Апшеронского райкома партии Стакановым В.З.
Освободил Гуамку от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года, 2-й батальон 23-го погранполка НКВД, под командованием майора Пискуна Николая Михайловича и отряда лыжников-автоматчиков в количестве100 человек под командованием майора Перфилова Ивана Григорьевича.
Вот короткая хронологическая справка боевых действий за Темнолесскую, Мезмай, Гуамку и Нижегородскую.
10 октября 1942 года.
- 1-й батальон 23-го погранполка перед наступлением на вражеские позиции в станице Темнолесской и хуторе Русском Майкопского района провел разведку двумя разведгруппами. Одна разведгруппа вернулась из хутора Русского и доложила, что он занят немцами. Другая разведгруппа в составе 7 человек погибла в бою с фашистами в поселке Курджипский (Мезмай). Войдя в поселок, она была замечена местным полицаем и выдана фашистам. Пограничники были окружены и дрались до последнего патрона.
13 - 15 октября 1942 года.
- велись бои за освобождение от фашистов хутора Русского, станицы Темнолесской и поселка Курджипский (Мезмай). Бой вел первый батальон 23-го погранполка под командованием майора Никитченко Константина Алексеевича. Ему помогали местные проводники Кришневский Григорий Дмитриевич, Сигаев Семен Терентьевич и Лихота Степан Алексеевич.
18 октября 1942 года.
- были освобождены от фашистов станица Темнолесская, хутор Русский и поселок Курджипский (Мезмай).
22 октября 1942 года.
- 1-й батальон 23-го погранполка под командованием Никитченко Константина Алексеевича выведен в Солох-Аул.
14 января 1943 года.
23-й погранполк в составе 2-го батальона и партизанского отряда № 3 стали подтягиваться к станице Нижегородской.
16 января 1943 года.
- провели разведку боем укрепленных позиций врага и закрепились на южной окраине станицы Нижегородской. Фашисты, оставив Гуамку, укрепились в Нижегородской.
19 января 1943 года.
- на подступах к станице Нижегородской собран весь 2-й батальон 23-го погранполка;
- 2-й батальон 23-го погранполка под командованием майора Пискуна Николая Михайловича усилен отрядом лыжников-автоматчиков в количестве100 человек под командованием майора Перфилова Ивана Григорьевича.
25 января 1943 года.
- 2-й батальон на рассвете перешел в наступление на фашистские укрепления станицы Нижегородской. Бой длился весь день. В итоге фашисты, взорвав свой склад боеприпасов, уничтожив при этом три пушки и три миномета, оставили станицу Нижегородскую. Нигде больше не задерживаясь, походным маршем они отступили в сторону Усть-Лабинской. Боясь окружения, фашисты активно выводили войска из долин рек Белая и Курджипс;
- в городе Майкопе выпал глубокий снег. Фашисты вывозили из города вооружение и технику через станицу Ханская, через железнодорожную станцию Белореченская и далее на Усть-Лабинскую.
В годы Великой Отечественной войны в станице Нижегородской фашисты разместили хорошо укрепленный гарнизон из 1200 солдат, 7 орудий, 10 батальонных минометов, 10 танковых и ручных пулеметов. Во время оккупации станицы, фашисты расстреляли двух школьниц из с. Темнолесского производивших разведку для партизан: Донецкую Феону и Калюжную Веру. Кроме них расстреляны жители станицы Бендрусова и Денисова. В боях за станицу погибли партизаны жители станицы Червяков С.К., Задорожный Я. А., Горлов Р.
О событиях более давних Джафаром Базруковичем Чуяко составлена легенда и записана в рассказе «По горным дорогам» и напечатана в книге об Адыгее «В долине чудес». Москва. Детская литература. 1976 г.
Легенда гласит о том, что в Гуамском ущелье в 1717 году адыги одержали победу над крупным отрядом турецких завоевателей, под командованием Давлет-Гирея и Хаз-Гирея. По легенде этот отряд базировался в местности, где теперь расположена станица Ханская и оттуда прорубая просеки для пушек, выдвинулся для уничтожения адыгов в Гуамское ущелье. Вот как повествует об этом автор: «На рассвете пятитысячное войско янычар двинулось в горы. Пробирались тропками, вырубая дорогу для пушек…
Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Река привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них. Воины Мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак...
Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора.
Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневная Курджипс. Несет врагов буйная вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады... Неподалеку от того места, где происходила историческая битва, и раскинулся мерцающий ночными огнями, красивый и богатый поселок Мезмай».
