СВОТ - анализ телепередач туристической тематики
Для анализа потенциала телепередач туристической тематики я проведу SWOT-анализ, который является универсальных инструментов анализа ситуации на украинском телевизионном рынке. Его можно эффективно использовать для разработки стратегии и концепции туристической передачи как инструмента популяризации туристической отрасли.
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой я буду заносить сильные, слабые стороны туристических телепередач, в частности телепередача которая рассчитана на популяризацию внутреннего туризма Украины, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли с помощью телевидения), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала и существование телепередачи туристической тематики).
Сильные стороны | Слабые стороны |
- значительный спрос на телепередачи туристической тематики; - телепередачи туристической тематики – это действенное средство для поднятия и поддержания позитивного имиджа туристической отрасли в том числе и внутреннего туризма; - телепередачи о туризме интересны для людей всех возрастов; - незначительное количество телепередач ориентированных на внутренний туризм Украины; - приличный денежный доход; - наличие разнообразного природного потенциала и богатого историко-культурного наследия дает возможность сделать интересные сюжеты и завоевать симпатии в украинской телеаудитории; | - большие денежные затраты на съемки, переезды съемочной группы; - значительные затраты времени для того, что бы отснять нужный материал и его монтаж; - высокая оплата за роботу телеведущего - профессионала - спецыалист в своей области; - требуеться финансирование |
Возможности | Угрозы |
- сочетать информацию в телепередаче ориентированной на внутренний туризм Украины несколько видов туризма – делая им, таким образом рекламу; - есть возможность убедить телезрителей о важности и роли туризма в их жизни; - информирование телезрителей о мероприятиях, какие проходят у нас в стране по развитию внутреннего туризма, о туристических возможностях, а также о реализуемых мероприятиях по привлечению туристов; - дополнительные задачи, а именно рекламирование туристических фирм, баз отдыха; | - риск повреждения дорогой аппаратуры; - смена и потеря аудитории; - срыв выхода очередного выпуска телепередачи в связи с неблагоприятными природными условиями которые могут повлиять на съемки. |
Из проведенного мною анализа можно сделать выводы, что существуют и риски и сильные стороны при создании туристической телепередачи, а значит они перспективные. Среди позитивных качеств при создании и запуске в телеэфир таких телепередач хочется отметить следующие.
И так, качественных телепередач на украинском теле рынке, которые ориентируются только на внутренний туризм практически нет, поэтому у нашей телепередачи будет слабая конкуренция. Наличие разнообразного природного потенциала и богатого историко-культурного наследия Украины дает возможность отснять интересные информационно - познавательные сюжеты. При правильном подходе с помощью туристической телепередачи можно не только популяризировать отдых внутри нашей страны, но и заработать на этом.
Рекламирование туристических фирм, баз отдыха, обеспечит первых дополнительными клиентами и послужит дополнительным информированием телезрителей о надежных туристических фирмах, что укрепит позиции, а так же имидж отечественных туроператоров.
Среди негативов, которые могут проявиться во время съемок и запуска в эфир таких телепередач можно назвать следующие. Например, так как съемки проходят в различных природных условиях, то существует риск повреждения дорогой аппаратуры, что произведет к дополнительным денежным расходам;
Возможно так же смена и потеря некоторой части постоянной аудитории, из за этого придется менять концепцию телепередачи.
Но оценив все сильные, слабые стороны, угрозы и возможности можно сказать, что туристическая передача, особенно та которая ориентированная на популяризацию и развитие внутреннего туризма весьма надежное средство для поднятия и поддержки позитивного имиджа туризма. Поэтому стоит воплощать идею о создании такой телепередачи в реальность.
5. Концепция телепередачи «Украина туристическая»
На основе анкетирования и интервью с работниками местных туристических агентств и телевизионых СМИ как результат апробации результатов собственного исследования я решила смоделировать концепцию туристической телепередачи. Главная задача этой телепередачи - по максимуму популяризировать внутрений туризм Украины.Так же она должна быть одновременно интересной, и полезной для зрителей – потенцыальных туристов.
По формату я хочу сделать познавательно - популяристическую телепередачу, которая призвана помочь людям определится с местом отдыха, а также туристического агентства, которое сможет наиболее профессионально организовать отдых внутри нашей страны.
Итак, свою телепередачю я назову «Украина туристическая». Ее название достаточно простое, возможно покажется банальным, но за то оно понятно телезрителю. Поэтому среди других украинских телепередач название моей будет отличаться своей простотой и не двухзначнастью. Так телезритель будет легко сориентироваться в том, о чьом наша телепередача.
