Особенности социально-экономического аспекта существования фитнес-центров в Украине

Рассматривая социально-экономический аспект существо­вания фитнес-центров, следует отметить, что важнейшим показателем качества жизни населения является состояние его здоровья и уровень доходов. Доходы населения зависят как от деловой активности каждого человека, так и от роста производительности труда.

Деловая активность напрямую зависит от состояния здо­ровья населения. Больной человек не может столь же эффек­тивно выполнять производственные задачи, как здоровый. Здоровье нации определяет такое основное понятие, как ее благосостояние.

Государство должно идти по пути популяризации идей физической культуры, фитнеса и спорта.

Во всем мире в индустрию фитнеса и спорта вовлекают­ся большие финансовые средства, организуются спортивные лиги по новым видам спорта, возводится в культ гармонично развитое тело, становиться модным быть здоровым, на ули­цах зарубежных столиц останавливается движение транспорта и разрешается передвижение только пешком, на велосипе­дах или роликовых коньках.

К сожалению, на настоящем этапе развития российской экономики государственное регулирование не является при­оритетным направлением в политике развития физической культуры, спорта и фитнеса. Государство пока не способно осуществлять полное финансирование различных программ, в том числе данной.

Приоритетным направлением в осуществлении политики в области физической культуры, спорта и фитнеса в России является развитие новых форм предпринимательства, в ко­торых будет занята определенная часть россиян, Когда на го­сударственных предприятиях сокращаются рабочие места, в негосударственном секторе создается большее число рабочих мест. Данная тенденция характерна для всех государств с рыночным типом развития экономики.

В странах с развитой экономикой роль государства в по­литике развития физической культуры, спорта и фитнеса более значительна. Именно государство призвано создать законодательную и экономическую базу, при которой част­ные предприниматели будут заинтересованы не только в развитии собственного бизнеса, но и в создании рабочих мест, что будет содействовать экономическим процессам в стране.

Развитие малого и среднего бизнеса играет очень важ­ную роль в поддержке занятости, т. е. сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением. В то время, как на крупных предприятиях происходит так назы­ваемая рационализация производства, когда из соображений конкурентоспособности увольняются тысячи рабочих и спе­циалистов, малые и средние предприятия привлекают выс­вобождающиеся трудовые ресурсы. Насколько большой мо­жет стать эта часть, зависит от государства.

Следует отметить, что в странах ЕС малые и средние предприятия преобладают как по общей численности пред­приятий, так и в обеспечении рабочими местами. В 70-х — начале 80-х гг. XX в. на Западе малые и средние предприя­тия внесли значительный социальный вклад в экономику, они не только выстояли в кризисной обстановке, но и увеличили количество рабочих мест.

В странах Западной Европы на долю малых и средних предприятий приходится от 40 до 60% совокупного нацио­нального продукта, на этих предприятиях трудится 50~70% занятого активного населения.

В России же эта цифра едва достигает 4%, если считать, что всего в экономике занято порядка 63,5 млн чел., а в ма­лом и среднем бизнесе — 2,5 млн чел.

Необходимо добавить, что образовательный и профес­сиональный уровень персонала организаций малого и средне­го бизнеса довольно высок.

Кроме этого, персонал таких организаций обладает высокой мобильностью — отраслевой, профессиональной и региональной.

Смена профессиональной деятельности (как для предпринимате­лей, так и для наемных работников), переезд на другое место жительства и работы, повышение своей квалификации харак­терны, прежде всего, для занятых в малом и среднем бизнесе.

Организации малого и среднего бизнеса, как правило, мгновенно ориентируются в любых изменениях на рынке и, желая сохранить и укрепить свой бизнес, способны в корот­кий срок не только изменить технологии ведения своего биз­неса (реинжиниринг), но и начать развивать принципиально новый бизнес в рамках существующего (диверсификация).

Примером реинжиниринга в фитнес-центре может служить изменение системы контроля доступа в фитнес-центр — пере­ход с абонементов на смарт-карты. Абонемент подразумевает предоплату всех возможных услуг в фитнес-центре, смарт-карта позволяет сделать выбор и сэкономить деньги потребителя без потери рентабельности клуба. Смарт-карты обеспечивают эф­фективное соотношение использования оплаченных услуг по-средствам анализа полученной статистики, ведь на каждом эта­пе доступа к услугам осуществляется сбор информации.

Примером диверсификации в фитнес-центре может быть предоставление услуг по медицинской реабилитации, дието­логии, продаже продукции, продвигающей основные услуги.

Сейчас именно умелое использование воздействия раз­вития новых форм хозяйствования способно решить многие проблемы нашей экономики.

Такой формой хозяйствования является фитнес-центр, который должен способствовать укреплению здоровья, раз­витию жизненных возможностей организма, повышению де­ловой активности населения и является источником создания трудовых мест.


Контрольные вопросы для семинарского занятия № 4.

1. Назовите виды бытовых услуг населению Украины.

2. Назовите услуги по ремонту, техническому обслуживанию, изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителей. Охарактеризуйте услуги по ремонту.Что при этом необходимо для производственного-технического процесса?

3. Охарактеризуйте ремонты по видам, характеру и срокам оказания.

4. Охарактеризуйте стационарное и выездное обслуживание.

5. Что включает в себя сервисная деятельность (назовите и охарактеризуйте).

6. Охарактеризуйте ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам.

7. Охарактеризуйте ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов и других изделий.

8. Какие сроки гарантии устанвливаются на бытовые машины и приборы, радиоэлектронную аппаратуру?

9. Какие гарантийные сроки устанавливаются на комплектующие изделия? С какого момента исчисляется гарантийный срок?

