Тема: Гигиенические требования к микроклимату учебных и спортивных сооружений (освещение)
Цель занятия: закрепить теоретические знания о гигиеническом значении освещения учебных и спортивных помещений, освоить методы гигиенической оценки естественного и искусственного освещения, ознакомиться с гигиеническими нормативами освещения.
Оборудование: линейка или транспортир, рулетка и метры, калькулятор, люксметр.
Информационная часть.Естественное освещение помещений обеспечивается прямыми солнечными лучами (инсоляцией), рассеянным светом с небосвода и отраженным светом противостоящего здания и поверхностью покрытия. Темные цвета поглощают большое количество света, а светлая окраска увеличивает освещенность за счет отраженного света. Белый свет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70-90%, светло-желтый цвет – на 60%, светло-зеленый – на 46 %, цвет натурального дерева на 40%, голубой – на 25%, темно-желтый – на 20%, светло-коричневый – на 15%, темно-зеленый – на 10%, синий и фиолетовый – 6-10%. Естественное освещение помещений обусловлено световым климатом, величиной оконных проемов, их формой и расположением. Все эти факторы определяют продолжительность и эффективность естественного освещения помещений. При недостаточном естественном освещении помещений, поступающий свет не содержит многих частей солнечного спектра как видимого, так и ультрафиолетового диапазона, и поэтому с физиолого-гигиенических позиций не может считаться полноценным.
Естественное освещение нормируется в относительных величинах согласно СаНПиН «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий». Для определения освещенности используют визуальные методы, светотехнические методы – с помощью фотоэлектрических люксметров, позволяющих измерять коэффициент естественной освещенности (КЕО). Величины КЕО нормируются в помещениях в зависимости от их функционального назначения. Диапазон величин КЕО для жилых помещений колеблется от 0,5 до 1%, в спортивных – не менее 1%. На основании геометрических методов определяют световой коэффициент (СК), коэффициент заглубления (КЗ), угол падения и угол отверстия.
Световой коэффициент отражает отношение площади световой (остекленной) поверхности окон, принимаемой за единицу, к площади пола помещения. Световой коэффициент в жилых и детских дошкольных учреждениях рекомендован на уровне 1:5 – 1:6, в учебных помещениях – 1:4 – 1:5, в спортивных помещениях – 1: 10.
Коэффициент заглубления выражает отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения. КЗ не должен превышать 2,5, что обеспечивается глубиной помещения до 6 м.
Угол падения показывает, под каким углом световые лучи из окна падают на освещаемую горизонтальную рабочую поверхность в помещении. Угол падения света на рабочем месте должен быть не менее 27о.
Угол, в пределах которого в определенную точку помещения попадают прямые лучи с небосвода, называется углом отверстия, который не должен быть менее 5о.
Горизонтальная освещенность рабочего места должна быть в жилых комнатах – 30 лк (лампы накаливания) и 75 лк (люминисцентные); в спортивных залах – от 100 до 400 лк.
Ход работы:
1. Ознакомиться с теоретической информацией, представленной в информационной части. Кратко законспектировать теоретическую информацию. 2.Определить световой коэффициент учебного помещения. Для расчета СК измерить площадь пола и площадь остекленных окон (м2). Затем вычислить их отношение. СК выражается дробью, где числитель – единица, а знаменатель – частное от деления площади поверхности помещения на площадь стекол (округленное). 3. Определить коэффициент заглубления. Для расчета КЗ измерить расстояние от светонесущей стены до противоположной стены и расстояние от пола до верхнего края окна. Вычислить их отношение. Данные занести в итоговый протокол.4.Определить графическим методом угол падения света. Для определения угла падения света измерить рулеткой расстояние по горизонтали от точки на рабочей поверхности до светонесущей стены (рис. АВ). Затем от точки пересечения этой горизонтали со стеной измерить расстояние по вертикали до верхнего края окна (рис. ВС). Нанести оба значения расстояний в определенном масштабе на чертеж в тетради. Соединить на чертеже точку, соответствующую верхнему краю окна (С) с точкой на рабочей поверхности (А). Транспортиром измерить в полученном прямоугольном треугольнике при основании острый угол (α) – угол падения света или измерить величину данного угла с помощью таблицы тангенсов: tg α=CВ/АВ. Данные занести в итоговый протокол. Таблица. Величина тангенса острого углаТангенс | Угол, град | Тангенс | Угол, град | Тангенс | Угол, град |
0,176 | 10 | 0,404 | 22 | 0,675 | 34 |
0,194 | 11 | 0,424 | 23 | 0,700 | 35 |
0,213 | 12 | 0,445 | 24 | 0,727 | 36 |
0,231 | 13 | 0,466 | 25 | 0,754 | 37 |
0,249 | 14 | 0,488 | 26 | 0,781 | 38 |
0,268 | 15 | 0,510 | 27 | 0,810 | 39 |
0,287 | 16 | 0,532 | 28 | 0,839 | 40 |
0,306 | 17 | 0,554 | 29 | 0,869 | 41 |
0,325 | 18 | 0,577 | 30 | 0,900 | 42 |
0,344 | 19 | 0,601 | 31 | 0,933 | 43 |
0,364 | 20 | 0,625 | 32 | 0,966 | 44 |
0,384 | 21 | 0,649 | 33 | 1,000 | 45 |
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятию «микроклимат». Какие факторы влияют на тепловой микроклимат помещения? Гигиеническое значение освещенности. Какие требования, предъявляются к освещению? Укажите основные гигиенические показатели оценки освещенности помещения. Их значения и нормативы. Перечислите методы оценки естественного освещения. Какие показатели применяются для оценки искусственного освещения? Перечислите факторы, влияющие на естественный режим инсоляции.