Конкурентные преимущества и ограничения развития конгрессного и делового туризма в Крыму
Сильные стороны | Слабые стороны |
· Наличие международного аэропорта в г. Симферополе · Наличие туроператоров, предоставляющих услуги бизнес-туризма · Развитая сеть конференц-залов в средствах размещения · Ежегодное проведение международных туристских ярмарок на территории Крыма (Ялта, Евпатория, Керчь) · Традиции проведения в Крыму крупных политических и экономических форумов · Относительно низкие издержки организации мероприятий конгрессного и делового туризма · Широкий выбор программ дополнительного обслуживания участников форумов · Деятельность на территории Крыма зарубежных организаций и международных проектов | · Отсутствие полиязычных порталов, продвигающих услуги делового и конгрессного туризма · Нехватка гостиниц и коференц-залов большой площади для обслуживания масштабных форумов · Отсутствие Convention-бюро в крупных городах Крыма · Отсутствие оборудованных площадей для проведения международных ярмарочно-выставочных мероприятий · Нехватка квалифицированных кадров для обслуживания конгрессного и делового туризма, отсутствие системы подготовки и повышения квалификации работников данного сектора · Неблагоприятная для иностранных участников форумов языковая среда, отсутствие информационных указателей в городах и туристских центрах |
2.3. Альтернативные варианты развития ТРК Крыма
В определении сценариев развития туристско-рекреационного комплекса Крыма следует исходить из оценки достигнутого уровня развития, многолетних тенденций и проблем, общемировых закономерностей туристско-рекреационного движения и др.
Вариант I. Сохранение обозначившегося к настоящему времени вектора социально-экономического развития Крыма.
При сохранении инерционной модели развития ТРК следует ожидать:
1.1. Уменьшение доли Южнобережного района до 30-35% при одновременном увеличении доли Юго-Восточного и Западного районов (25% и 20% соответственно), прежде всего, за счет интенсификации застройки новых участков Алушта-Судак, Евпатория-Донузлав и др. Некоторое оживление рекреационной деятельности будет происходить на северо-западном и восточном побережьях Крыма. Однако, если на ЮБК и в Судакско-Феодосийском районе вероятно усиление процессов концентрации производства и капитала в туристско-рекреационной сфере в сочетании со скупкой прибрежных территорий под элитное индивидуальное строительство, то на Тарханкуте и Керченском полуострове основным типом освоения будет оставаться строительство ведомственных баз отдыха. Увеличится посещаемость рекреантами горно-лесных районов Крыма, но в силу пока еще недостаточно сформированной мотивации к рекреационно-спортивным и экологическим формам туризма, слабой инвестиционной привлекательности и экологических ограничений, данные территории будут осваиваться медленно, а в рекреационный процесс будет вовлечено не более 10% лесного фонда.
1.2.В функциональной структуре рекреации постепенно уменьшится доля рекреационно-лечебных видов занятий, так как многие лечебно-климатические курорты перепрофилируются в оздоровительно-развлекательные центры. Сохранят свои позиции традиционные бальнеогрязевые курорты Западного района и (при условии целевых капиталовложений) перспективные курорты оз. Чокрак. Инфраструктура лечения туберкулеза на ЮБК может сохраниться при государственной поддержке и налаживании кооперационных связей с постсоветскими странами. В развитии туризма возможен экстенсивный рост самодеятельного и частично управляемого спортивного молодежного туризма.
1.3. В староосвоенных рекреационных районах региона наращивание материально-технической базы рекреации достигнет предельных отметок; со всей актуальностью встанет проблема устаревания форм организации пространства. Главным конфликтом станет наступление селитебных и дачных зон на рекреационные угодья, что вызовет сокращение последних. При внедрении системы малоземельных владений на побережье в течение длительного времени сохранится стихийный тип застройки побережья мини-пансионатами и мини-гостиницами с соответствующими нарушениями в инженерно-коммуникационной подготовке территории и отсутствием координации проектов. Ряд земельных участков в прибрежной полосе будет иметь вид отложенного освоения, что приведет к нарушению планировочного единства. При отсутствии масштабных капиталовложений в инфраструктурное обеспечение курортных территорий материально-техническая база курортов не будет удовлетворять требованиям платежеспособных клиентов. Следует ожидать обострения всех ранее изложенных проблем развития региона и, особенно, резкого ухудшения экологической ситуации вследствие превышения рекреационной нагрузки на природные комплексы Крыма.
Вариант II. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы:
ü расширение химических производств;
ü увеличение ареала и объемов добычи газа и нефти в акваториях Черного и Азовского морей и создания нефтеперерабатывающих заводов (район Донузлава);
ü расширение транзитных транспортно-коммуникационных функций Крыма, включая строительство нефтяных терминалов (Керчь, Севастополь, Черноморское, Феодосия и др.), угольного терминала г. Севастополя;
ü интенсификация добычи строительного сырья, особенно в Предгорном Крыму;
ü расширение орошаемых сельскохозяйственных угодий и рост химизации сельскохозяйственного производства.
Реализация подобного сценария существенно исказит формирующуюся территориальную структуру рекреации, в частности, затормозится развитие новых центров роста в северо-западных и восточных периферийных районах полуострова; ухудшение экологических условий приведет к сокращению межрайонных и международных функций Сакско-Евпаторийской группы курортов. В результате следует ожидать чрезмерной концентрации рекреационного потока в Южнобережном районе, а в более отдаленной перспективе – частичной деструкции традиционных рекреационных районов.
Вариант III. Усиление рекреационной специализации Крыма на фоне доминирования средоохранных видов природопользования; реализация инновационно-инвестиционной политики в сфере рекреации и туризма.
Результатом данной модели приоритетного развития рекреации и туризма в Крыму будет:
ü сокращение и последующее закрытие химических производств;
ü внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий во все отрасли производственной и непроизводственной сферы;
ü перевод сельского хозяйства на интенсивные экологически чистые технологии;
ü развитие торгово-сервисных и экологичных транспортно-коммуникационных функций;
ü расширение сети природоохранных территорий;
ü экологизация урбанизированных территорий.
Это приведет к повсеместному улучшению качества рекреационной среды, оптимизации территориальной организации отдыха и туризма, а именно, более равномерному распределению рекреационной нагрузки по территории Крыма с привлечением в систему рекреационного природопользования степных районов полуострова. Наряду с сохранением ядер концентрации рекреационной инфраструктуры международного класса, более широкое развитие получат природоохранно-рекреационные формы использования территории, в частности, национальные парки, и средоохранные виды туризма (сельский, экологический туризм, регулируемый природно-познавательный туризм и др.). Можно прогнозировать сокращение конфликтности в природопользовании, поскольку другие природопользователи фактически будут входить в региональную индустрию туризма, выполняя обслуживающие функции по отношению к рекреации.
Реализация продуктовых, технологических и организационно-управленческих инноваций и привлечение государственных и частных инвестиций для создания высокотехнологичных курортных и инфраструктурных объектов позволит улучшить конкурентные позиции региона на рынке туристско-рекреационных услуг Украины и успешно интегрироваться в международный туристский рынок.
Данная стратегия отражает инновационно-инвестиционный сценарий развития туристско-рекреационного комплекса Крыма.