Телепередача «Украина туристическая» - это телепередача, которая будет, в первую очередь ореентированая нарекреационный внутренний туризм . Она будет повествовать телезрителю сведения о необычных местах Украины, где есть какаята изюминка, эсть на что посмотреть и где можно отдохнуть любому желаящему . Необыкновенные природные ландшафти, архетектурные достопримечятельности, культурно- нацыональные традиции – вот, на что будет ориентироваться телепередача в первую очередь. Потому что главный слоган и призыв моей телепередачи – «Узнай свою Украину»
Важно что бы в передаче присутствовал сравнительный анализ украинских достопримечятельностей с достопримечятельностями других стран. Что бы телезритель мог наочно оценить красоты нашей страны.
В эфире телепередачи обязательно будут использоваться интервью с иностранными туристам , которые приехали из других стран, что бы отдохнуть в Украине. Такое мнение из вне, будет служить как весомое убеждение для телезрителя. Так телезритель сможет понять, что в Украине можно отдохнуть, что здесь есть что увидеть и можно провести время не хуже чем в Греции, Черногории, Турции, Молдове и других странах ближнего, а также дальнего зарубежья.
Телепередача также будет знакомить телезрителя о мероприятиях, какие проходят у нас в стране по развитию внутреннего туризма, о туристических возможностях , о живописных природных зонах, а также о реализуемых мероприятиях по привлечению туристов в такие районы. Таким образом, будет осуществляться популяризация туристической отрасли, и в частности внутреннего туризма Украины.
Как уже упоминалось ранее одной из важных составляющих телепередачи, которая обеспечивать узнаваемость есть ее телеведущий. Он может поднять рейтинг и обеспечить постоянных телезрителей. Телеведущий - это лицо телепередачи. Телеведущим нашей туристической телепередачи будет мужчина, который либо проработал в туристической фирме (как, например, ведущий телепрограммы «Феерия странствий»), либо имеет «стаж» знатного путешественника, и который побывал во многих странах мира. Он, а именно спецыалист в своей области, будет неким авторитетом для зрителя. Телеередача будет основана на том, что ее телеведущий будет предлогать телезрителям несколько вариантов того как можно провести отдых в месте о котором снят сюжет. То есть телепередача будет состоять из двух частей, в которых телеведущий на своем примере, как обычный турист, покажет как можно отдохнуть. В основном это, будет два варианта. Первый – бюджетний отдых, для людей которые ограничены в денежных средствах или же не хотят тратить много денег, потому что среднестатистический телезритель нашей передачи, по результатам анкетирования, имеет доход до 5000 грн. Второй вариант – отдых для человека котрый имеет возможности провести свой отдых по максимуму и не ограниченый в денежных средствах. Это обеспечит аудиторию различного соцыального статуса с разными интерессами. Важно отметить, что телепередача «Украина туристическая» - это телепередача репортажного типа, и каждый ее выпуск будет посвящен только тому или иному месту отдыха.
Стоит напомнить, что моя телепередача в основном расчитана на женщин и мужчин от 25 до 45 лет. Поэтому в нее нужно включить информацию которая будет интересна обеем половым категориям. В етот период жизни люди которые любят туризм предпочитают отдыхать активно. Екстримальный отдых, а также отдых на природе подальше от городской суеты, без каких-либо баз отдыха тоже не следует исключять из тематики телепередачи.
Тематическая вариацыя моей телепередачи будет достаточно разнообразна.Это будут расказы об уникальных природных достопримечятельности, а также о культурно-архетектурных наследиях нашей страны связаных с ее историей, давнейшыми традициями мифами и рассказами. Основная идея передачи - проинформировать телезрителя по максимуму о местносте или регионе. А также соединить украинский традиционный колорит из современными возможностями отдыха в нашей стране. То есть телепередача «Украина туристическая» будет объединять в себе как отдых на неких туристических базах отдыха, так и самостоятельный отдых. Когда человек может сам собраться и выехать куда-то с, друзьями или семьей, палаткой и прочим снаряжением.
Как показали результаты анкетирования, украинские зрители так же интересуются и лечебным внутренним туризмом. Поэтому отдельные выпуски телепередачи будут посвящены лечебно-курортным базам и здравницах нашей страны. Люди смогут узнать в каком санатории и регионе Украины можно не только отдохнуть, но и подлечить свой организм.
Телепередача так же будет предлагать телезрителю экскурсии по местам развития украинского спортивного внутреннего туризма и делового туризма . Они смогут узнать где в Украинеможно заняться лыжным (горнолыжным), горным и водным туризмом, какие базы и центры специализируются на спортивном туризме, где дешевле можно взять на прокат спортивное снаряжение и т.д.
Люди так же смогут узнать, где лучше провести деловую встречу, бизнес тренинг или организовать конференцию. Так телепередача будет интересной не только для рядового туриста, но и телезрителей, которые работают в различных компаниях, корпорациях Украины, то есть профессиональной точки зрения.
В передачи, в помощь для телезрителя как для потенциального туриста, будет создана специальная рубрика практических советов под названием «на заметку для туриста». На протяжении 5 - 7 минут телеведущий будет освещать калейдоскоп советов по поводу общих особенностей поездок по Украине, и нюансов, касающихся той или иной местности, региона (что взять с собой, в какой период года лучше ехать, что можно особенное увидеть, какие сувениры приобрести).
Коллектив телепередачи «Украина туристическая » будет постоянно работать с надежными украинскими туристическими фирмами, которые, не исключая возможности могут быть по собственному желанию спонсорами отдельных выпусков телепередачи. Телезрители будут проинформированы о туристических маршрутах, которые могут предложить эти фирмы в том или другом регионе, о базах отдыха и т.д. Таким образом, туристическая фирма получит клиентов, а телезрители смогут выбрать услуги одной из предлагаемых турфирм, получить, например, скидки на услуги, желаемый отдых и т. д.
На первых порах важно произвести позитивное впечатление, выделится среди других телепередач и запомниться.
Для того что бы привлечь внимание телезрителей, нужно их чем-то завлечь. Я предлагаю, как один из вариантов, для начала, проводить конкурсы в конце передачи. После каждого выпуска телепередачи ведущим будет озвучен вопрос с вариантами ответов о каких-то особенностях района, местности о какой зрители просмотрели сюжет. Телезрители, которые дадут правильные ответы с помощью, например, СМС сообщений или почты могут выиграть скидку на жилье, платные услуги, аттракционы или путевку в этот район на определенный период.
Потенциальная аудитория передачи «Украина туристическая» - в основном смотрит телевизор каждый день. Женская аудитория, которая предпочитает туристические телепередачи, в основном, может их смотреть в любое время, а мужская аудитория – по вечерам или же в любое время только по выходным днях. Поэтому телепередачу, как и другие передачи туристической тематики, для того что бы обеспечить максимальное число телезрителей, следует пускать в эфир по выходным дням. Наилучшее время показа телепередачи, на мое усмотрение, – это в вечернее время в субботу от 17.00 до 19.00. Потому что большинство других телепередач такой тематики идут утром, а в вечернее время у нашей телепередачи будет меньше конкурентов.
Так как телепередача рассчитана на украинского телезрителя, и главной ее тематикой является поддержка украинских традиций и особенностей, то ее вещание будет осуществляться на украинском языке, потому что передач, которые идут на русском языке, на украинском телевидении много. Это будет еще одной ее особенностью, которая будет выделять ее среди других.
Для того что бы обеспечить узнаваемость нашей телепередачи нужно подобрать подходящую заставку. На мое мнение, это должен быть видеоряд из кадров о лучших достопримечательностях нашей страны. Здесь главное подобрать правильные варианты архитектурных, культурных и национальных достопримечательностей сдержанных в наилучших украинских традициях, но со свежим современным взглядом и с применением качественного монтажа. Телепередача должна соответствовать нашей украинской современности. Отражать менталитет современного украинского человека. Только так можно добиться успеха среди отечественных телезрителей.
Правильный выбор музыкального сопровождения, дает возможность запомниться и остаться в памяти зрителей. Я хочу применить либо классическую музыку, или же народную украинскую музыку в современной обработке, которая усилит эффект запоминания у телезрителей и выделит мою телепередачу среди других, который используют более современную музыку.
В моей телепередачи не будет задействована телестудия. Все съемки будут проводиться на открытом воздухе. Это сроднит телеведущего с местностью, о которой снят видео сюжет и подчеркнет то, что ведущий непосредственный участник всех событий, которые будут развиваться на телеэкране.
Каждый выпуск моей телепередачи будет длиться в среднем около 40 - 50 минут. За это время телезритель сможет более детально познакомиться с достопримечательностями места, о котором снят сюжет, получить удовольствие и максимально быть проинформированным.
