Турист как субъект туризма

Субъектом системы туризма выступает человек-турист, удовле­творяющий свои потребности и желания в этой сфере. Для пони­мания экономических аспектов туризма целесообразно проана­лизировать эволюцию понятия «турист». Первое международное определение этого понятия было принято в 1937 г. Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги Наций. Туристом реко­мендовалось считать лицо, которому присущи следующие при­знаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработком. На их основе в дальнейшем формировался понятийный аппарат и специфиче­ская туристская терминология.

Конференция ООН по международному туризму и путешест­виям (Рим, 1963) рекомендовала для статистических целей ис­пользовать понятие «посетитель». Под посетителемпонимается любое лицо, путешествующее в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещае­мом месте. При этом термин «поездка» используется для описа­ния туризма с точки зрения направляющего места или страны, откуда он прибыл, и охватывает весь период, в течение которого какое-либо лицо путешествует. Для описания посещения с точки зрения принимающего места или страны (место назначения или посещаемое место) применяется термин «пребывание». «Поезд­ка» охватывает весь период, в течение которого какое-либо лицо занимается туризмом, в то время как «пребывание» — только часть этого периода. Поэтому он используется только в отноше­нии продолжительности. Последняя измеряется в часах для од­нодневных поездок и ночевках для путешествий-пребываний. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные туристом в посе­щаемом месте.

Практическое определение ночевки только на первый взгляд кажется простым делом. Между тем в некоторых случаях сделать это весьма затруднительно. Осуществляет ли ночевку путешест­вующий автомобилист, который останавливается для отдыха в мотеле на несколько часов и в тот же день снова отправляется в путь? А что можно сказать о человеке, который навещает род­ственников (проживающих за пределами его обычной среды)

и возвращается домой после полуночи? Для получения ответов на приведенные и другие вопросы ВТО рекомендует два крите­рия: 1) даты пребывания в месте назначения и выбывания из него должны различаться; 2) путешествующее лицо должно фактиче­ски ночевать в коллективном или частном средстве размещения в посещаемом месте.

В 1993 г. Статистической комиссией ООН был принят ком­плекс рекомендаций по статистике туризма, подготовленных ВТО, в соответствии с которыми все типы путешественников, занимающихся туризмом, определяются именно как посетители. В то время как путешественник означает любое лицо, совер­шающее поездку между двумя и более местами, определение по­сетителя носит более ограниченный характер. Поэтому оно представляет собой основу концепции всей системы статистики туризма, позволяет более четко определить ту часть путешест­вующих лиц, которая выступает объектом статистических иссле­дований в туризме (рис. 2.1).

Понятие «посетитель» охватывает две категории лиц: тури­стов (ночующих посетителей) и экскурсантов (однодневных по­сетителей).

Турист — посетитель, осуществляющий хотя бы одну ночев­ку в коллективном или частном средстве размещения в посещае­мом месте. В соответствии с рекомендациями ВТО к категории туристов относятся также члены экипажей иностранных воз­душных и морских судов, проводящие не менее одной ночевки в средствах размещения страны пребывания во время ремонта судов или смены экипажа.

Экскурсант — посетитель, находящийся в посещаемом месте менее 24 часов (без ночевки). В эту категорию включают также проживающих на борту судна пассажиров круизов, членов эки­пажей иностранных воздушных и морских судов (не являющих­ся гражданами страны пребывания и находящихся в ней в тече­ние одного дня), транзитных однодневных посетителей.

К категории туристов не относятся и не учитываются в стати­стике туризма следующие путешественники:

» лица, осуществляющие поездки в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные поездки между домом и работой или учебой; приграничные работники);

Турист как субъект туризма - student2.ru

Рис. 2.1. Классификация путешественников

  • лица, меняющие место жительства (долговременные ми­гранты, планируемое пребывание которых в посещаемом месте или стране превышает 12 месяцев; лица, переезжаю­щие на новое место жительства внутри страны); лица без определенного места жительства (кочевники, бро­дяги, беженцы);
  • лица, путешествующие в места осуществления оплачивае­мой деятельности (временные мигранты — планируемое пребывание в посещаемом месте или стране составляет 12 месяцев или менее; сезонные рабочие; лекторы, арти­сты; гувернантки);
  • прочие лица, не учитываемые в статистике туризма по тра­диции (транзитные пассажиры — при незаконном въезде в принимаемую страну; военнослужащие — при переезде

к месту службы и обратно, а также на маневрах; консульские работники и дипломаты, а также сопровождающие их лица).

Туристы в соответствии с основными типами туризма под­разделяются на два вида: международные и внутренние.

Международный турист — это посетитель, путешествующий в какую-либо страну, не являющуюся страной обычного места жительства и находящуюся за пределами основной среды данно­го лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью которого не является занятие деятельностью, оплачивае­мой из источника в посещаемой стране, и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемой стране.

Внутренний турист — это посетитель, постоянно проживаю­щий в какой-либо стране и путешествующий в определенное ме­сто, находящееся в этой стране за пределами обычной среды данного лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельно­стью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, и осуще­ствляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемом месте.

Таким образом, в соответствии с рекомендациями Статисти­ческой комиссии ВТО понятие «турист» используются в отно­шении следующих лиц:

· совершающих поездку за пределы обычной среды;

· находящихся в посещаемом месте временно;

· путешествующих с туристскими целями (досуг, рекреация, отдых, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные намерения, лечение, религия, палом­ничество и др.), исключающими занятие деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте.

Только при наличии всех этих признаков путешествующее лицо можно рассматривать как туриста.

Приняв за основу определения, разработанные Статистиче­ской комиссией ООН, многие страны тем не менее допускают оп­ределенные отклонения от них. Так, одни государства считают международными туристами только посетителей, находившихся в стране посещения не менее трех дней, другие — не менее двух

недель. Во многих случаях в статистику туризма включаются лица, путешествующие по стране посещения транзитом. Экскурсионные поездки все чаще рассматриваются как частный случай туризма и отражаются в туристских статистических справочниках.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах турист­ской деятельности в Российской Федерации» турист определяет­ся как «гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессио­нальных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осу­ществляющий не менее одной ночевки». Близкое по смыслу и содержанию определение туриста дается в Законе Республики Беларусь «О туризме»: «Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки в оздоровитель­ных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельно­стью».

На VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО была одобрена Хартия туризма (приложение 4), включающая в себя Кодекс ту­риста — совокупность правил и норм поведения туриста во вре­мя туристской поездки.

Кодекс туриста закрепил права и обязанности туриста в стра­не посещения, что нашло свое логическое продолжение в на­циональных законодательных и нормативных актах, регулирую­щих туристскую деятельность.

Туристский продукт

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых тури­стом в процессе путешествия, представляет собой продукт вло­женного в туризм труда, на практике и в специальной литературе называемый «туристским продуктом».

Туристский продукт— результат общественного труда в виде ту­ристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В са­мом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.

Туристские услуги — целесообразная производственная дея­тельность, удовлетворяющая потребности туристов и не прини­мающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.

К туристским относятся услуги:

· по размещению туристов;

· перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания! и обратно;

· обеспечению туристов питанием;

· перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия;

· удовлетворению культурных потребностей туристов (экс­курсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, пар­ков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

· удовлетворению деловых и научных интересов (участие; в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);

· информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, кур­сах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);

· средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);

· организационные (оформление паспортов, виз, страхова­ние, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);

· торговых предприятий как общего, так и специального на­значения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

· посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка кор­респонденции, приобретение подарков, сувениров);

· бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);

· спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спор­тивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

Характеристики туристских услуг определяют ряд особенно­стей туристской деятельности. Во-первых, туристские услуги от­личаются характером потребления. Товар в материальной форме готов к потреблению после завершения его перемещения от мес­та производства к месту потребления. Туристские же услуги в большинстве случаев потребляются тогда, когда турист достав­лен к месту их производства. Во-вторых, предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические) туристы получают в стране (месте) постоянного проживания, другие — во время путешест­вия (например, транспортные), третьи — в стране (месте) вре­менного пребывания (размещение, питание, экскурсионное об­служивание и т.д.). Кроме того, услуги предоставляются различ­ными предприятиями и организациями сферы туризма, которые находятся в состоянии территориальной разобщенности.

Несоответствие по времени и месту акта купли-продажи и пре­доставления услуг объективно создает большие организационные сложности в сфере туризма. Рассматриваемый процесс является триединым, включающим обслуживание при купле-продаже ком­плекса услуг, во время путешествия и пребывания в стране (месте) назначения. Таким образом, туризм охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации турист­ских услуг.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо комплекс услуг, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непо­средственное отношение.

Тур — комплекс различных видов услуг, объединенных глав­ной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенному маршруту с заранее установленной про­граммой. Такой комплекс воспринимается потребителем как единый продукт и приобретается в совокупности всех его ком­понентов.

Тур, как правило, является первичной продажной единицей (товарной формой) туристского продукта, выпускаемой в сферу обращения. Кроме собственно туров на рынке предлагаются и находят спрос отдельные туристские услуги. Кроме нематери­альных услуг туристу могут быть предоставлены специфические

туристские материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция (туристское снаряжение, карты, описания местности, путеводители, словари, пляжные принад­лежности, спортивные и фототовары и т.д.).

Основным видом туристского продукта является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый тури­стам в одном «пакете». За рубежом туристские поездки, реализуе­мые на основе стандартных наборов или пакетов услуг с заранее установленной программой обслуживания и единой ценой для по­требителя, называются пэкидж-турами (от англ, package tour) или инклюзив-турами (от англ, inclusive tour). Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США — «пэкидж-тур». Пэкидж-туры являются основным предметом деятельности туристских предприятий и определяются как пакет услуг, включающий следующие компоненты — перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя. Структура подобных туров в значительной степени варьируется в зависи­мости от страны, особенностей туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

Пэкидж-туры имеют преимущества перед другими предприятиями туристских услуг, так как их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

Характерной тенденцией современного рынка туризма является уменьшение количества услуг, входящих в тур. С одной сторо­ны, к такому шагу туристские предприятия толкает конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низ­ких, чем у конкурентов, цен. За счет исключения из комплексного обслуживания некоторых услуг у туристов создается иллюзия де­шевых поездок. Например, в предлагаемом туре может быть предложено только размещение в гостинице и перевозка из аэропорта | (вокзала) в гостиницу и обратно. Все остальные необходимые ус­луги туристы приобретают самостоятельно.

С другой стороны, туристские предприятия вынуждены учи­тывать и психологию туристов, которые всегда добиваются максимума свободы при выборе потребляемых услуг. Исключение отдельных услуг из комплексного обслуживания создает условия для таковой и тем самым способствует увеличению спроса.

Туристские услуги подразделяются также на основные и до­полнительные. К первым относятся услуги, включенные в ком­плексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым — при­обретаемые туристом во время путешествия сверх ранее опла­ченного комплексного обслуживания. С точки зрения потреби­тельских свойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительными услугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание, считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсию дополнительно к оплаченному туру, эта услуга стано­вится дополнительной. Следовательно, разница между основны­ми и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу турист­ских услуг.

Одним из важнейших признаков для классификации туров является количество пользователей. В соответствии с этим туры подразделяются на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные туры предназначены для одного или нескольких лиц (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются турист­ским предприятием на индивидуальной основе с. учетом персо­нальных запросов и пожеланий клиентов.

Индивидуальные туры предоставляют туристу больше неза­висимости и самостоятельности. Но они более дорогие, так как транспортные услуги, услуги гида и др. турист оплачивает пол­ностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладыва­ется на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не всегда доступны массовому туристу.

Организация индивидуальных туров является трудоемким про­цессом, требующим применения компьютерной техники для осу­ществления бронирования, расчетов и других операций. С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских предприятий, так как дает более вы­сокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с группо­выми турами.

Групповые туры ориентированы на стандартизированные программы обслуживания и комплекс услуг, удовлетворяющих интересы массового потребителя. Такие туры могут формиро­ваться как для относительно небольших (от 6 до 15 человек), так и для значительных групп туристов (например, морские

круизы). Туристская группа формируется, как правило, исходя из принципов однородности (по месту проживания туристов, характеру обслуживания, общности профессиональных или любительских интересов) с учетом соблюдения ряда требований: технологических (количество мест в транспортных средствах, обеспечение безопасности), социально-психологических (сходные мотивации у туристов и т.п.), наличие формального лиде­ра — руководителя туристской группы. Последний является представителем туристского предприятия и выступает от его имени. Руководитель сопровождает туристов на протяжении маршрута, предоставляет путевую информацию, обеспечивает; выполнение договора о предоставлении туристских услуг, вла­деет профессиональными знаниями о стране (месте) пребыва­ния и, как правило, языком этой страны (или общепонятным в ней).

