Экономики Республики Коми

Республика Коми обладает высоким производственным, природно-

ресурсным и трудовым потенциалом.

Основу природно-ресурсного потенциала республики составляет разно-

образное по качеству и условиям залегания территориальное сочетание мине-

рально-сырьевых ресурсов. В разведанных на территории республики месторо-

ждениях сосредоточено около 80% общероссийских запасов кварцево-

жильного сырья, около 50% титана, 30% бокситов, 4,5% угля, около 3% нефти.

Наиболее значимыми в Республике Коми являются топливно-

энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на ее территории

значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и крупного

Печорского угольного бассейна. Печорский угольный бассейн является вторым

в России бассейном по ресурсам и содержит всю гамму углей, обеспечивающих

возможность существования и развития сырьевой базы коксохимии и энергети-

ки.

Рудные полезные ископаемые, выявленные в республике, отличаются

большим разнообразием состава и содержанием полезных компонентов. В на-

стоящее время в республике выявлены, разведаны и оценены месторождения

руд черных (марганцевые, хромитовые, титан), цветных (бокситы, медные, по-

лиметаллические руды), редких (вольфрам, молибден, висмут, ниобий, тантал),

благородных металлов (золото, платиноиды, серебро), а также алмазов.

В республике широко распространены нерудные полезные ископаемые,

которые могут быть использованы в качестве горнохимического (фосфориты,

каменные и калийные соли, барит), минерально-строительного (известняки,

глины, доломиты, гипс, мраморы, кварциты, пески, гравий), горнотехнического

и пьезооптического (жильный кварц, пьезокварц, горный хрусталь), ювелирно-

го камнецветного сырья.

На территории республики сосредоточено около 3,5% площади всех ле-

сов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Леса и

кустарники занимают 78% территории республики. Для лесоэксплуатации вы-

делено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м.

Территория республики обладает значительными ресурсами пресных,

минеральных и промышленных подземных вод.

В целом промышленность республики представляет собой комплексную

многоотраслевую систему и имеет выраженную топливно-сырьевую направ-

ленность. Темпы развития топливно-энергетического комплекса республики

оказывают основное влияние на общую динамику промышленного производст-

ва.

Нефтегазовый комплекс Республики Коми представлен нефтедобываю-

щей, нефтеперерабатывающей и газовой отраслями. Предприятия нефтеперера-

батывающей промышленности специализируются на выпуске автомобильных

бензинов, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута, битумов, ваку-

умного газойля и других видов продукции.

Предприятия газовой промышленности производят добычу и переработку

природного газа и нестабильного конденсата. Основные виды производимой

продукции: технический углерод, сжиженный газ, стабильный газовый конден-

сат, газ стабилизации, сухой газ.

Добыча угля осуществляется подземным и открытым способами. Практически все добываемые угли подвергаются переработке (обогащению) на обога-

тительных фабриках и установках.

Достаточно значимый вклад в развитие экономики республики вносит

электроэнергетика. Работают отрасли машиностроения и металлообработки,

легкой, пищевой, полиграфической промышленности. Наиболее перспектив-

ными и динамично развивающимися являются отрасли горнорудного комплек-

са.

Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим ком-

плексом является базовым в экономике республики. Лесопромышленный ком-

плекс республики представлен организациями лесозаготовительной, дерево-

обрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Заготовка древе-

сины сосредоточена в бассейнах рек Вычегда, Сысола и Мезень.

Деревообрабатывающая отрасль республики представлена лесопильным

производством, производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесно-

стружечных и средней плотности МДФ, производством деревянных строитель-

ных конструкций, включая столярные изделия и деревянной тары. Освоен вы-

пуск новых видов продукции – плит средней плотности МДФ и ламинирован-

ных древесностружечных плит. Основные виды выпускаемой продукции цел-

люлозно-бумажного производства: офисная и офсетная бумага, газетная бума-

га, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-

лайнер».

В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хо-

зяйство республики ориентировано на внутренний потребительский рынок и

специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и

овощей.

Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью

транспортно-коммуникационной системы России и представлен почти всеми

видами современного транспорта (железнодорожным, внутренним водным, ав-

томобильным, воздушным и трубопроводным). Наиболее значительную роль в

экономике республики играет трубопроводный транспорт.

Республика Коми занимает лидирующие позиции по развитию связи и

имеет самый высокий уровень цифровизации связи (более 84% от общей емко-

сти АТС) среди регионов Северо-Западного федерального округа. Жители Рес-

публики Коми имеют возможность пользоваться всеми современными видами

телекоммуникационных услуг связи, в том числе скоростным широкополосным

доступом в сеть Интернет и цифровым IP-телевидением.

Республика Коми обладает высоким инвестиционным потенциалом. При-

влекательность инвестиционного имиджа республики подтверждается ведущи-

ми мировыми рейтинговыми агентствами.