Телепередачу «Украина туристическая» стоит транслировать на национальном телеканале Украины. Во - первых, на этих телеканалах туристические телепередачи в основном о странах мира, которые призывают телезрителей ехать за границу. Во-вторых, «Украина туристическая» - это телепередача социального значения, которая призвана популяризировать украинские национальные достояния, украинские базы отдыха, украинские здравницы и курортно-санаторные центры, украинские спортивные туристические комплексы - то есть все виды украинского внутреннего туризма, таким образом, делая позитивную рекламу для отрасли украинского туризма, в общем. В - третьих большинство travell – телепередач созданы на русском языке, а моя телепередача поддерживает национальные достояния в том числе и украинский язык, возможно эта ее особенность сможет привлечь большое количество украинских телезрителей и таким образом поднимет рейтинги телеканала.
Выводы
Из результатов исследований и анализа литературы, проводимых мною во время написания дипломной работы нужно отметить, что внутренний туризм на Украине развит слабо по сравнению с другими странами мира. Украинское население менее заинтересованно в отдыхе внутри страны, в чем есть вина и отечественных СМИ, которые не поддерживают позитивный имидж туристической отрасли Украины. Важным инструментом при популяризации внутреннего туризма, которые обладают могущественными аудиовизуальными возможностями есть электронные СМИ. Поэтому для пропаганды и популяризации внутреннего туризма на Украине нужно создать телепрограмму туристического направления . А с ее помощью можно привлечь внимание граждан Украины к достопримечательностям нашей станы .
Они могут вдохновить телезрителя на путишествие. Ис таких передач можно почерпнуть много полезных советов о том куда лучше поэхать и в какой период года, где лучше остановитса, какие расходы понесет та или инная поэздка и т.д. То есть телепередачи туристической тематики имеют практический характер.
При написании дипломного проекта, я преодолела множество поставленных задач. Так как конкретных исследований об изучении телепередач, в том числе и украинских телепередач посвященных туризму и путешествиям еще практически не проводилось, я воспользовалась общепринятыми научными методами. С помощью выбранных мною методов (анкетирования, интервью, индукции, дедукции, SWOT- анализа ), которые применяются при написании дипломной работы, я изучила в общих чертах главные преимущества телевидения как средства массовой информации, и его роль в жизни современного человека и поняла, что это хороший инструмент для продвижения туризма; Исследовала особенности туристической отрасли, а именно внутреннего туризма; Изучила первые, и современные телепередачи о туризме и которые транслируют и транслировались на украинском телевидении для того что бы понять какие телепередачи этой тематики пользуются спросом среди телезрителей; Изучила аудиторию туристических телепередач, особенности жанра к которому они относятся, их тематическое наполнение. Изучила степень влияния на аудиторию таких телепередач, а также степень заинтересованности телезрителя передачами о туризме, что бы создать модель своей телепередачи. А так же создала концепцию новой телепередачи о путешествиях по Украине, которая в большей мере сможет заинтересовать аудиторию, а также проинформировать аудиторию о интересных, малоизвестных исторически и культурно важных местах нашего государства и таким образом популяризировать внутренний туризм Украины среди телезрителей.
При проведении анкетирования, я смогла узнать какая целевая аудитория у этих телепередач. Отношение телезрителей к таким телепередачам, их предпочтения в тематическом направлении. А также другие параметры (возраст, социальный статус, род деятельности и т.д.), что прямо пропорционально влияет на тематическое наполнение телепередачи.
С интервью с работниками местных телеканалов и туристических фирм я получила дополнительную информацию о том, например, как развит внутренний туризм в Украине, на что нужно обратить внимание при создании туристических телепередачи и т.д.
При проведении SWOT- анализа, я увидела насколько перспективно создавать телепередачу о путешествиях.
Annotation
In this diploma work on a theme "Popularization of internal tourism on the example of conception of own tourist telecast "Ukraine is tourist" " questions were investigational about the role of television in modern life of man, his efficiency of influence on opinion of tele viewers, about the features of tourist industry and internal tourism. Questions were similarly investigational about the role of television as an instrument of advancement of industry of tourism, features of telecasts of tourist subjects on the concrete examples of television telecasts, their history, origin and development on Ukrainian televisional market.
Using research methods, questionnaire, interview, SWOT- analysis were investigational, features of audience of tourist telecasts, their opinion of such telecasts, risks and advantages of tourist telecasts etc. As approbation of results of research and suggestions an author is model conception of telecast of tourist subjects "Ukraine tourist".
Литература
1. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров [Текст] / А. А. Алекберова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 230-234.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие. - Издательство:
Ростов-на-Дону: Советский спорт, 2008г. - 117 с.
