Автотуризм. Виды. Менеджмент организации автобусных туров
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей
Автобусные туры - путешествия групп туристов на автобусах собственных и арендованных. В связи с тем, что они могут проводиться повсеместно и практически без ограничений, автобусные путешествия развиваются наиболее интенсивно. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписаний автобусные путешествия позволяют организовывать маршруты по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки. Наибольшей популярностью пользуются малодневные (3-5 дней) и маршруты выходного дня.
В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров
Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии)
Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.
В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса будет запрещена.
Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.
Автобусные путешествия могут быть организованы на транспорте, принадлежащем как собственным автотранспортным предприятиям (АТП), так и автобазам туристских организаций и фирм, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям и предприятиям Министерства автомобильного транспорта.
Порядок взаимоотношений между автотранспортными предприятиями и туристскими организациями определяется и регулируется заключенным договором.
Договор туроператора и автотранспортного предприятия включает в себя такие вопросы, как количество автобусов и машино-часов с разбивкой на будние и выходные дни, а также по кварталам; сроки согласования планов выделения автобусов с разбивкой по дням недели (за 10 дней до начала каждого месяца); ориентировочную сумму платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их форму; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и другие вопросы.
В договоре четко обозначаются обязанности сторон.
АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:
- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;
- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующей экипировкой;
- осуществлять мероприятия по улучшению качества туристско-экскурсионного обслуживания и повышению культуры обслуживания туристов и экскурсантов;
- поощрять лучших водителей, обслуживающих туристов и экскурсантов.
Туристские организации обязуются:
- использовать выделяемые автобусы в полном соответствии с месячным планом;
- обеспечивать поддержание должного порядка во время посадки в автобусы, высадки из них и в пути следования туристов и экскурсантов;
- не допускать к перевозке в качестве ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие и другие опасные вещества, а также грузы, загрязняющие или портящие автобус, его оборудование и инвентарь;
- в период обслуживания туристов свыше суток предоставлять водителю ночлег на турбазе (гостинице) и место отстоя автобуса с обеспечением его сохранности.
Выполнение задания по обслуживанию туристов и экскурсантов заверяется по окончании обслуживания подписью уполномоченного представителя туристско-экскурсионного учреждения в путевом листе и справке-наряде, выдаваемых водителю автобуса автопредприятием.
Данные путевых листов и справок-нарядов служат основанием для выписки счета по окончательному расчету за обслуживание туристов и экскурсантов, а также перевозки багажа автобусами общего пользования.
Указывается в договоре и ответственность сторон.
Автотранспортное предприятие:
• При невыделении им автобусов в количестве, указанном в заявке, представленной туристско-экскурсионным учреждением в соответствии с месячным планом, а также в принятом к исполнению разовом заказе, АТП уплачивает туристскому учреждению штраф в размере, как правило, 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе.
• Выделение технически неисправного автобуса приравнивается к непредоставлению его.
• При опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут против согласованного сторонами времени АТП уплачивает штраф туристскому учреждению в размере 10% от стоимости путешествия или экскурсии.
• В случае отказа туристского учреждения от использования опоздавшего автобуса, опоздание приравнивается к непредоставлению его.
• АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа в порядке, предусмотренном Уставом Автомобильного транспорта Российской Федерации.
• В случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус технически исправным.
• Время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.
Туристско-экскурсионная организация:
• При отказе туристских учреждений от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами в соответствии с месячным планом, туристское учреждение уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе.
• Забота о сохранности ручной клади, перевозимой туристами и экскурсантами в салоне автобуса, лежит на обязанности туристов и экскурсантов.
• В случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами или экскурсантами представитель туристского учреждения совместно с водителем автобуса составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.
Выделение автобусов для туристских учреждений производится на основании заявок, поданных ими в соответствии с месячным планом. Составляются и подаются они в автотранспортные предприятия в двух экземплярах, один из которых возвращается туристскому учреждению с отметкой о ее принятии к исполнению или с указанием причин невозможности ее удовлетворения.
Заявки на выделение автобусов для обслуживания туристов и экскурсантов в пределах до 50 км подаются в АТП не позднее, чем за двое суток до срока подачи автобуса, а свыше 50 км - не позднее трех суток.
Автобусы для туристско-экскурсионного учреждения могут быть выделены на маршруты путешествий сроком до трех суток. Режим работы водителя при этом - не более 12 час. в сутки.
В заявках на выделение автобусов указываются:
- марки автобусов и маршруты следования;
- количество туристов и экскурсантов (но не более количества мест для сидения);
- место и время подачи автобуса;
- время начала и окончания путешествия или экскурсии.
Бланк заявки на выделение автобусов туристской организации (табл. 3) рекомендуется составлять в трех экземплярах. Все экземпляры имеют одинаковую нумерацию. Первые два экземпляра передаются в АТП. Один из них остается там, а другой возвращают в турфирму вместе со счетом за выполненную перевозку туристов. Третий хранится в туристской фирме в папке “Заявки в автотранспортное предприятие”.
Он является документом, характеризующим: маршрут, наличие дорожных и линейных сооружений, остановочных пунктов и расстояний между ними, расчет времени движения автобуса, состояния дороги, а также работу автобуса на маршруте.
Паспорт составляется туристской организацией в двух экземплярах на каждый действующий маршрут. В экспедиционном объезде маршрута участвуют представители АТП и ГАИ. Один экземпляр хранится в автобазе (гараже), второй - в туристской организации (фирме).
На автобусные маршруты, обслуживаемые автомобильным транспортом общего пользования, паспорт составляется автотранспортным предприятием и состоит из набора отдельных листов-форм, отпечатанных на плотной бумаге.
Заполнение паспорта туристского автобусного маршрута.
Лист 1. Наименование маршрута.
Лист 2. Расписание движения автобуса.
Лист 3. Схема маршрута.
Лист 4. Обследование трассы маршрута.
Лист 5. Время (скорость) движения автобуса.
Лист 6. Паспортные данные автодороги.
Лист 7. Финансовый план маршрута.
Лист 8. Расписание движения автобуса.
Совместная работа гида и водителя автобуса на туре.
К водителю предъявляются требования:
- внешний вид (форма)
- не имеет право вмешиваться в работу гида
- четко выполнять требования паспорта турмаршрута
- посторонних лиц не провозить
К гиду предъявляются требования:
- строго выполнять требования паспорта турмаршрута
- не должен давать указания водителю, которые могут привести к ДТП
-не вступать в перепалку с водителем
- внешний вид
Основные моменты безопасности на автобусных турах:
1. Водители не моложе 20 лет.
2. При перевозках детских туристских групп:
• автобусы последних лет выпуска
• наличие сопровождающих
• включение ближнего света фар в дневное время
• установка специальных опознавательных знаков.
3. Снижение скорости в сложных условиях передвижения.
4. Дважды в год проводить обследование маршрутов.
5. Скорость движения - до 70 км/час. Не практиковать
движение по ночам.
6. Прекращать движение автобусов в случае стихийно-
го явления или изменения дорожно-климатических
условий на маршруте тура.
Путешествия с использованием личного транспорта туристов
Организация пакетного тура автомобильного путешествия включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. Документы туристу в дороге потребуются следующие: паспорт (при путешествиях за границей - иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вождения автомобиля (для зарубежных путешествий - международного образца), технический паспорт автомобиля, талон предупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своей или прокатной машине), маршрутные документы, сервисная книжка, нотариально заверенная копия технического паспорта (если планируется перевоз машины по железной дороге), «зеленая карта», медицинская страховка (при выезде за рубеж). Данные в техпаспорте должны быть дублированы на английском языке. Необходимо оформить страховку на автомобиль - на случай гражданской ответственности при дорожно-транспортном путешествии (ДТП). При путешествиях за рубеж в обязательном порядке оформляется так называемая зеленая карта - страхование автогражданской ответственности при ДТП (International Motor Insurance Card)
Также необходимо застраховать и сам автомобиль. Страхование производится на случай утраты или повреждения автомобиля в результате аварии, пожара или стихийного бедствия.
Прокат автомобилей. Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. Процедура аренды автомобиля проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно). В стоимость арендной платы должно входить следующее:
- неограниченный пробег автомобиля;
- доставка клиенту автомобиля в черте города;
- ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности, кроме повреждения покрышек и ветрового стекла;
- полная страховка на случай ДТП, произошедшего не по вине клиента;
- страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);
- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);
- налоги.