Стратегии ценового регулирования
Компании обычно приспосабливают основные цены к разным категориям клиентов и меняющимся ситуациям. Рассмотрим следующие стратегии ценового регулирования: скидки и компенсации, дискриминационное ценообразование, управление доходами,
24. Источники финансирования туристской отрасли
Главный смысл финансовой деятельности туристического предприятия заключается в надлежащем обеспечении финансирования.
Закон РФ “О туризме” предусматривает следующие источники финансирования туризма.
Туристическая деятельность осуществляется за счет:
- собственных финансовых ресурсов субъектов туристической деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц;
- заемных финансовых средств (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
- бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан;
- внебюджетных фондов;
- средств фонда развития РФ, который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимо от форм собственности;
- иностранных инвестиций;
- поступлений от туристических лотерей;
- других источников, не запрещенных законодательством РФ.
Согласно источников средств финансирования делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее финансирование осуществляется за счет средств, полученных от деятельности самого предприятия: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества. Внешнее финансирование использует средства, не связанные с деятельностью предприятия: вклады собственников в уставный фонд, кредит, обязательства должников, государственные субсидии и т.д.
Также различают финансирование за счет собственных и привлеченных средств.
Важной формой финансирования является кредит – платное предоставление денег или иных ценностей взаймы на определенное время. Привлечение кредитных средств расширяет финансовые возможности предприятия, но одновременно создает риск, связанный с необходимостью возвращения долгов в будущем и уплаты процентов за пользование одолженных средствами.
25. Инвестиционные планы и программы развития туризма
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.
Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.
26. Показатели эффективности функционирования туристской отрасли
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
· организации туризма в масштабах государства;
· туристского обслуживания населения региона;
· производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.
Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что сле-
дует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.
Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
· системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
· отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
· туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
27. Планирование туризма на национальном и региональном уровнях
В условиях ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения.
В сфере туризма специалистами Всемирной туристской организации сформулированы три основных принципа устойчивого развития:
- Экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития туризма с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов;
- Социально-культурная устойчивость обеспечивает развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;
- Экономическая устойчивость обеспечивает экономическую эффективность развития туризма и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами дает возможность их использования будущими поколениями.
Стратегическое планирование в туризме осуществляется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального таким образом, чтобы каждый уровень фокусировался на разной степени детализации и проработки плановых решений, а также учитывал определенную специфику каждого уровня.
На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании.
На национальном уровне планирование заключается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики.
Местный (региональный) уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и других элементов инфраструктуры туризма.
Особенности стратегического подхода к планированию развития туризма позволяют выделить следующие составляющие:
- Нацеленность на долговременную перспективу;
- Развитие цельного и интегрированного планирования, контролирующего процесс изменений через формирование долгосрочных целей туристского развития;
- Ориентация процесса принятия решений на развертывание имеющихся туристских ресурсов, которая во многом определяет курс будущего развития туризма.
28. Система государственного регулирования туристской отрасли
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
-обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
-охрана окружающей среды;
-создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
-развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
-определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
-нормативного правового регулирования в сфере туризма;
-разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
-содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
-защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
-содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
-развития научных исследований в сфере туризма;
-стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
-формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
-информационного обеспечения туризма;
-создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
-оказания государственных услуг в сфере туризма;
-взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).
Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, порядок и условия оказания экстренной помощи туристам определяются Правительством Российской Федерации.
29. Система безопасности в туризме
Обеспечение безопасности туристов является главным условием организации путешествий.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает определение безопасности:
«Безопасность – ...состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, ...окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».
Факторы риска. Развитие туризма напрямую зависит от обеспечения безопасности туристов, от уровня защиты их жизни, здоровья, имущества. ГОСТ 50644-94/28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» классифицирует вредные факторы (факторы риска) следующим образом:
– травмоопасность (ушибы, переломы от падения различных предметов, потертости, ссадины от неудобного туристского снаряжения и т. д.);
– воздействие окружающей среды (повышенные, пониженные температуры, влажность, ветер, перепады давления);
– пожароопасность (разведение костров, курение в неположенных местах, пользование неисправными электроприборами и т. д);
– биологические воздействия (ожоги, аллергия от воздействия ядовитых растений, насекомых, животных и др.);
– психофизиологические нагрузки (перегруженные программы обслуживания, сложные маршруты, нарушение режимов сна, отдыха, приема пищи);
– опасность излучений (повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения);
– химические воздействия (токсикоз, раздражение, сенсибилизация);
– повышенные запыленность и загазованность (превышение допустимого уровня вредных веществ в воздухе помещений, транспортных средств);
– прочие факторы (отсутствие необходимой информации об услуге и ее характеристиках);
– специфические факторы риска (природные, техногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, в том числе связанные с состоянием общественного порядка).
Безопасность в туризме обеспечивается полным и достоверным информированием туристов, соблюдением требований технических регламентов, различными видами страхования и другими мерами.