Групповые туры более дешевые, что обусловлено главным образом предоставлением групповых скидок на размещение и пере­возку. Это делает их доступными массовому туристу. В то же время в групповых поездках каждый из участников должен подчиняться установленному для группы порядку путешествия.

Принимая во внимание разнообразие потребностей тури­стов, туры могут иметь различную целевую направленность. В частности, выделяются следующие их виды:

· познавательные, предназначенные для ознакомления тури­стов с образом жизни населения туристских регионов, их историей, природой, архитектурными достопримечатель­ностями;

· рекреационные, преследующие цели отдыха, восстановле­ния и развития физических, психических и эмоциональ­ных сил человека;

· оздоровительные, направленные на предотвращение или профилактику различных заболеваний;

· развлекательные, ориентированные на реализацию жела­ний туристов «хорошо развлечься», для организации которых туристская индустрия предлагает комплексы активных игр (гольф, боулинг, крикет), посещение аттракционов (тематических парков, дельфинариев, зоопарков), ресторанов, дискоклубов, казино и т.д.;

· любительские, предлагаемые потребителям, стремящимся использовать путешествие в соответствии со своими инте-

ресами (рыбалка, охота, сафари, сбор лекарственных трав, ягод, грибов и т.д.);

· специализированные, призванные реализовать специфиче­ские запросы людей во время путешествия (частные слу­чаи — конгрессный, научный, деловой, профессиональный, археологический, искусствоведческий, фольклорный, гас­трономический, ностальгический, религиозный, экскурси­онный, молодежный, школьный, подростковый, семейный, спортивный, обучающий туры, шоп-тур и др.);

· ознакомительные, организуемые туроператором или транс­портной компанией для ознакомления с условиями путе­шествия. Ознакомительные (рекламные) туры являются инструментом стимулирования деятельности турагентов. Как правило, фирмы, организующие ознакомительный тур, предоставляют его участникам значительные скидки.

Указанный перечень видов туров не является исчерпываю­щим. Приведенная выше (см. § 1.5) классификация видов туриз­ма наглядно показывает существование больших возможностей для расширения типологии туров. Так, все большую популяр­ность приобретают туры «включено все» (all inclusive), при кото­рых туристом заранее оплачиваются все возможные и предлагае­мые в месте посещения услуги и развлечения.

Основой для разработки и реализации туристского продукта как совокупности потребительских стоимостей, проявляющихся во время путешествия, является туристский маршрут.

Туристский маршрут(от фр. marche — ход, движение вперед и route — дорога, путь) — заранее спланированный путь пере­движения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой об­служивания услуг. Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

По цели маршруты подразделяют на следующие виды:

· тематические — с преобладанием экскурсионного обслу­живания и познавательной направленности;

· походные — с активными способами передвижения;

· физкультурно-оздоровительные — с преобладанием выше­перечисленных факторов.

По характеру передвижения маршруты подразделяют на сле­дующие виды:

· линейные — с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе, т.е. начало и окончание маршрута происходят в разных пунктах;

· радиальные — с маршрутом, во время которого туристы по­стоянно пребывают в одном пункте, реализуя программу по­ездок и экскурсий в других пунктах и возвращаясь обратно;

· кольцевые — с маршрутами, начинающимися и заканчи-вающимия в одном пункте.

В зависимости от способа передвижения маршруты бывают следующих видов:

· автомобильные;

· автобусные;

· теплоходные (морские, речные); » авиационные;

· железнодорожные;

· комбинированные.

По территориальному признаку маршруты классифицируют­ся на следующие виды:

· международные;

· внутренние (в пределах страны);

· региональные;

· местные.

Важным условием эффективного обслуживания туристов яв­ляется тщательная разработка маршрутов.

Тур должен быть подкреплен соответствующей программой обслуживания. Туристское обслуживание — это совокупность ви­дов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобст­ва при покупке и потреблении услуг и товаров во время путеше­ствия и пребывания вне постоянного места жительства.

Туристское обслуживание носит одновременно комплексный и специфический характер. Первый предполагает удовлетворе­ние потребностей туриста, находящегося в путешествии, второй же определяется тем, что его организация и структура принци­пиально отличаются от обслуживания в местах постоянного проживания туристов. Уровень комплексности и специфично­сти — один из важнейших критериев качества обслуживания ту­ристов.