3. Вакурова Н.В. Типология жанров современной продукции экраном. Учебник / / Н.В. Вакурова, Л.И.. Московкин / / Оксфорд, 1997
4. Вартанова Е.Л. Медиaекономика зарубежья. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Грабовський Ю.А., Спортивний туризм. Ю.А. Грабовський, О.В. Скалій, Т.В. Скалій. Учебное пособие. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2009. - 304 с.
6. Дзялошинский I. Проблема эффективности пропагандистской деятельности через средства массовой информации. http://dzyalosh.ru. (Использовано 30,08. 2012)
7. Егоров В.В. Tелевидение: теория и практика. / / В.В. Егоров / /: М., 1992. – 224С.
8. Квартальнов В.А. Туризм / / В.А. Квартальнов / / М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 р.
9. Коваль П.Ф. Въездной туризм. П.Ф. Коваль, Н.А. Алешугина, Г.П. Андреева, А.А. Зеленская, Т.В. Григорьева, А.Г. Пархоменко, В.Б. Дудко, М.А. Михайловский, С.И.Бондарь. Учебное пособие: Нежин, Издательство Лукьяненко В.В., 2010. - 304 с.
10. Любицева О.О. Рынок туристических услуг К.: Alterpres, 2002. - 436 р.
11. Мальская М.П., Худо В.В., Цибух В.И. Основы туристического бизнеса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
12. Саппак Б. Телевидение и мы / / Б. Саппак / / М. "Искусство", 1988
13. Фортунатов А.Н.История телевидения. Проблемы: философский и культурно исследовальний подход. Курс лекций. - Издательство: Нижний Новгород, 2007
14. Функции оформление музыкой. (2006) http://rus.625-net.ru/
15. Внутренний туризм (2009) http://zeleniyturizm.com.ua
16. Внутренний туризм (2011). Http://nonius.ru
17. Понятие внутренний туризм (2011) http://www.ygolok.net
18. Проблемы и перспективы туристической отрасли Украины (2009) http://mincult.kmu.gov.ua .
19. Жанры телевизионной журналистики / http://evartist.narod.ru/ (Used 05.09. 2012)
20. Туризм / http://ru.wikipedia.org (Used 24.08. 2012)
21. Виртуальный туризм / http://travellife.com.ua / virtual-tours /(Used 29.08. 2012)
22. Главний выпуск кинопрограмм / http://www.tvmuseum.ru/ (Used 12.09. 2012)
23. Клуб кинопутешествий / http://www.1tv.ru/ (Used 10.09. 2012)
24. "Своими глазами" (2009) / http:/ / uk.wikipedia.org.
25. Популярное телевизионное шоу "Мир наизнанку"(2011) / http://www.mediabusiness.com.ua
26. Мир наизнанку (2010) /http: / / www.naiznanku.tv.
27. Как вычисляется рейтинг телепередач (2012) / http://unien.info
28. Радио аудитория/ http://evartist.narod.ru (20.09.2012)
29. Что такое рейтинги ТВ и с чем его едят (2008) / https://telestrekoza.com.
30. Понятие «аудитории» в журналистике. Средства массовой информации в взаомодеятельности с аудиторией (29/09/2012) /http:/ / edu.jobsmarket.ru. (Used 29.09.2012 )
31. Целевая аудитория: Это то, что дает возможность заработать онлайн/ http://tetjana.ru (Used 05.10.2012 )
32. Редактирование на телевидении (2001) http://www.tvmuseum.ru
Приложение 4.2.1
Анкета
Уважаемые граждане!
В рамках исследования телевизионной аудитории туристических телепередач просим вас принять участие в этом опросе. Заполнение анкеты возможно только при условии вашего согласия, и является анонимным.
Нам очень важно знать ваше мнение!
1. Как часто вы смотрите телевизор? А) Каждый день
Б) Через день
В) По выходным Г) Раз в неделю
Д) Не смотрю ТВ
Е) Затрудняюсь ответить
2. Назовите в порядке ниспадания передачи, которые Вы предпочитаете смотреть
А) Информационные;
Б) Познавательно - развлекательные;
В) Аналитические
3. Расположите в порядке важности просмотра для Вас следующие телепередачи посвещениыеразным сторонам жизни
А) Новости
Б) спорт
В) Политика
Г) Культура
Д) экономика
Е) Социальные вопросы
Э) природа
Ж) путешествия
З) развлекательные ток-шоу и передачи
З) кино, сериалы
4. В какое время суток Вы наибольше смотрите телевизор?А) Утром;
Б) Днем;
В) Вечером;
5. Как Вы относитесь к телепередачам туристической тематики
А) Очень нравятся;
Б) Нейтрально
В) Не нравятся