Информирование туристов. Информация (от лат. «разъяснение, изложение») – определенные сведения, передаваемые людям любым способом: устно, письменно, условными сигналами, с помощью технических средств. В современном туризме задействованы разнообразные средства коммуникации. Информация распространяется через печать, радио, телевидение, кино, экскурсии, звукозапись, видеозапись. В туризме, в соответствии с ГОСТ Р 50681-94/28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», для информирования туристов используется «Информационный листок» – обязательное приложение к туристской путевке.
Безопасность туристов обеспечивается также неукоснительным исполнением технических регламентов — документов, содержащих обязательные для применения требования. К таким требованиям относятся: безопасная эксплуатация машин и оборудования, зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, пожарная, биологическая, экологическая, ядерная и радиационная безопасность, электромагнитная совместимость (ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании»). Обязательное исполнение этих требований гарантирует надежный уровень безопасности в туризме.
Страхование в туризме. Страхование – еще один способ защиты жизни, здоровья, имущества туристов от возможного причинения ущерба, от посягательств третьих лиц. Страховщик (компания) выплачивает туристу (страхователю) определенную сумму при наступлении страхового случая: внезапного заболевания, несчастного случая, утраты имущества и др.
Наиболее распространенные виды страхования в туризме: личное (страхование медицинских расходов на лечение), имущественное (страхование багажа, автомобиля и др.), гражданской ответственности (страхование ответственности перед третьими лицами), страхование отпусков и поездок (на случай вынужденной отмены) и др. Страхование все чаще становится обязательным условием любого тура.
Техническое оснащение систем безопасности. Техническое оснащение систем безопасности повышает уровень защиты туристов, позволяет контролировать ситуацию. Транспортные средства, вокзалы, аэропорты, предприятия туристской индустрии оснащаются новейшими техническими устройствами: электронными замками, замками повышенной секретности, камерами слежения, металлодетекторами, зеркалами для обследования днищ автомобилей, рентгеновскими установками для просвечивания багажа, пуленепробиваемыми стеклами, эффективным противопожарным оборудованием и другими современными средствами безопасности.
Создание альтернативных источников энергоснабжения, запасов питьевой воды на время аварии, применение оборудования для дополнительной фильтрации воды, использование круглогодичного кондиционирования воздуха, повсеместного радиовещания и телефонизации, включая лифты и ванные комнаты, сводят к минимуму возможность возникновения факторов риска.
30. Правовое регулирование отечественной туриндустрии
Правовое обеспечение туристической деятельности осуществляется на основе международных и национальных норм права, выражающихся в формировании национальных законодательств, международных соглашений, создании организаций в сфере туризма. Важным событием в области международного туризма стало создание в 1975 г. Всемирной туристической организации (ВТО). Штаб ВТО находится в Мадриде. Основные цели ВТО: межстрановое сотрудничество в области туризма; развитие людских ресурсов и обеспечение кадрового потенциала туризма; сбор статистической информации в области туризма. Одной из важнейших целей международных организаций и соглашений в сфере туризма является упрощение туристических формальностей, т.е. дальнейшая интеграция пространства. Важное внимание уделяется также вопросам охраны окружающей среды.
В России основой правового регулирования в сфере туризма являются законодательные акты и постановления правительства.
Так, в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», в котором, в частности, говорится, что «государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в РФ, выезда из РФ и пребывания в РФ».
В последние годы настоятельной необходимостью является постановка вопроса о соответствии социально-экономических тенденций развития общества и законодательства, в том числе в области туризма. Так, перекос в сторону развития выездного туризма целесообразно компенсировать законодательными мерами по развитию внутреннего и въездного туризма. При оформлении договорных отношений между туристом и турагентством обычно руководствуются следующими нормами права: Закон РФ от 24 ноября 1996г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ», Гражданский кодекс РФ 1-я и 2-я части, Закон РФ от 9 января 1996г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. №60-ФЗ.
31. Механизмы саморегулирования туристского рынка.
В сфере туризма саморегулирование представляется одним из важнейших инструментов формирования эффективной конкурентной среды. В настоящее время созрела необходимость создания условий для становления и развития туристской системы саморегулирования как механизма реализации экономической политики государства в сфере туризма. Механизм саморегулирования туристского рынка позволит
ü сформировать адекватную конкурентную среду
ü повысить эффективность контроля соблюдения норм и стандартов деятельности в сфере туризма,
ü повысит ответственность предприятий туриндустрии перед потребителями туристских услуг,
ü будет способствовать уходу с рынка неэффективных и недобросовестных производителей туристских продуктов.
Саморегулируемые организации в сфере туризма должны выступать в качестве объединяющего начала. Особое значение саморегулируемые организации будут иметь для координации предпринимательской турагентской деятельности и формировании конкурентной среды в этой сфере. В частности, саморегулирование может быть эффективным инструментом в борьбе с демпингом, который в настоящее время является самым негативным проявлением рыночной свободы субъектов туристского рынка.
