Виды рекреационно-оздоровительных услуг и особенности их предоставления
Фитнес и активный отдых- это актуальные и модные составляющие плодотворной жизни современного успешного человека, занятия для собственного удовольствия и поддержании хорошей физической формы.
Фитнес - это искусство здорового образа жизни. Научные исследования показывают, что повышение уровня физической подготовки работников стало фактором, позволяющим уменьшить уровень заболеваемости на предприятиях во многих отраслях промышленности. Регулярно занимающиеся фитнесом люди живут дольше и чувствуют себя лучше. Стало ясно, что люди, которые стремятся быть красивее и здоровее, более ответственны, энергичны, с выраженным мышлением и высокой производительностью труда.
Первые фитнес - клубы появились в Европе и Америке после второй мировой войны. Здоровый образ жизни стал одной из составляющих национальной идеи. На Западе люди хотят всегда быть в хорошей физической форме, чтобы не потерять работу, иметь высокие заработки.
В Россию фитнес пришел только с развитием рыночной экономики. Первые фитнес - клубы были очень дорогими и доступными по этой причине лишь ограниченному кругу людей.
В настоящее время в России быстрыми темпами развивается целая фитнес - индустрия: громадные клубы, объединяющие сотни людей, семейные и закрытые, залы и студии с определенным набором услуг.
Фитнес - клуб - это и развлекательный центр, и реабилитационная клиника, так как они имеют общие цели - быстрое восстановление здоровья средствами регулярных тренировок.
Следуя такого рода тенденциям и идя в ногу со временем, в 1991 г. была создана Федерация аэробики России. Изначально основой реализации этой организации явилась ступенчатая система подготовки специалистов-инструкторов разных профилей по категориям А, В и С.
Динамично развиваясь на серьезной научно-методической базе, будучи активным членом Международной федерации спортивной аэробики и фитнеса, Федерация аэробики России сегодня активно развивает новый массовый вид спорта – фитнес - аэробику.
По данным международных исследований в области здорового образа жизни и фитнеса Россия сегодня является наиболее динамично развивающимся рынком, который набирает обороты и в ближайшее время будет готов принимать все большее количество товаров и услуг, работающих в этой области.
Проводимые в России мероприятия, такие как конвенции клубов и торговых брендов, показывают, что Россия проходит путь популяризации фитнеса, который уже выбрали для себя США, страны Европы, Австралия и многие другие.
Однако Россия - уникальный рынок, имеющий во многом свои неповторимые особенности. Большое количество компаний, являющихся ежегодными участниками мировых событий в мире фитнеса, заинтересованы в том, чтобы наладить контакты для работы в нем, изучить ситуацию, представить свои возможности. Этот факт явился основой идеи проведения в России ежегодного Международного открытого фитнес - фестиваля.
Помимо компаний, в фитнес - услуге заинтересовано огромное количество людей. Это наиболее быстро растущий сегмент потребителей товаров и услуг в сфере защиты здоровья.
В мировой индустрии развлечений фитнес считают одним из самых выгодных видов бизнеса: вложения окупаются через год-два, а прибыль клуба достигает в среднем 5 млн.долл. ежегодно.
Специфике осуществления деятельности в фитнес - индустрии присущи:
1. Проведение глобальной программы, направленной на укрепление здоровья нации;
2. Элитарность индустрии нацелена на привлечение значительного потока средств, оказывая влияние на социально-экономический сектор;
3. Маркетинговая политика подразумевает следование вкусам и нуждам потребителей, значит, специфика осуществления рекламной деятельности (мировой стандарт бренда, его коммуникабельная роль, проведение массовых мероприятий) рассчитана на массовость и результативность работы;
4. Ценовая политика предполагает общедоступность предлагаемых фитнес - услуг при сохранении высокого качества;
5. Осуществление образовательной деятельности для привлечения как можно большего количества специалистов и подготовки управленцев;
6. Распространение влияния на развивающийся рынок различных уровней фитнес - услуг в России.
Согласно международной классификации объектов СПА - бизнеса клубы, специализирующиеся в области фитнеса и веллнеса и предоставляющие разнообразные варианты СПА - услуг, относятся к категории СПА.
Веллнес – новое понятие и для русского языка, и для нашего мировоззрения. Этим понятием определяется полнокровная и гармоничная жизнь, высокий эмоциональный тонус, положительная энергия и жизнелюбие, исходящие от позитивно мыслящего современного человека; особый социальный навык, помогающий сопротивляться болезням, стрессам и апатии, поддерживающий веру в себя.
Понятие «веллнес» и вместе с ним веллнес - философия были впервые введены американцем, доктором Хэлбертом Даном в 1959 г. В основе его подхода – представление о том, что здоровье человека определяется не только физическим благополучием тела, но и здоровьем души и разума.
Другие англоязычные авторы, такие как Ардел, Трэвис, Бенсон-Стюарт и Гринберг-Динтимен, подхватили термин «веллнес» и стали использовать в своих публикациях о здоровье, обозначая им здоровье в широком смысле этого слова.
В русском словаре термин «веллнес» ещё не появился, а в английском он обозначает понятие, звучащее как optimal well being, то есть оптимальное благополучие. В русском языке слово веллнес используется в основном для обозначения состояния физического и душевного благополучия.
Понятие «Wellness-training» появилось в России совсем недавно и обозначает технологию, сочетающую различные методики оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия. В сентябре 2004 г., на Московской международной конвекции, впервые был проведён мастер-класс по программе «Wellness-training».
Веллнес как система оздоровления – это комплекс оздоровительных услуг VIP-класса на базе реабилитационных программ веллнес - тренинга и специально подобранных СПА - и физиотерапевтических программ, составляемых с учётом данных медицинского тестирования. Сочетание веллнес - тренинга, физиотерапевтических и СПА - процедур позволяет усилить действие отдельных программ и закрепить полученные результаты.
Фитнес и СПА - индустрия России ставит перед собой следующие задачи:
1. Воспитание культурного и здорового образа жизни;
2. Развитие у населения потребности в сохранении здоровья;
3. Привлечение населения к активному отдыху;
4. Пропаганда антинаркотического движения;
5. Повышение профильного уровня инструкторов-аниматоров;
6. Установление международных контактов между странами, развивающими фитнес, развитие фитнес - туризма;
7. Развитие и популяризация фитнеса в России;
8. Создание единой информационной Интернет - сети в области фитнес - и СПА - индустрии;
9. Привлечение новых и совершенствование старых идей;
10. Включение фитнес - услуг в туристско-анимационные программы.
Уровень развития СПА - услуг в клубных СПА зависит от той или иной модели, из которых, как показывает практика, можно выделить три основные:
1. Модель фитнес - клуба – основной специализацией является активный спорт, рассчитанный на людей, которых интересует в первую очередь физкультура, физическая активность.
Для модели фитнес - клуба определяющими являются: уровень оснащения залов – тренажёрных, аэробики, спортивных и мультифункциональных; наличие спортивного бассейна, программ активной коррекции фигуры.
Обязательным элементом услуг для таких клубов также являются бани (сауны), душевое оборудование.
Позиционирование такого заведения как фитнес - клуб логично приводит к появлению в нём парикмахерского зала, солярия, кабинетов косметолога, массажиста, мастера педикюра, каких-то процедур, связанных с обёртыванием, коррекцией фигуры.
2. Модель СПА - клуба – основной специализацией является организация активного отдыха, в том числе семейного.
СПА – это фитнес для «ленивых», совсем другая форма организации и подачи услуг. Для модели СПА - клуба характерна детально разработанная, так называемая мокрая зона, которая обычно формируется вокруг бассейна.
Мокрая зона СПА - клуба, помимо самого бассейна, включает набор клубных СПА - услуг, стоимость которых входит в стоимость клубной карты:
1. различное душевое оборудование,
2. бани,
3. паровые процедурные и ингалятории,
4. релаксариумы,
5. соляриумы.
Бассейн чаще всего не является спортивным, имеет форму лагуны и насыщается различными встроенными водными аттракционами, выплывами в гроты, встроенными барами, противотоками. Оптимальным является решение, когда бассейнов делается как минимум три – общий, детский и мини-бассейн – джакузи.
Тренажёрные и мультифункциональные залы СПА - клубов оснащаются с не меньшей тщательностью, однако больше рассчитаны на клиентов, для которых понятие активного отдыха не связано напрямую с занятиями спортом.
Отсутствие специализированных спортивных залов компенсируется детально разработанной зоной дополнительных СПА - процедур, которая располагается в «мокрой зоне». Статистические данные показывают, что минимальный набор услуг включает следующие процедуры:
1. несколько типов ручных массажей;
2. несколько типов гидромассажей;
3. банные процедуры;
4. обёртывания;
5. процедуры фито- и ароматерапии;
6. процедуры СПА - ухода за лицом;
7. СПА - педикюр и маникюр.
Завершающие услуги салона красоты клиент получает за пределами «мокрой зоны». Очевидно, что изначальные вложения в создание СПА - клуба более высокие по сравнению с формой фитнес - клуба.
Модель веллнес - клуба – основной специализацией является организация активного отдыха, в том числе семейного, организация корпоративного отдыха.
Слово веллнес нашло наибольшее употребление на российском рынке применительно к веллнес - отелям. Что касается клубного бизнеса, то в категорию веллнес - клубов попадают крупные клубные структуры, имеющие равнозначно разработанные СПА- и фитнес -структуры, а также разнообразный клубный сервис, включая бары, рестораны, выставочные залы, бутики, конференц-залы.
Общепринятым для таких бизнес - структур является название «спортивно-оздоровительный центр».
В последнее время развитие получила относительно новая для России форма организации СПА - бизнеса – корпоративные (закрытые) веллнес - клубы. Такие клубы могут иметь самую причудливую форму организации, так как изначально не настроены на самоокупаемость, а многие решения зависят от вкуса инвестора и его понимания сути оздоровительного отдыха.
Тому есть несколько причин. Если фитнес - индустрия пришла в Европу, а затем и в Россию из США в «готовом виде», с отработанными методами организации, оборудованием, методиками, то СПА - индустрия параллельно развивалась во многих странах, в том числе и в России, имея ярко выраженные культурные особенности, которые не всегда возможно копировать в чистом виде.
Например, фитнес - клубы эконом - класса имеют конкретные требования:
1) наличие тренажёрного зала (обязательно с силовыми и кардиотренажёрами определённого уровня) и зала для групповых занятий;
2) наличие просторных раздевалок, оборудованных по возможности сауной или турецкой баней, с большим количеством шкафчиков;
3) наличие дополнительных платных услуг (индивидуальные тренировки, консультации по спортивному питанию, салон красоты, солярий, массаж);
)стоимость годовой безлимитной карты – от 500 до 800 долл. (для Москвы), для регионов – от 300 до 500 долл.;
5) клубная карта должна включать не только неограниченное количество посещений групповых занятий и тренажёрного зала, но и ряд льготных услуг (например, бесплатное предоставление полотенца, скидки на посещение солярия, салона красоты, на напитки и закуски в фитнес - баре). Для успешной работы фитнес - клуба важно не просто найти, но и удержать клиента, поэтому необходимо изучать опыт конкурентов, посещать максимальное количество различных спортивных центров, знать рынок существующих предложений.
Во многих фитнес - центрах уже есть спортивные площади, на которых размещены залы тренажёрные и залы аэробики, но нет бассейна, поэтому наличие красивого глубокого бассейна может стать выгодным преимуществом. Конечно, к нему также нужно предложить хорошие спортивные залы и душевые.
Хорошо также максимально предоставить дополнительные услуги: парикмахерскую, массажный кабинет, солярий, салон красоты, СПА - услуги, индивидуальные программы тренировок. Немаловажным является качество предлагаемых услуг – сервис, а также уровень занятий, проводимых в фитнес - клубе.
Досуговые мероприятия и их место в программе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности
Досуг– деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою работоспособность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Если досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпрепровождение, а деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
К специфическим чертам туристского молодежного досуга относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной, иногда даже экстремальной активности. Молодые люди более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспосабливается к деятельности однообразной, специализированной.
К особенностям туристского досуга относится своеобразие среды его протекания. Он организуется в новой для туриста среде во время потребления туристских услуг на маршруте, в кругу туристов-единомышленников, т.е. в области специфических досуговых интересов. Однако при всей необходимости содержательной деятельности в досуге, туристы стремятся к общению в компании единомышленников. Значит, общение в туристской среде – это форма досуга, в которой человек нуждается органически. Тяга к общению объясняется огромной потребностью в эмоциональных контактах.
Общение можно рассматривать как:
- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества,
- источник творческого преобразования индивида в личность,
- форму передачи знаний и опыта,
- исходный пункт самосознания личности,
- регулятор поведения людей в обществе,
- самостоятельный вид деятельности личности.
Туризм в организации досуга туристов охватывает соответствующие учреждения и предприятия: клубы, культурно – досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, фитнес-центры. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений.
Отличительным качеством туристского культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возникающая в результате предоставленных возможностей заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать в путешествии новые места, быть участником важных событий.
Рассматривая проблему различных форм анимационной деятельности, целесообразно взглянуть на неё с позиций валеологии как науки о здоровье.
При составлении туристско-анимационных программ тур - аниматорам необходимо учитывать физиологические, психологические, возрастные и другие особенности участников поездок и общения. Это позволяет правильно подобрать формы работы с ними, наиболее продуктивно сочетать активный и пассивный отдых, сделать досуг интересным и полноценным. Нет плохого или хорошего досуга. Тот или иной досуг хорош, когда он психологически оправдан. Тому, кто перенапряжён на работе, полезен отдых-разрядка, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние. Для тех, у кого такого перенапряжения нет, на отдыхе нужны зарядка, встряска, активизация.
Физическая активность и спорт – необходимые и важнейшие условия нормального развития ума и тела. Абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, а физическая активность и занятия спортом «для себя» улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность.
Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп туристов. Их главная задача – стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлечение в соревновательную деятельность новых слоёв населения и туристов, прежде всего детей, подростков, молодёжи.
Пропаганда физической культуры должна осуществляться личным примером и адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача информации – повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
В зарубежных отелях утренняя и дневная деятельность менеджеров - тураниматоров связана именно со спортивно - развлекательными мероприятиями, такими как водная аэробика и водный волейбол, обучение плаванию с аквалангом, все виды степа, гимнастики и аэробики, различные конкурсы и развлекательные шоу.
Существует ряд общих требований, которым должен отвечать туристский досуг, чтобы быть полноценным:
1.Досуг является общественно осознанной необходимостью. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально – экономического развития и духовного обновления жизни.
2.Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому туристский досуг рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, самореализацией и общением.
3.Нужно добиваться преодоления потребительского отношения туристов к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то другой, а не они сами.
4.Деятельность предприятий туризма и отдыха и ее улучшение зависят не только от умелой организации досуга, но и учета психолого-педагогических факторов. Деятельность туристов в сфере свободного времени основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к общению и творчеству.