Работа по привлечению новых инвестиций увязывается, главным обра-

зом, с реализацией проектов, направленных на модернизацию структуры эко-

номики республики с упором на развитие перерабатывающих производств,

обеспечивающих глубокую переработку сырья в лесопромышленном комплек-

се и топливной промышленности; создание новых производств в горнорудном

комплексе; развитие транспортной инфраструктуры.

Республика Коми относится к числу крупных экспортеров. По поставкам

фанеры, бумаги и картона она занимает ведущие позиции в России.

В товарной структуре экспорта большая часть приходится на основные

виды топливно-энергетических ресурсов – нефть и нефтепродукты, сжиженный

газ.

Основные покупатели продукции – Нидерланды, Польша, Украина, Гер-

мания, Великобритания, Финляндия, Швеция, Швейцария.

Доля Республики Коми в общей сумме поступлений налогов, сборов и

иных обязательных платежей в бюджетную систему России в 2011 году соста-

вила 1,1%, по Северо-Западному федеральному округу - 11,2%, что соответст-

вует 3 месту в округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Республики

Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной дея-

тельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере

инноваций (гранты), в порядке, определенном в приложении 3.4 к Программе;

3) сотрудничество с российскими «институтами развития», направлен-

ными на поддержку инновационной деятельности:

реализация соглашений о сотрудничестве в сфере развития инновацион-

ной деятельности, заключенных между Правительством Республики Коми и

Некоммерческим партнерством «Национальное содружество бизнес-ангелов»;

Коми НЦ УрО РАН, ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный универси-

тет» и ОАО «Российская венчурная компания»; Фондом содействия развитию

малых форм предприятий в научно-технической сфере;

4) организация деятельности Межведомственной комиссии по развитию

науки и инновационной деятельности при Экономическом Совете Республики

Коми;

5) содействие в разработке и продвижении инвестиционных проектов,

направленных на внедрение инновационных технологий, разработка механиз-

мов их трансфера в производство Республики Коми.

По задаче 2 «Развитие регионального научного сектора как основы инно-

вационной экономики»:

1) формирование перечня тем научно-исследовательских работ, плани-

руемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета Респуб-

лики Коми в 2013 - 2020 годах;

2) финансирование прикладных научных исследований, имеющих важное

значение для социально-экономического развития Республики Коми (государ-

ственный заказ на выполнение прикладных научных исследований);

ПАСПОРТ

долгосрочной республиканской целевой программы

«Въездной и внутренний туризм на территории Республики Коми

(2013-2015 годы)»

Ответственный исполнитель ДРЦП

Министерство экономического развития Республики Коми

Соисполнители ДРЦП

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми;

Министерство образования Республики Коми;

Управление Республики Коми по занятости населения;

Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми;

Министерство культуры Республики Коми;

Министерство национальной политики Республики Коми;

Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации;

Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации;

органы местного самоуправления (по согласованию).

Цель ДРЦП

Развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Коми

Задачи ДРЦП 1.

Развитие приоритетных проектов в сфере туризма в Республике Коми.

2. Обеспечение доступности и контроля качества услуг в сфере туризма.

3. Продвижение туристского продукта Республики Коми на российских и международных туристских рынках.

Целевые индикаторы и показатели ДРЦП

1. Количество туристских проектов Республики Коми.

2. Количество муниципальных образований в Республике Коми, на территории которых реализуются проекты по формированию туристской инфраструктуры.

3. Количество коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы).

4. Количество классифицированных объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, расположенных на территории Республики Коми.

5. Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Коми с целью поездки – туризм.

6. Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, включая граждан Российской Федерации и иностранных граждан с целью приезда –туризм.

Этапы и сроки реализации ДРЦП

Сроки реализации ДРЦП - 2013-2015 годы.

Объемы

бюджетных

ассигнований

ДРЦП

На реализацию ДРЦП потребуется 45 000,0 тыс. рублей

из республиканского бюджета Республики Коми, в том

числе по годам:

2013 год – 15 000,0 тыс. рублей;

2014 год – 15 000,0 тыс. рублей;

2015 год – 15 000,0 тыс. рублей.

Ожидаемые

результаты

реализации ДРЦП

Основные результаты реализации ДРЦП к 2015 году:

1) создание туристских кластеров Республики Коми;

2) формирование имиджа региона, привлекательного для туристов;

3) привлечение дополнительных инвестиций в сферу въездного и внутреннего туризма на территории Республики Коми;

4) увеличение числа классифицированных объектов туристской индустрии с 3 до 7 единиц;

5) повышение уровня обеспеченности сферы туризма квалифицированными кадрами;

6) увеличение количества и улучшения качества услуг, оказываемых организациями сферы въездного и внутреннего туризма

7) расширение сферы деятельности субъектов туристской деятельности;

8)повышение привлекательности и конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Республики Коми;

9) увеличение количества муниципальных образований в Республике Коми, на территории которых реализуются проекты в сфере туризма, с 4 до 5 единиц.

Наши рекомендации