Формирование конкурентной среды должно быть информационно обеспечено. С этой точки зрения саморегулируемые организации должны, наряду с государственными органами статистики, осуществлять сбор и анализ статистических данных по туристскому рынку, контролировать институциональную составляющую конкурентной среды, оперативно информировать турпредприятия об изменениях законодательства в сфере туризма и смежных областях.
Саморегулируемые организации по сферам туристской деятельности целесообразно объединять по региональному признаку с учетом требований законодательства по количеству ее членов. Стандарты и правила профессиональной деятельности целесообразно унифицировать по видам деятельности (туроператорская, турагентская, средства размещения и т.п.), что позволит обеспечить соблюдение качества предоставляемых услуг.
32. Организационно-правовые формы туристской деятельности
Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование туристских предприятий различных организационно-правовых форм. Правовой основой туристского предприятия является предпринимательство.
Организационно-правовая форма предприятия определяется:
· порядком формирования уставного фонда;
· степенью ответственности по обязательствам предприятия;
· формой собственности.
Турфирмы чаще выступают в форме закрытых акционерных обществ и хозяйственных обществ с дополнительной ответственностью. Что касается организационного аспекта создания турфирмы, то мы можем отметить, что он очень сложен. Основным элементом становления нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы.
На туррынке преобладают такие организационно-правовые формы, как общества с ограниченной ответственностью. Это можно объяснить такими преимуществами данной формы, как простота в организации, льготы при налогообложении, сочетание ограниченной и неограниченной ответственности и возможность расширения капитала за счет коммандиторов.
Наиболее популярной организационно-правовой формой в туризме является хозяйственное общество (в частности, общества с ограниченной ответственностью). Данную организационно-правовую форму имеют около 75% туристских предприятий. В отличие от товариществ, общество представляет собой объединение капиталов.
Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.
Общество с ограниченной ответственностью характеризуется двумя основными признаками: во-первых, в нем имеется уставный капитал, так как у обществ есть устав: во-вторых, участники общества (в том числе учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам. Они несут риск убытков в размер своего вклада.
Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).
Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.
33. Формы организации предприятий в туриндустрии (интеграция, диверсификация)
Интеграция — это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция)
Интеграция имеет несколько разновидностей. Самой ранней ее формой в туризме, не потерявшей актуальности и сегодня, считается горизонтальная интеграция. Ей обязаны своим появлением первые гостиничные цепи.
Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. Они экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
1. Расширение сферы производства или торговли производителем или торговцем за счет включения в нее новых продуктов. Диверсификация может происходить путем приобретения фирм, уже действующих на тех рынках, куда собирается проникнуть компания, или через расширение собственных мощностей компании. Диверсификация часто предпринимается в тех случаях, когда требуется снизить зависимость от одного рынка, емкость которого сокращается (например, рынок табачных изделий), уравновесить сезонные колебания рынка (например, рынка мороженного) или обеспечить пространство для роста компании.
2. Включение в портфель инвестиций ценных бумаг широкого круга компаний с целью избежать серьезных потерь в случае спада, охватившего лишь один из секторов экономики
34. Формы организации предприятий в туриндустрии (слияние и поглощение)
Слияние
В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.
В соответствии же с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются.
Виды:
горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя
родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары.
конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
Поглащение
Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
35. Формы организации предприятий в туриндустрии (специализация, кооперация)
Специализация производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции.
Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.
Процесс специализации в отрасли осуществляется по следующим направлениям:
- создание или выделение отраслей и предприятий, специализирующихся на выпуске определенных готовых изделий;
- расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;
- выделение и создание самостоятельных предприятий по выполнению отдельных технологических операций (стадий).
Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников. Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.
По территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.
Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:
- коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;
- количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
- соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
- доля предметного и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;
- средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.
36. Виды интеграций предприятий в туризме (вертикальная, горизонтальная, комбинированная)
Интеграция. Это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция).
В туризме, как и в других отраслях, существуют разные способы интеграции от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи "стягивают" пространственно разделенные районы, генерирующие туристские потоки, и дестинации, принимающие их. Во-вторых, лучше производить целый туристский продукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями, чем концентрировать усилия на оказании одного вида туристских услуг.
Горизонтальную интеграцию в туризме следует отличать от вертикальной. Наибольший эффект она приносит в сфере распределения. В результате интеграции образуются вертикальные маркетинговые системы, бросающие вызов традиционным каналам сбыта. В обычной товаропроводящей цепочке каждое звено является отдельным независимым предприятием, стремящимся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб структуре в целом.
Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. Они экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий.
Комбинированная интеграция — интеграция «вдоль» производственного процесса и по его параллельным ветвям. Такая интеграция позволяет минимизировать:
издержки; | |
трансакционные издержки; | |
упущенную выгоду. |
Если объединение предполагается проводить в виде комбинированной интеграции, с центром тяжести, смещенным в сторону горизонтальной интеграции, в этом случае достигается возможность: