История и особенности организации велосипедного туризма

АФАНАСЬЕВА ЛЕЙСАН РАМИЛЕВНА

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО МАРШРУТА В ГОРОД ЕЛАБУГА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Выпускная квалификационная работа

«Допустить к защите ГАК»

Зав.кафедрой СЭДСиТ

д.п.н., профессор

________З.М. Кузнецова

«__» ________2014 г.

Выпускник____________

Консультанты Научный руководитель:

Правовая часть, к.м.н., доцент

к.п.н., ст. преподаватель _____А.А. Мустакимова

_________С.А. Кузнецов

«__»_________2014 г.

Экономическая часть, Нормоконтроль

преподаватель к.п.н., ст.преподаватель

________Л.А. Земцова ________

«__»_______2014 г. «__»______ 2014 г.

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА …………………………………….

1.1. История и организация велосипедного туризма….

1.2. Особенности разработки велосипедных маршрутов с культурно-познавательными целями ……………………………………………

1.3. Этапы проектирования экскурсионных туристских услуг……

Резюме по главе I…………………………………………….

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО МАРШРУТА «ЕЛАТУР»

2.1. Методы и организация исследования…………………………….

2.2. Культурно-познавательный потенциал г. Елабуга………….…

2.3. Выявление потребностей студентов в велосипедном маршруте ….

2.4. Разработка и реализация культурно-познавательного велосипедного маршрута «Елатур»…………………………………

Резюме по главе II………………………………………….

ВЫВОДЫ………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для развития туризма необходимо вводить инновационные виды активного отдыха. Одним из самых увлекательных видов активного отдыха является велотуризм. Наличие спроса на велосипеды и широкой сети автодорог делает этот вид туризма перспективным. У путешествий на велосипеде есть очень много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, он является проходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если вы выбрали длинный маршрут, то с велосипедом, в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Чтобы добраться до определённого места, вы затратите меньше сил и не так устанете. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами. Ехать на современном велосипеде, который почти ничего не весит, быстро набирает скорость, легко тормозит одно удовольствие. Если правильно подобрать всепогодную велосипедную одежду, то путешествие будет ещё приятнее.

Велосипедный туризм - это путешествия на дорожных, спортивных и горных велосипедах по равнине, оврагам, пескам, горным тропам. По сравнению с пешеходным туризмом велосипедные походы имеют следующие преимущества: более высокая скорость передвижения и низкая утомляемость, более широкие возможности при выборе маршрута почти с любым рельефом местности и любыми дорогами. Это один из самых экологичных и полезных для здоровья видов активного отдыха.

Велотуризм подразумевает два вида путешествий - велотуры и велопоходы. Велотур более лёгкий вариант. В этом случае любой человек, даже не очень приспособленный к походным условиям, может отправиться в путь. Все участники велотура едут без поклажи, которая находится в сопровождающей их машине. Питание и ночёвки организованы вполне цивилизованно - в гостиницах или коттеджах с кафе и ресторанами. Более экстремальный вид велотуризма - велопоход. В этом случае физическая нагрузка на участников возрастает, а комфорт, в бытовом смысле, уменьшается. Но, выбрав этот вариант, велотуристы могут попасть в такие места, куда никакой автомобиль не проедет. Только в велопоходе можно испытать ощущение приключений, посидеть у костра, испытать себя.

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Степень разработанности темы дипломной работы.

Общие понятия велосипедного туризма рассматриваются такими исследователями как Гуревич И.И., Власов А.А., Шевчук, В.В., Харитоновский А. А. и др.

По вопросам изучения культурно-познавательного потенциала республики Татарстан можно выделить труды таких авторов как Фокин Д.Н. и Синцов А.Н.

Противоречиезаключается внесоответствии между возможностью полноценного развития велосипедного туризма в Татарстане и отсутствием новых разработанных и апробированных велосипедных маршрутов по причине недостаточной популяризации данного вида туризма среди активных туристов.

Проблема исследованиясостоит в решении вопроса разработки востребованных культурно-познавательных велосипедных маршрутов для развития культурно-познавательного и спортивного туризма и популяризации данного направления среди активных туристов.

Объект исследования:организация велосипедного туризма.

Предмет исследования:разработка культурно-познавательного велосипедного маршрута в г. Елабуга для студентов вуза.