10. Охарактеризуйте предоставление услуги по ремонту ювелирных изделий.

11. Охарактеризуйте услугу по ремонту мебели.

12. Охарактеризхуйте услугу по благоустройству приусадебных территорий.

13. Охарактеризуйте услуги химической чистки и крашения, прачечных.

14. Охарактеризуйте предоставление фотоуслуг.

15. Охарактеризуйте услуги парикмахерскихи салонов красоты.

16. Охарактеризуйте предоставление транспортных услуг.

17. Охарактеризуйте услуги по уборке помещений.

18. Охарактеризуйте развитие транспортно-эксплуатационных услуг.

19. Охарактеризуйте развитие логистического сервиса.

20. Дайте характеристику рынка автосервисных услуг.

21. Каковы факторы формирования рынка автосервисных услуг?

22. Дайте характеристику досуговых услуг.

23. Что такое гостиничная индустрия? По каким признакам характеризуются гостиницы?

24. Что относится к коллективным, индивидуальным средствам размещения, а что к специализированным?

25. Какие существуют типы современных гостиниц?

26. Дайте классификацию гостиниц по уровню цен и этажности.

27. Какие существуют разновидности гостиниц?

28. Какие существуют типы гостиничных предприятий в зависимости от назначения?

29. Какие требования предъявляют к гостиницам делового назначения?

30. Для чего предназначены курортные остиницы?

31. Какие требования предъявляют к гостиницам для отдыха?

32. Охарактеризуйте специализированнеы гостиницы.

33. Дайте характеристику туристических и экскурсионных услуг.

34. Охарактеризуйте санаторно-оздоровительные услуги.

35. Категории потребителей туристского продукта.

36. Особенности обслуживания потребителей туристского продукта.

37. Охарактеризуйте классы обслуживания клиентов турфирмы.

38. Каковы основные задачи фитнес-центров?

39. Особенности социально-экономического аспекта существования фитнес-центров в Украине.

Необходимая литература :


Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004. 215 с.

Корсакова И.Ю. Основы гостиничного сервиса: учебное пособие / И. Ю. Корсакова - Омск: ОГИС, 2007. - 168 с.

Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000. 137 с.

Кусков С.А. Гостиничное дело: учебное пособие, 2007. 120 с.

Линн Ван дер Ваген. Гостиничный бизнес. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. 416 с.

Майдебура Е.В. Маркетинг услуг. Киев: ВИРА-Р, 2001. 574 с.

Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. 128 с.

Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. 240 с.
Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг. М.: Феникс, 2001. 218с.

Федоцов А.Р. Культура сервиса. М.: Феникс, 2001. 187 с.

Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние Века. СПб., 1999.

Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988.

Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭ и МО. 1999. №2.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996.

Жуков С. В. Развивающиеся страны: Сфера услуг и экономический рост. М., 1991.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального исследования / Пер. с англ. М., 1999.

Кулибанова В. В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.

Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.

Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. М., 1999.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Ино­земцева. М, 1999.

Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. М., 1985.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.

Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.

Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свири-денко:В4т. М., 2000.

Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М, 2001.

Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки. М.; СПб.,

2001. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормативных документов.

Ростов н/Д., 2003. Ефремова М. В., Чкалова О. В. Сертификация услуг розничной торговли.

М., 2000. Кулибанова В. В. Маркетинг: Сервисная деятельность. СПб., 2001. Курс экономической теории / Рук. авт. коллектива А. В. Сидорович. М.,

2001. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства.

М., 1999. Лощинский В. М. Сервировка и этикет стола. Минск, 1999. Малые и средние предприятия: Управление и организация / Общ. ред.

Й. Ханне Пихлер и др. М., 2002. Менеджмент системы качества. М., 1997. Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции. Минск, официальное. М., 1994. Огвоздин В. Е. Управление качеством: Основы теории и практики. М., 1999. Окрепилов В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью. СПб.,

Алешина И. В. Поведение потребителей. М., 1999.

Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. М, 2001.

Ахапкин С. Д., Забелин П. В., Федцов В. Г. Компас молодого предпринима­теля. М., 2002.

Возьмитель А. А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпри­нимателей. М., 1997.

Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципаль­ным хозяйством. М., 1998.

Иванов Г. П., Шустрое М. А. Экономика культуры. М, 2001.

Кабушкин Н. И., Бандаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск, 2002.

Козырев В. М. и др. Менеджмент в туризме: Экономика туризма. М., 2001.

Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. Новосибирск, 1992.

Кулибанова В. В. Маркетинг: Сервисная деятельность. СПб., 2001.

Майн Е. Р. Экономика региона: Проблемы комплексного развития. М., 2001.

Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

Менеджмент в коммерческой деятельности / Под общ. ред. С. Л. Савина. Калуга, 2001.

Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий со­циально-культурной сферы. СПб., 2002.

Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления / Под общ. ред. А. Г. Воронина. М., 1995.

Основы предпринимательского дела/ Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смир­нова. М., 1996.

Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М., 2000.

Песоикая Е. В. Маркетинг услуг. СПб., 2000.

Раис Э., Траут Д. Позиционирование: Битва за узнаваемость. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2002.

Рождественская И. А. Региональный социально-культурный комплекс в переходной экономике. М., 1997.

Современные услуги: Природа, подходы к классификации, качество. При-лож. к «Вестнику ИГЭА». № 1. Иркутск, 2000.

Социальный менеджмент/ Под ред. В. Н. Иванова. М., 2001.

Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свири-денко: В 4 т. М., 2000.

Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А. Д. Чудновского. М., 2000.

Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ. М., 1988.

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. СПб., 2001.

Наши рекомендации