А еще удивляет туристов кропотливый труд людей, вырубивших в скальной тверди каньона при помощи клина, зубила и кувалды узкую полочку для полотна железной дороги. Через Гуамское ущелье была проложена узкоколейная железная дорога: Апшеронск - Гуамка - Мезмай - Темнолесская - Камышанова поляна - горнолыжная турбаза «Лаго-Наки» - поляна Железнякова - хребет Инженерный.
Дорога была построена за 3 года (1928 - 1931 гг.) руками заключенных. Экскурсоводы рассказывают, об узкой расщелине прорубленной «зеками», что в конце ущелья. Ошибка инженера, чуть не стоила ему жизни, в тот суровый для страны период.
Узкоколейка была необходима для вывоза древесины с окрестностей Камышановой поляны, хребтов Азиш-Тау и Инженерного. Лес добывали и увозили по узкоколейке с истоков реки Желобной и Медвежки. И она не доходила до поселка Гузерипль примерно 10-12 км. У этой дороги был свой полустанок под названием «Турбаза «Лаго-Наки». На полустанке был оборудованы дополнительные рельсы, для стоянки вагонов и платформ с грузами для турбазы. На турбазу со всего края съезжались по железной дороге туристы-горнолыжники. В 80-е годы от станционного домика к турбазе поднималась канатно-кресельная дорога. Жизнь на турбазе кипела. Каждый день работала русская баня, собственная пекарня, прокат лыж и санок, танцы проводились в туркабинете.
Об опасных виражах высокогорной железной дороги в Гуамском ущелье напоминает мотовоз, упавший надно глубокого каньона. Туристы не проходят мимо этого промышленного объекта. При виде его сразу берутся за фотоаппараты.
В 2002 году железная дорога Гуамка - Мезмай была разрушена сошедшим с Лагонакского хребта гигантским селевым потоком. Каменно-грязевый обвал сорвал со склона огромные деревья, рельсы, шпалы и камни и перегородил прочной плотиной Гуамское ущелье. Перед запрудой образовалось огромное озеро. Поселок Мезмай оказался отрезанным от «большой» земли. Повторный паводок разрушил плотину, и река Курджипс вошла в свое прежнее русло.
Постепенно обживается Мезмай. Особенно заметно его христианское обустройство. Поставлена в поселке новая церковь. В Темнолесской открыт скит. А на самой высокой скале над Мезмаем, 4 января 2008 года с вертолета Ка-32 установили огромный шестиметровый православный крест в тонну весом.
Поселок Мезмай (636м.) - это не только красивые места в окрестностях Гуамского ущелья, но одно из древнейших мест поселения человека. Об этом красноречиво говорят пещерные стояки первобытного человека, дольмены, рассыпанные в окрестностях поселка и древние курганы.
Весной 2009 года окрестности поселка Мезмай мгновенно облетела ошеломляющая новость. Мировая сенсация! «Мезмай был резиденцией сарматских царей!?».
Поводом для столь бурного обсуждения новости стало обнаруженное курганное захоронение, по исторической значимости (по меркам местных жителей) сравнимое, разве что с гробницей Тутанхамона. Место захоронения выбрано не случайно. Здесь когда-то проходил Великий Шелковый путь, который связывал Китай с Византией. В кургане была обнаружена могила сарматского царя или полководца. Из кургана извлечен шлем, серебряные и золотые предметы.
А было это так. «Черные археологи» начали раскопки курганного захоронения. Но бдительные жители поселка Мезмай, не позволили разграбить очередной курган. Раскопки сделала научная экспедиция Краснодарского историко-археологического музея. Таким образом, ценнейший археологический материал был сохранен для государства.
Нам известно, что сарматы были известны древним историкам под именем савроматы и раньше жили на своей исконной родине Южном Приуралье. Относились к иранской языковой группе. Савроматы были близки по культуре к скифам и говорили, как пишет Геродот «на скифском языке, но издревле искаженном». Главным оружием савроматов были лук, стрелы длинный меч и длинное копье. Воины носили панцири из металлических пластинок и шлемы.
Интересно, что характерной чертой общественного устройства савроматов на раннем этапе развития было особое положение женщины, что дало грекам повод называть их «женоуправляемыми». Было сложено много легенд о воинственных амазонках, проживавших на Кавказе, от которых якобы произошли савроматы. Савроматские женщины наравне с мужчинами владели оружием и участвовали в войнах и не имели права выходить замуж, пока не убьют хотя бы одного врага.
Сначала савроматы устремились на запад и потеснили им родственные племена к Предкавказью. Затем разгромили скифов и оттеснили их в Крым. С этого времени историки их стали называть сарматами. Сарматы жили в предгорье Северного Кавказа с III века до н. э - и до начала III века нашей эры.