Гипотеза исследованиязаключается в предположении, что разработка и реализация новых культурно-познавательных велосипедных маршрутов будет способствовать:

- развитию активного отдыха с историко-познавательной целью;

-популяризации культурных ценностей г. Елабуга среди студентов г. Набережные Челны.

Цель исследования: разработать и провести культурно-познавательный велосипедный маршрут в город Елабуга под названием «Елатур» для студентов вуза.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности велосипедного туризма. Выявить ос

2. Рассмотреть культурно – познавательный потенциал г. Елабуга.

3. Выявить потребности и предпочтения студентов вуза в велосипедном туризме.

4. Разработать и провести культурно-познавательный велосипедный маршрут «Елатур» для студентов вуза.

Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- опрос (анкетирование студентов);

- проектирование маршрута;

-математическая обработка данных.

Практическая значимость: заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической работе специалистов туристических и спортивных клубов, молодежных центров. Разработанный культурно-познавательный велосипедный маршрут в г. Елабуга был успешно апробирован в мае 2013 года при НФ Поволжская ГАФКСиТ.

Структура работы.Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Дипломная работа изложена на …страницах. Список литературы включает в себя 33 источника.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА

История и особенности организации велосипедного туризма

Велосипед - самый распространенный и самый массовый вид транспорта. Велосипед дает возможность перемещаться на большие расстояния быстрее, с затратой меньших усилий, чем пешком. И при этом не требует никакого дополнительного источника энергии. Это самый экологически чистый и бесшумный вид транспорта [5,c.56].

Велосипед не был изобретен одним человеком. Он вырос из целого ряда идей и изобретений, прослеживаемых от нашего времени до конца 18 в. Некоторые исследователи идут дальше, указывая на чертежи двухколесного транспортного средства и роликовой цепи, принадлежащие Леонардо да Винчи.

Важнейшим этапом развития велосипедной техники было изобретение относительно безопасного велосипеда с двумя одинаковыми колесами не слишком большого диаметра. В 1870-х годах Г. Бейтс из Кройдена в Англии создал первый велосипед с приводом на заднее колесо, названный "Летучим голландцем". Его привод со шкивами и шнуром Г. Лоусон в своем "Байсиклетте", запатентованном в 1879 году, заменил цепным приводом. Около 1885 года Дж. Старли и В. Саттон, выпустили безопасный велосипед "Ровер" с двумя колесами диметром 760 мм и цепным приводом на заднее колесо. Примерно в то же время Ч. Линли и Дж. Биггс выпустили безопасный велосипед "Уиппет" с рамой приблизительно ромбообразной формы, которая после этого стала наиболее распространенной, фиксированным положением седла, педалей и руля. В раме были предусмотрены две пружины для амортизации дорожных ударов. Благодаря пружинам «Уиппет» пользовался особой популярностью, пока Дж.Данлоп не разработал пневматические, надувные, шины, появившиеся в 1889 году. В последующее десятилетие появились такие новинки, как шарикоподшипники, уменьшающие трение между движущимися частями, конвейерные методы сборки, стальные трубы, двух- и трехскоростные колесные втулки, ножной тормоз и переключатель передач - скоростей, цепного привода. Разработка безопасного велосипеда и его необычайная популярность в 1890-х годах повлекли за собой многие социальные изменения, в частности изменения в женской моде - появились женские брюки для велосипедных прогулок, и в женской свободе - стали обычными велосипедные прогулки в мужской компании без присмотра родителей и родственников [5,c.106].

Возникновение велосипедного туризма в России обычно связывают с организацией в 1895 году в Петербурге общества велосипедистов-туристовРусского туринг-клуба с отделениями в Москве, Киеве, Риге и других городах. Уже в конце 1890-х годов любители велосипедных путешествийорганизовывалидальние пробеги, в том числе из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж. Русский путешественник А. Панкратов в 1911-13 годах в одиночку совершил кругосветное путешествие на велосипеде. В 1928-31 году велотуристГ. Травин преодолел труднейший путь по горам и пустыням, лесам и тундре вдоль границ СССР. В 1981 в программу 1-го чемпионата СССР по туризму вошли соревнования по велосипедному туризму. По массовости велосипедный туризм не уступает таким видам туризма, как пешеходный, водный, горный и лыжный. Большое число велотуристовпутешествует без регистрации своих маршрутов и путевых документов, поэтому не учитывается официальной статистикой. К середине 1990-х годов сложилось несколько разных четко различающихся направлений в использовании велосипеда. Все они сводятся к езде на двух колесах, но соответствующие оборудование и техника весьма специализированы. С повышением в Европе и США интереса к велосипеду возникла целая индустрия велосипедного туризма. Десятки, если не сотни коммерческих компаний и некоммерческих организаций предлагают велотуры разного масштаба - от однодневных поездок до длительных экскурсий по разным странам. Отдельные организации устраивают велосипедные походы, участники которых сами везут все свое туристское снаряжение и ночуют в палатках, но, как правило, коммерческие велотуры обставляются достаточно комфортабельно: весь багаж перевозится на автофургонах, а туристы получают отличное питание и ночуют в гостиницах [5, c.45].

Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить вброд реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий велотуристы проезжают от 40 до 120 км, а при попутном ветре от 45 до 140 км. В походе велотуристу не приходится везти на себе снаряжение - весьгруз крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта [5,c.67].

Однако, при всех своих преимуществах, велосипед ставит специфические требования к участникам и организаторам велосипедного путешествия.

Рассмотрим основные особенности велосипедного туризма. Первая из них обусловлена сильным влиянием на развитие велосипедного туризма лыжного и горного туризма, а так же спортивными традициями. Эта особенность заключается в спортивном стиле походов, выражающаяся в экономии времени и четкой организации работы на маршруте и в лагере. Во время движения запрещены любые остановки без разрешения командира, палатки и вещи участников собираются, пока готовится завтрак; когда завтрак готов, почти все вещи должны быть собраны. Режим движения такой же, как и в других видах спортивного туризма: 50 ходовых минут и 10 минут привала. После третьего перехода обед. Обед же, как принято и в других видах туризма, никогда не бывает горячим, и представляет собой, как правило, бутерброд с колбасой или сыром, запиваемый чистой родниковой водой. Во время каждого привала раздаются сухофрукты, а после каждых 50 километров и на перевалах положена шоколадка.

Вторая особенность заключается в том, что маршруты должны планироваться так, чтобы они не включали пешеходные участки. Если же пешеходный участок встречается, он должен быть оправдан (например, соединяет два интересных района). Мы считаем, что велосипедный туризм должен проходить на велосипеде. Но, тем не менее, хочется посмотреть места, доехать на велосипеде до которых нельзя. Поэтому особенностью тактики велосипедного туризма являются радиальные пешеходные выходы. Это позволяет осмотреть достопримечательности, затратив на это минимум времени.

Третья особенность заключается в том, что велосипедные маршруты должны проходить в максимально высоком темпе. Это позволяет больше посмотреть, и, если все идет по плану, совершить несколько радиальных выходов к интересным объектам на маршруте. К тому же высокий темп делает маршрут интересней в спортивном плане.

Четвертой особенностью является бережное отношение к природе. В каждом походе учреждается должность эколога, который приводит перед отъездом стоянку в надлежащий вид. А так же собирает весь мусор, создаваемый группой на маршруте, с тем, чтобы вечером сжечь его на костре [7,c.24].

Велосипедные походы – это путешествия на велосипедах с посещением природных красот и живописных достопримечательностей (природных и культурных). Цель таких походов, как правило, у каждого туриста своя. Одни, за время похода физически и духовно восстанавливаются, для других – это шанс отдохнуть от городской обыденности. А некоторые, стремятся к победам и покорениям ещё не пройденных маршрутов, получению высшей категории и звания мастера спорта. Выбор велосипеда зависит от вкусов и предпочтений туриста.

Разновидности велопоходов:

1. Однодневный велопоход - велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд - вечером того же дня.

2. ПВД «Поход выходного дня» - велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.

3. Многодневный велопоход - велопоход протяжённостью в несколько дней с ночёвками [26,c.48].

Методика категорирования велосипедных походов разбивает все множество маршрутов на 6 категорий сложности. Категория сложности - это комплексный показатель, учитывающий в первую очередь наличие необходимого количества определяющих (протяженных) велосипедных препятствий соответствующей категории трудности, которые должны быть пройдены за определенное время с учетом дополнительных факторов: общей протяженности маршрута, локальных (не велосипедных) препятствий (переправы, болота, каменные завалы), автономности (удаленности от цивилизации) [25,c.240].

Расчет - категории сложности велосипедного маршрута - включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:

L - протяженность маршрута

Т - продолжительность прохождения маршрута (похода)

I - интенсивность прохождения маршрута

ЛП - локальные препятствия

ПП - протяженные препятствия

А - автономность

Протяженность маршрута (L) - не является параметром, определяющим его категорию, и не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель номинальной протяженности используется при оценке показателя интенсивности прохождения маршрута.

Продолжительность похода (T) - граничный показатель, также служащий для определения интенсивности прохождения маршрута.

Локальные препятствия (ЛП) - не велосипедные препятствия, характерные для других видов туризма (переправы, болота, непроезжее бездорожье), имеющие четкие границы и небольшую протяженность (до 3 км), характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде.

Интенсивность прохождения маршрута (I) - специфический показатель велосипедного похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража - эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям).

Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Однако это не означает, что вся протяженность маршрута состоит только из протяженных препятствий.

Протяженные препятствия в равнинной местности – участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие неизменный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. Показатели считаются неизменными, если участки, на которых показатели отличаются от значения, характерного для данного ПП, составляют не более 10% от протяженности ПП.

Протяженные препятствия в горной местности - участки маршрута, характеризующиеся постоянным общим набором высоты [30,c. 46].

ПП в горной местности по характеру движения подразделяются на:

1. Подъем по ущелью - характеризуется относительно равномерным и небольшим по крутизне набором высоты и заканчивается резким изменением условий движения (началом перевального взлета, выходом в цирк и т.п.).

2. Перевальный взлет (подъем на перевал или горное плато) - характеризуется относительно быстрым и резким набором высоты. Начало определяется резким изменением условий движения (подъема) - уход от реки при подъёме по ущелью, резкое возрастание крутизны подъема, окончание определяется выходом на точку перегиба рельефа (перевал, вершину, плато).

3. Перевал. Допускается объединение подъема по ущелью и перевального взлета в одно протяженное препятствие - перевал, - если второй является логическим продолжением первого. Все показатели, применяемые при расчете категории трудности, в этом случае рассчитываются как средневзвешенные значения для всей протяженности объединенного ПП [30,c.45].

Протяженные препятствия в равнинной местности: участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие неизменный* набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков:

• асфальт

• грейдер - профилированная гравийная (гравий до 10 мм) или грунтовая дорога

• проселок - непрофилированная грунтовая или мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней от 10 до 30 мм)

• щебень – каменистая.

Если велотуристы проходят, заявленный классифицированный маршрут дольше определенного времени (слабая подготовка, нерациональный график движения), то они могут не уложиться в нормативы соответствующей категории сложности. В этом случае маршрутно-квалификационная комиссия присваивает походу более низкую категорию сложности с указанием, что маршрут имеет элементы более высокой категории (соответствующей классифицированному маршруту).

На категории трудности протяженных препятствий и сложности маршрутов существенное влияние могут оказывать неблагоприятные погодные условия и сезонно-географические факторы. Они могут приводить к увеличению категории сложности маршрута. Это должно учитываться при выборе времени (сезона) для прохождения маршрута [30,c.220].

При прохождении маршрута нужно ознакомиться с инструкцией по технике безопасности в велосипедном маршруте и соблюдать все правила (см. прил. 3).

Существуют три основных способа комплектования групп походов выходного дня.

Чаще всего отправиться в поездку решают сослуживцы, студенты, соседи по дому, двору либо компания друзей. При этом руководителем становится самый опытный велосипедист или инициатор поездки.

Во втором случае группу создает будущий руководитель лично. Чаще это бывает так: какой-нибудь любитель воскресных велосипед­ных поездок решает обзавестись попутчиками, агитирует своих дру­зей, сослуживцев, а иногда находит «соратников» среди незнакомых людей, в том числе в туристском клубе.

В третьем случае группа создается по объявлению, то есть не­посредственно перед походом. Такие походы организуют в некото­рых городах туристские клубы, и подобная практика получила наи­большее распространение в 80-х годах 20 века.

В первом и втором случаях состав группы (в первую очередь, численный) регулируется легко, особенно когда руководитель сам собирает группу. В походе по объявлению, если не организуется предварительная запись туристов в туристическом клубе или по телефону, а люди в объявлении приглашаются непосредственно к месту отправ­ления в поход, группа складывается стихийно, и в общем-то состав ее, количественный и качественный, предсказать можно лишь при­близительно [29,c.455].

Для велотуризма очень важно, чтобы в группе подобрались люди с одинаковыми физическими возможностями, то есть едущие с од­ной скоростью. Тогда поход будет доставлять удовольствие всем участникам, это усилит и психологический контакт в группе. Слиш­ком большая группа становится трудноуправляемой, так как даже маленькая разница в силе, тренированности разбрасывает людей на дороге на большое расстояние. Если в группе оказалось более 10 человек, ее надо разбить на две-три и более подгрупп, которые пойдут по одному маршруту либо со сдвигом во времени (например, более сильные уходят вперед), либо параллель­ными путями, встречаясь на общем привале. При этом каждую под­группу должны вести опытные туристы. Так что ответственный руко­водитель должен давать объявление с расчетом на такое примерное количество туристов, которое он и его товарищи смогут повести за собой. Стало быть, в хорошую погоду у руководителя должны быть в запасе еще участники, которым можно доверить людей [10,c.21].

Обеспечение безопасности участников туристских походов- важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. На обеспечение безопасности направлены основные руководящие документы по самодеятельному туризму [1,c.365].

В спортивном туризме решение образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных задач, эффективность которых в значительной мере определяется эффективностью подготовки группы к походу, прежде всего направлено на обеспечение безопасности туристов. Безопасность на маршруте обеспечивается в подготовительном периоде всеми мероприятиями, включенными в сетевой график. Другими словами, и подготовка участников (физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная), и маршрутная работа группы (все аспекты которой требуют, безусловно, соответствия опыта и подготовленности участников условиям района, характеру маршрута, календарному плану похода), и комплекс мероприятий по организации и материально-техническому обеспечению похода (соответствующие условиям его проведения финансирование, снаряжение, одежда, обувь, питание, медикаменты) -все это единый комплекс обеспечения успеха похода и безопасности его участников [16,c.46].

Значение реального опыта туристской группы, ее физической, технической, тактической, психологической подготовленности к прохождению конкретного маршрута (и в конкретном классификационно-географическом районе) в обеспечении безопасности участников похода хорошо известно. Вся маршрутная работа прежде всего сводится к решению одного из основополагающих компонентов безопасности туристов, а именно к классификационному ее обеспечению. Однако недостатков и несовершенства в работе по профилактике травматизма и несчастных случаев еще много. Этот вопрос едва ли не наиболее острый из всех проблемных вопросов спортивного туризма.

В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения. Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.

Тяжелый рюкзак - один из минусов, который можно превратить в плюс. Надо постараться уменьшить его вес - не за счет нужных вещей, а за счет рационального подбора высококалорийных и легких продуктов, надежного и облегченного снаряжения. Облегчить рюкзак, а заодно и акклиматизироваться помогут радиальные выходы в начале похода и организация забросок в промежуточные пункты маршрута [21,c.112].

Сложные участки маршрута, особенно те, которые недостаточно хорошо просматриваются с подходов или имеют несколько вариантов пути, нужно обязательно проходить с предварительной разведкой. Часть группы без груза с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а иногда и для обработки пути. В лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов в районе перевалов, где возможны сходы лавин [11, c.465].

Одна из наиболее распространенных причин несчастных случаев в походах - пренебрежение страховкой. Группа обязана надежно ее организовать во всех случаях, когда возможность самостраховки, самозадержания, например, при срыве, вызывает сомнение [1, c.370].

Привалы и ночлеги следует устраивать в местах безопасных, по возможности защищенных от ветра. Иногда приходится жертвовать комфортом и разбивать лагерь в месте неудобном, но зато защищенном от возможных камнепадов, затопления водой. Четкая организация бивачных работ и добросовестное выполнение каждым участником своих обязанностей позволяют высвободить больше времени для отдыха, восстановления сил.

Даже при хорошей подготовке к походу группа на маршруте может потерять ориентировку. Бывает, в горах, особенно при плохой видимости, одно ущелье принимается за другое. И вот здесь нужно уметь заставить себя вовремя остановиться, оценить обстановку, вернуться, наконец [11,c.460].

Очень важно правильно подобрать одежду для прохождения маршрута. Оптимальная одежда для велосипедного маршрута - это та, в которой наиболее комфортно ездить в заданном темпе при заданной температуре воздуха [6,c.25].

В однодневном велопоходе можно использовать практически любую спортивную одежду, хотя наиболее удобна и практична в подобных ситуациях специализированная одежда для велоспорта, которая продается в спортивных магазинах. К тому же очень желательно, чтобы одежда была ярких расцветок (особенно куртка и футболка), чтобы велосипедист был хорошо заметен издалека и не сливался с окружающим пространством, иначе его будет трудно заметить на дороге (особенно в сумерках или в условиях плохой видимости).

Что же касается специализированной велоодежды, то в первую очередь к ней относятся так называемые «велотрусы» - специальные велосипедные шорты до колен, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от болевых ощущений о седло. Такие шорты можно носить как основную одежду, а можно одевать под обычные спортивные брюки как «нижний слой». Кроме того, существуют и «длинные» варианты «велотрусов» - велобрюки, выполненные из более теплого материала [14,c.500].

Также популярностью среди велотуристов пользуются специальные футболки, яркие, удобные и хорошо вентилируемые.

Отправляясь на целый день за город, надо понимать, что температура в течение дня может сильно меняться, поэтому рекомендуется взять с собой утепляющую одежду, которая пригодится вам на привалах или же при возвращении вечером домой, когда температура воздуха может существенно понизиться. Например, катаясь целый день в велошортах и велофутболке, при возможном похолодании можно сверху одеть спортивные брюки и куртку. К тому же, отправляясь в велопоход, необходимо учитывать возможные дожди, а потому желательно захватить с собой защитную куртку или накидку.

Еще одна необходимая в велопоходе деталь — перчатки, которые можно купить в спортивном магазине или же использовать старые кожаные. Без них ладони очень быстро натираются, к тому же перчатки помогают сохранить ладони при падениях. Также неплохо иметь с собой запасные носки.

Отправляясь в поход, желательно захватить с собой темные очки, которые буду защищать ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых, а также головной убор с козырьком (зимой - утепляющий) или специальный велосипедный шлем, который защитит вас также и при возможных падениях [17,c.430].

Очень важно правильно выбрать обувь - она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. Существует целый ряд моделей кроссовок и туфель разных ценовых категорий, которые можно купить в специализированных магазинах. Однако желательно (исходя из собственного опыта), чтобы подошва у них была бы более жесткой. Это надо для того, чтобы вы не испытывали неудобств от длительного нажатия на педаль, отличающуюся далеко не плоским рельефом [18,c.120].

Отправляясь в поход, вы должны быть уверены, что ваша техника вас не подведет, а потому накануне похода следует провести велосипеду небольшой техосмотр. Несмотря на это, к сожалению, в пути иногда случаются неприятные моменты. Наиболее часто встречаемыми из них бывают проколы камер. Проколы заранее предвидеть невозможно, поэтому они являются неизбежным спутником всех велосипедистов [13,c.79].

Для борьбы с проколами рекомендуется брать с собой запасную камеру (лучше две), велоаптечку с монтировками и насос, что позволит вам произвести ремонт самостоятельно, без посторонней помощи. Кстати, профессионалы настоятельно рекомендуют перед сборкой колеса, при ликвидации прокола, проверить, не остался ли в покрышке кусок стекла или гвоздя, приведший к проколу. Метод подобной проверки заключается в следующем: нужно осторожно прощупать пальцами внутреннюю сторону покрышки и удалить возможные причины проколов. Кроме этого рекомендуется возить с собой набор ключей, позволяющий вам произвести небольшую регулировку велосипедного оборудования. Для распространенных в настоящее время горных велосипедов таким набором является набор шестигранников. Обычно используется компактный набор типа «перочинный ножик».

Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы [9,c.482].

При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему [9,c.480].

Для того, чтобы не возникли эти неприятности, будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей [12,c.496].

И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.

Одежда туриста-велосипедиста должна быть легкой и удобной. Это обычно плотные трикотажные трусы, шорты или брюки гольф, ковбойка, велосипедная шапочка, легкие туфли, обязательно с твердой подошвой. Вещи перевозят на багажнике, который специально оборудуют [20,c.109].

Также очень важно распределить обязанности на участников маршрута. Это очень важно для сохранения дисциплины, организации всех участников и проведения удачного маршрута. Так же не маловажно изучить обязанности участников в велосипедном маршруте (см. прил. 4).

Наши рекомендации