Программа обслуживания — документ, содержащий исчер­пывающую информацию с указанием дат и времени предос­тавления туристам оплаченных ими услуг. При разработке программы важно обеспечить оптимальность обслуживания, предлагающую:

· адресную направленность тура;

· соответствие программы целям путешествия;

· рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;

· соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) об­служивания.

Класс обслуживания применяется для обозначения качества предоставляемых услуг. Нормативные документы по установле­нию классов туров и программ обслуживания отсутствуют. Про­блема состоит в том, что туристский продукт в большинстве случаев является комплексным, состоящим из набора услуг (раз­мещение, транспорт, питание и др.), имеющих свои особенные внутренние градации.

На практике классы обслуживания применительно к туру ус­ловно обозначают следующими категориями: «люкс», первый, туристский, экономический.

Класс «люкс» предусматривает предоставление услуг самого высокого уровня качества, размещение в гостиницах категории 5 звезд или роскошных внекатегорийных отелях, перелет первым классом, питание в престижных ресторанах, индивидуальные перевозки на автомобилях класса «люкс» («лимузин-сервис»), индивидуальные услуги гида и т.д. Такого рода туры ориентиро­ваны главным образом на VIP-обслуживание.

Первый класс предполагает достаточно высокий уровень об­служивания (размещение в гостиницах категорий 4—5 звезд, пе­релет первым или бизнес-классом, отличную кухню и широкий выбор блюд, индивидуальные перевозки, кураторство гида).

Туристский класс предусматривает размещение в гостиницах категорий 2—3 звезд, перелет экономическим классом регуляр­ных авиарейсов (допускаются чартеры), групповые перевозки. Обслуживание по туристскому классу наиболее широко исполь­зуется при организации массовых туристских путешествий.

Экономический класс — самый дешевый вариант обслуживания. Обычно им пользуются студенты и малообеспеченные слои на­селения. Программы обслуживания предусматривают минимум услуг, отличающихся невысоким качеством (размещение в гос­тиницах категорий 1—2 звезд, в хостеллах, общежитиях; питание может не предоставляться вообще; перелет, как правило, чартер­ными авиарейсами; перевозки могут быть организованы на об­щественном транспорте).

Необходимо учитывать, что градация классов обслуживания является достаточно условной и зачастую имеет национальные варианты и особенности.

Документально тур оформляется в виде ваучера.

Ваучер — официальный документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой обслуживания услуг и являю­щийся основанием для их получения туристом или группой ту­ристов.

Ваучер выполняется в форме стандартного бланка, заверен­ного печатью и подписью руководства туристского предприятия, и выдается туристу-индивидуалу или руководителю туристской группы перед началом поездки. К групповым ваучерам должны прилагаться списки туристов, в которых указываются их пас­портные данные.

Ваучер должен содержать полную информацию о туре:

· страна (город, туристский центр), куда направляется ту­рист;

· условия размещения (включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, входящих в стоимость тура);

· условия питания;

· дата начала и завершения тура;

· программа обслуживания с разбивкой по дням и указанием включенных экскурсий и других мероприятий; « паспортно-визовые формальности;

· медицинское страховка;

· минимально допустимое число участников тура;

· предельно возможные сроки аннуляции (отказа от поезд­ки) тура;

· комплексная цена тура;

· компенсация за несоблюдение сроков тура и программы обслуживания.

Важно отметить, что ваучер как юридический документ под­тверждает туристский статус человека или группы людей. В част­ности, при осуществлении зарубежных поездок ваучер свиде­тельствует о том, что его владелец имеет статус иностранного туриста, а поэтому может и должен пользоваться всеми правами, которые в законодательном порядке установлены для иностран­ных туристов в стране посещения или транзита. Так, во многих государствах для иностранных туристов действуют упрощенные процедуры пограничного и таможенного контроля, вводится ос­вобождение от уплаты некоторых пошлин и сборов, предостав­ляется режим наибольшего благоприятствования.

Разновидностью ваучера является туристская путевка.

Ваучеры находят широкое применение в международном ту­ризме. Международный туристский ваучер — уникальная систе­ма, впервые объединившая ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Над созданием этой системы работали ведущие турагенты, целью которых было формирование универсального ваучера, обладающего следую­щими преимуществами:

· гарантией получения комиссионных «с опережением»;

· уменьшением издержек при обмене валюты;

· сокращением бумажной работы и обеспечением брониро­вания для клиентов даже в случаях их позднего прибытия.

