В экскурсионном обслуживании
Экскурсовод— специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:
· интеллектуальностью;
· индивидуальностью;
· ответственностью;
· личным достоинством;
· активной жизненной позицией.
В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей:
· конструктивные;
· организаторские;
· коммуникативные.
Конструктивные способности находят свое отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его. до слушателей с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
Организаторские способности определяются умением сочетать экскурсоводческое мастерство с руководством экскурсионной группой.
Коммуникативные способности выражаются в умении экскурсовода организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми партнерами по общению (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.) было полное взаимодействие и взаимопонимание. Способность к общению всегда относилась к важнейшим человеческим качествам. Экскурсовод, легко вступающий в контакты и умеющий располагать к себе, заслуживает наибольшей симпатии. Экскурсия — это творческий процесс общения. Поэтому умелая передача экскурсоводом идей, образов, мыслей и чувств служит жизненно важной цели — установлению взаимосвязей и сотрудничества людей.
Огромная роль в освоении профессии экскурсовода отводится следующим качествам характера: интеллектуальным (гибкость ума, наблюдательность), волевым (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональным (чуткость).
На эффективность экскурсии также оказывают влияние такие качества, как радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность, индивидуальность.
Индивидуальность экскурсовода формируется в процессе освоения им экскурсоводческого мастерства, выработки и совершенствования индивидуальных особенностей: речи, жестов, мимики, стиля изложения материала, использования своих излюбленных приемов и манеры ведения экскурсии в целом.
Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. К слагаемым мастерства экскурсовода также относятся:
· эрудиция, интеллект, культурный уровень;
· знание методологии экскурсионной деятельности;
· знание методики подготовки и проведения экскурсии;
· владение ораторским искусством и практическими навыками ведения экскурсии.
Сила профессионального мастерства — красноречие экскурсовода. Изложение данным лицом текста экскурсии в устной форме следует рассматривать как публичную речь, которой свойственны тема, цели, задачи, подобранный материал.
Ведение экскурсоводом экскурсий различной тематики предполагает использование в его речи различных стилей: информа-
ционного, делового, научного, художественного, публицистического и др. В частности, информационный стиль используется для констатации некоторых положений дел в объективном мире с минимумом их эмоциональной окраски, отличается нейтральной, ровной интонацией. Для речи экскурсовода этот стиль удобен при сообщении статистических данных, но желательно прибегать к нему как можно реже.
Научный стиль строится на сочетании нейтральных и «волевых» интонаций, подтверждаемых выражениями «доказано», «известно» и др. и служащих для привлечения внимания экскурсантов с целью их убеждения в истинности излагаемой точки зрения. При этом используются научные факты и документальные подтверждения.
Выразительность используемых экскурсоводом приемов рассказа (цитирование, литературный монтаж) свойственна художественному стилю.
Содержательность информационного и пафос художественного стилей объединяет в себе стиль публицистический. Речи такого стиля носят агитационно-пропагандистский характер и в экскурсии направлены на формирование или изменение убеждений слушателей, их мобилизацию на решение собственных актуальных задач.
Все тексты речи экскурсовода строятся с ориентацией на определенные нормы.
Одними из главных достоинств и норм речи являются ее точность (строгое соответствие слов обозначаемым предметам и соответствие между принятым значением слова и его применением в речи); фонетическая и лексическая правильность (соответствие исторически принятым действующим языковым нормам, касающимся прежде всего произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений); выразительность (выразительная речь не только хорошо слышима, но и легко воспринимаема, вызывает интерес и поддерживает внимание слушателей); богатство (разнообразие) речи (чем реже повторяются в речи одни и те же слова и синтаксические структуры, чем больше словарный запас слов, их значений, моделей словосочетаний и предложений, тем богаче и разнообразнее речь экскурсовода); чистота — отсутствие чуждых литературному языку элементов: диалектизмов (слов и выражений,
свойственных местным диалектам); иноязычных слов (варваризмов — слов из чужого языка, включаемых в речь без надобности); жаргонизмов (вульгаризмов — грубых, пошлых, непристойных слов и выражений); слов-паразитов (навязчивых и часто повторяемых слов, затрудняющих восприятие речи экскурсовода). Выразительность речи (как и ее недостатки) может быть подчеркнута и усилена при использовании технических средств. Для экскурсовода важно уметь работать с микрофоном. Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, прежде всего необходимо добиться непринужденного тона, достигая выразительного и полного звучания.
К должностным обязанностям экскурсовода относят:
· хорошее знание содержания проводимых экскурсий и путевых экскурсионных информации;
· владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
· подготовка текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;
· своевременное обновление используемых при проведении экскурсий (путевых информации) данных, внесение изменений и дополнений в контрольный текст экскурсии (путевой информации);
· участие в разработке новых тем и маршрутов экскурсии;
· освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;
· участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, семинарах;
· участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензирование текстов экскурсий (путевых информации);
· выступление с сообщениями о роли экскурсий, пропаганда и реклама экскурсий;
· соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); информирование экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия); принятие мер безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путешествий);
· оформление в установленном порядке документов на экскурсионное обслуживание.
Экскурсовод должен знать: основные вопросы экскурсионной теории; экскурсионные возможности своего региона; сущность экскурсии, ее признаки и функции, требования к ней; принципы составления маршрута экскурсии; классификацию экскурсионных объектов; классификацию и тематику экскурсий; методику подготовки экскурсий; практическое применение элементов педагогики, логики, психологии в экскурсионной деятельности; эстетическое содержание экскурсий, его значение; виды и формы экскурсионного обслуживания, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию различных групп населения; критерии оценки качества экскурсии, показатели качества экскурсионных процессов; организацию работы экскурсовода, экскурсионную методику, ее задачи и требования, методику проведения экскурсии; методические приемы и их классификацию; методику проведения экскурсий на исторические, военно-патриотические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, производственные, природоведческие темы; особенности проведения музейных, обзорных (многоплановых) городских и загородных экскурсий; пути совершенствования методики проведения экскурсии; пути совершенствования профессионального мастерства. Экскурсовод должен уметь:
· подбирать необходимый материал и составлять текст экскурсии на определенную тему;
· составлять методическую разработку экскурсии;
· применять методические приемы в ходе проведения экскурсии; » составлять текст путевой информации и проводить ее;
· использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»;
· руководить группой туристов (экскурсантов);
· рекламировать экскурсии в учреждениях и организациях и т.п.
Совершенствование профессионального мастерства экскурсовода может быть:
а) централизованным:
· повышение квалификации путем учебы на курсах, участия в семинарах, конференциях и других формах обучения;
· специализация экскурсоводов с учетом способностей и желания проводить экскурсии на те или иные темы;
· сертификация экскурсионных услуг;
· контроль проводимых экскурсий;
б) индивидуальным:
· систематическое изучение литературы и других источников информации;
· освоение системы учебных упражнений по проведению экскурсии: отработка приемов показа и рассказа, иллюстрации наглядных пособий, использование технических средств;
· отработка техники расстановки группы у экскурсионного объекта; навыков работы с микрофоном, усилительными установками и другими техническими средствами; посещение и участие в культурно-познавательных мероприятиях; публикации в периодической печати и выступления в средствах массовой информации; подготовка методической и специальной литературы.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие потребности человека удовлетворяют экскурсионные услуга?
2. Что понимается под организацией экскурсионного обслуживания? Назовите основные показатели экскурсионного обслуживания.
3. Чем обеспечивается полнота информации по организации экскурсионного обслуживания на туристском предприятии?
4. Охарактеризуйте основные формы организации экскурсионного обслуживания и сделайте их сравнительный анализ.
5. Какие принципы положены в основу экскурсии? Дайте их характеристику.
6. Какие функции выполняет экскурсия?
7. Раскройте понятие «классификация экскурсий» и охарактеризуйте разделение экскурсий в соответствии с их основными признаками.
8. В чем заключаются этапы создания экскурсий?
9. Оформите паспорт (карточку) экскурсионного объекта (по выбору).
10. В чем заключаются принципы построения маршрута экскурсии?
11. Что такое «портфель экскурсовода»?
12. Составьте схему обязательного документа, дающего право на проведение и оплату экскурсии. Что еще необходимо для осуществления данного процесса?
13. Что понимается под дифференциацией экскурсионного обслуживания? Какие задачи она решает? Ответ аргументируйте, приведите подтверждающие примеры.
14. Есть ли разница в понятиях «экскурсоводческое мастерство» и «профессиональное мастерство экскурсовода»?
15. Перечислите, что относится к должностным обязанностям экскурсовода?
Литература
Ашмаринина Л.Л. Методические рекомендации по изучению курса «Введение в туризм». М.: РИБ «Турист», 2000.
Дворниченко В.В., Савина Н.В. Организация экскурсионной деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: МЭСИ, 2000.
Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
Жулевич Е.В., Копаное А. С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.
Квартальное В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука. 1993.
Культурология и искусствоведение /Сост. К.В. Кулаев. М.: РМАТ, 1998.
Курило Л.В. Краеведение и туризм. М.: РМАТ, 1999.
Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов,и экскурсантов. М.: ИПК, 1987.
Понятие и термины художественной культуры / Сост. Н.М. Зо-зум. М.: РМАТ, 1998.
Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. В 2 ч. Мн.: БГЗУ, 2000. Ч. 1.
Савина Н.В. Сущность понятия экскурсионного продукта. Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. научно-практич. конференции. Минск. 11-13 апреля 2001 г. Мн.: БГЭУ, 2001.
Савина Н.В. Экскурсоведение: Учеб.-практ. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999.
Глава 9