Влияние рекламы на поступления от туризма

Страна Расходы на рекламу Поступления от туризма
Канада
Франция
Германия
Сингапур
Испания
Шри-Ланка

Приведенная статистика, даже при том, что она ограничена лишь показателями роста рекламно-информационных расходов, подтверждает, что и другие маркетинговые мероприятия (к при­меру, участие в выставках, представительства за рубежом) могут повлиять на формирование туристских потоков.

Функция стимулирования призвана предоставлять государст­ву рычаги воздействия на систему туризма, что достигается од­ним из трех способов (или их сочетанием):

· предоставлением финансовых стимулов;

· поддержкой исследований и инноваций;

· применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Система стимулирования направлена на развитие тех или иных составляющих туристской индустрии, регионов, продуктов или отдельных услуг. Практически во всех странах государство прини­мает активное участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры. Можно выделить следующие направления помо­щи государства туристкой индустрии:

· выделение государственных субсидий для реализации от­дельных туристских проектов. Система субсидий широко применяется в таких странах, как Австрия, Франция, Ита­лия, Великобритания. В этом плане следует особо отметить Грецию, где министерство экономики ежегодно определяет

общую сумму помощи инвесторам. При этом определяют­ся приоритеты инвестирования в туризме, прежде всего строительство, модернизация высококлассных средств раз­мещения и туристских комплексов;

· предоставление предприятиям туристской индустрии кре­дитов по льготным процентам. Так, система займов широко применяется в Австрии, где они составляют половину всех инвестиций в туризме и выдаются по ставке 5 % на 20 лет. При этом контроль над проектом, под который выдается заем, осуществляется в течение всего срока его реализации;

· государственное поручительство в отношении займов и суб­сидий, выделенных коммерческими банками на развитие туризма;

· предоставление налоговых льгот. Например, в Испании су­щественные налоговые льготы предоставляются государст­вом в отношении инвестиций в объекты, расположенные в зонах «национальных туристских интересов». В Турции доходы туроператоров облагаются корпоративным налогом лишь на пятую часть, 20 % доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и проконвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогового обложения в течение 10 лет с момента образования предприятия.

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения явля­ется следующей важной функцией государства в реализации ту­ристской политики. При этом применяются широкие программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, мо­лодежи и других категорий населения. Наиболее ярким примером может служить деятельность Швейцарского фонда туристских сбережений (Swiss Travel Saving Fund), провозглашающего туризм как жизненно важный атрибут здорового общества.

Концепция социального туризма в Швейцарии реализована благодаря системе отпускных чеков. Чеки, выпускаемые специ­ально уполномоченным органом, приобретаются оптовыми по­купателями (главным образом предпринимателями), а затем реализуются населению со значительной скидкой (от 5 до 25 %). Среди наименее социально-защищенных слоев населения чеки распространяются бесплатно. Чеками может воспользоваться любой житель Швейцарии. Однако величина скидки дифферен­цирована. Чеки могут быть использованы только на оплату услуг,

связанных с туризмом и культурно-зрелищными мероприятия­ми, на предприятиях системы социального туризма (в Швейца­рии их более 7 тыс.). В их числе средства размещения (на оплату их услуг направляется до 40 % всех отпускных чеков), транс­портные организации (25 %), предприятия питания (15 %), тура­гентства (11 %), культурно-зрелищные и спортивно-оздорови­тельные учреждения (10 %).

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Насе­ление, приобретая их на льготных условиях, существенно сни­жает расходы на отдых. Оптовый покупатель (администрация предприятия) получает с помощью чеков гибкий и очень удоб­ный инструмент социальной политики. Они позволяют в опре­деленной степени компенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи и многодетных семей, создать ат­мосферу партнерства и укрепить стабильность трудового кол­лектива. Оптовик извлекает при этом и чисто материальную вы­году (средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами). Наконец, предприятия туристской индустрии имеют дополнительный и стабильный поток потребителей и гарантии оплаты предоставленных услуг.

В условиях всеобщей заинтересованности в чековой системе в Швейцарии социальный туризм превратился в массовое явле­ние, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом. Ис­следования свидетельствуют, что каждый четвертый житель этой страны прибегает к услугам социального туризма, а объемы оп­товых закупок отпускных чеков не снижаются даже в периоды экономического спада.

В силу того, что туризм представляет собой многогранное яв­ление, функция защиты интересов может принимать самые разные выражения. Реализуя ее, государство выступает в роли защитни­ка различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, ре­гионов, туристских центров и т.д. Особое место в рамках данной функции имеет защита прав безопасности.

В соответствии с национальным законодательством ряда стран (в частности, Российской Федерации, Республики Беларусь и др.) турист имеет право:

· на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребыва­ния там, об обычаях местного населения, о религиозных

обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культу­ры и других объектах, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

· свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

· обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

· возмещение убытков, причиненных вследствие неисполне­ния или ненадлежащего исполнения условий договора роз­ничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом;

· содействие органов власти (органов местного самоуправле­ния) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иной неотложной помощи;

· беспрепятственный доступ к пользованию услугами связи.

Одновременно законодательно установлены и обязанности туриста, которые он должен соблюдать во время совершения пу­тешествия, включая транзит. Турист обязан:

· соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

· сохранять окружающую природную среду, бережно отно­ситься к памятникам природы, истории и культуры в стра­не (месте) временного пребывания;

· соблюдать правила въезда (выезда) в страну (место) вре­менного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

· соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Реализация государством функции защиты интересов приоб­ретает особое значение в условиях возрастающей международ­ной конкуренции и общей глобализации туристского рынка.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание первой характе­ризуется мероприятиями, носящими локальный характер и опреде­ляемыми государством самостоятельно. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним

или несколькими государствами. Она основывается на договорах и других видах соглашений, регламентирующих взаимоотношения в развитии международного туризма и не ущемляющих суверен­ные права договаривающихся сторон. Международная туристская политика все более успешно осуществляется в рамках междуна­родных туристских организаций, а также политических и эконо­мических союзов государств. Так, туристская политика стран Европейского союза нацелена на координацию развития туризма стран-участниц, в том числе:

· защиту туристов и их свободного перемещения (упроще­ние полицейского и таможенного контроля на границах; повышение безопасности туристов и защита их от недобро­совестной рекламы; гармонизация страхования туристов и их автотранспорта; информирование туристов об их со­циальных правах);

· гармонизацию правил деятельности в индустрии туризма (гармонизация налоговой политики; взаимное признание уровня квалификации и дипломов профессиональной под­готовки; разделение отпускных периодов для снятия на­грузки на туристскую индустрию в сезоны «пик»);

· региональное развитие туризма (продвижение туризма в регио­ны, обладающие туристским потенциалом, но в которых в силу ряда причин туризм находится на невысоком уровне развития).

Таким образом, государство играет важную роль в системе туризма, обеспечивая общественно значимые интересы как в рам­ках национальной территории, так и на международном уровне посредством проведения туристской политики. Ее осуществле­ние достигается выполнением ряда функций, направленных на все элементы системы туризма. Реализация этих функций возла­гается на носителей туристской политики, в качестве которых, как правило, выступают органы управления туризмом.

Наши рекомендации