Международный туристский ваучер утвержден Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств, национальными ассоциациями, входящими в нее, представителями турагентств и одобрен Международной гостиничной ассоциацией, ведущими международными гостиницами, независимыми гостиницами и пра­вительственными учреждениями во всем мире. Право на выдачу такого ваучера имеет любое туристское предприятие, являющее­ся либо членом национальной ассоциации турагентств, либо членом указанной федерации, либо членом той или иной орга­низации одновременно.

Международный туристский ваучер предназначен для брони­рования железнодорожных билетов, мест в гостиницах, аренды автомобилей, а также для прочих видов обслуживания, требующих

предварительной оплаты. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Сторона, предоставляющая услуги (например, гостиница), оплачивает туристскому предприятию сумму за обработку каждого ваучера.

Международный туристский ваучер принимается предприятия­ми обслуживания во всем мире и практически исключает необхо­димость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности. Данный ваучер содержит юридически узаконенный платежный документ, который после предоставления указанных в нем видов услуг может быть депонирован на банковский счет предприятия, предоставляющего услуги.

Качество туристского продукта формируют разнообразные факторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт — это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предпри­ятий туристской индустрии.

Туристская индустрия

Туристская индустрия— совокупность предприятий, учрежде­ний и организаций материального производства и непроизводст­венной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использо­вание туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйст­венным комплексом, туристская индустрия включает в себя сле­дующие компоненты:

· организаторов туризма — туристские предприятия по раз­работке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

· предприятия, предоставляющие услуга по размещению (гос­тиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

· предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

· транспортные предприятия (авто- и авиационные пред­приятия, железнодорожные ведомства, предприятия мор­ского и речного транспорта и др.);

· экскурсионное бюро;

· производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

· предприятия торговли (магазины по реализации турист­ского снаряжения и сувениров);

· предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

· учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпи­нистские, велосипедные клубы);

· органы управления туризмом (государственные учрежде­ния, общественные туристские организации); » учебные, научные и проектные учреждения.

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовле­каются в туристское производство. Существуют, например, фир­мы, специализирующиеся на организации конгрессов, инфор­мационные, рекламные, маркетинговые агентства, учреждения по бронированию билетов в театры. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, об­служивающие не только туристов, но и другие группы населе­ния: учреждения культуры, лечебные и медицинские учрежде­ния, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транс­порт и т.д.

Исходя из этих предпосылок, Федеральный закон «Об осно­вах туристской деятельности в Российской Федерации» опреде­ляет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, объектов познавательного, делового, оздорови­тельного, спортивного и иного назначения, организаций, осу­ществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков». Несколько иное по содержанию, но близ­кое по смыслу определение дано в Законе Республики Беларусь

«О туризме», где под туристской индустрией понимается «сово­купность гостиниц и иных объектов, сооружений для размеще­ния туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познаватель­ного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность».

Таким образом, законодательные акты подчеркивают необ­ходимость комплексного подхода ко всем элементам туристской индустрии при осуществлении государственного планирования ее развития и обеспечения взаимоотношений между предпри­ятиями, организациями и учреждениями, ее составляющими.

Для туристской индустрии характерны процессы специали­зации, кооперирования и концентрации производства.

Специализация находит выражение в развитии средств разме­щения (гостиниц, мотелей, ботелей, флотелей), различных форм обслуживания, изменении характера деятельности предприятий питания и развлечений, возрастании числа новых туристских ус­луг, разнообразии видов туров и т.д. Предоставление туристских услуг осуществляет все большее количество отраслей, фирм и организаций, каждая из которых специализируется на выпол­нении отдельных функций туристского обслуживания. Процес­сы специализации обусловливают усложнение хозяйственных связей между предприятиями туристской индустрии. Это вызы­вает необходимость на их кооперировании с целью максимально полного удовлетворения потребностей туристов и повышения качества их обслуживания.

Кооперирование представляет собой форму организации по­стоянных экономических связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и орга­низации туристских услуг и товаров. В туристской практике оно проявляется в форме долгосрочного договорного сотрудничест­ва на предметной, функциональной, межотраслевой, региональ­ной, национальной и международной основе.

Наши рекомендации