Особенности организации музыкальных фестивалей в России
В России, как и на западе, более активными путешествующими меломанами является молодежь. Популярным видом фестивалей являются опен-эйры (проводимый на открытом воздухе) – это музыкальное событие, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе. Размер концертов может быть весьма различным: от корпоративной вечеринки на несколько десятков человек до музыкального шоу с мировым именем на тысячи участников.
На опен-эйрах может быть самая различная музыка: от народной и классической до рока и джаза. Распространено мнение, что опен-эйры представляют собой в основном электронные вечеринки. В России с данным значением связывают, прежде всего, дискотеки, проводимые вне клубного помещения.
Как упоминалось выше, чаще всего путешествует молодежь, следственно и наиболее популярными являются фестивали современной молодежной музыки, а именно рок, джаз и электронная музыка.
Вообще первые музыкальные фестивали появились еще в СССР в 1930-е годы. Музыка советского периода (1918-1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и композиторов были русскими, значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.
С развитием электронной музыки и её проникновением в Россию в начале 1990-х стали популяризироваться опен-эйры в их современном понимании – рэйв-вечеринки, проводимые за городом, в заброшенных и недостроенных зданиях, и т. п. Зачастую такие фестивали перерастают в масштабные мероприятия и проводятся не один день.
Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» [10].
Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е групп наиболее известны: Автограф, Пикник, Машина Времени, Аквариум. Подобно бардам того периода, ранние рок-группа распространяли альбомы только через самиздат и считались самодеятельными. Распространенной формой выступления был квартирник - стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей. К концу 1970-х - началу 1980-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей - держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» - «Алиса», «Кино», «Странные игры», «АукцЫон», «Оберманекен» и др. [6].
В России насчитывается несколько десятков фестивалей данных жанров, собирающих с каждым годом все больше посетителей. Некоторые, как и на западе имеют продолжительность в несколько дней
В настоящее время самым популярным фестивалем в России является Самарский рок-фестиваль «Рок над Волгой», образованный в 2009 году. Одной из главных причин такой популярности является бесплатный вход на территорию фестиваля, и при этом большое количество Российских и зарубежных рок-звезд. За последние три года число участников резко возрастает. В 2012 году количество посетителей составило более 300 тысяч человек а в 2013 – около миллиона. Такое количество побило рекорды многих зарубежных фестивалей (Приложение А, рисунок А1, рисунок А2). Зрители приезжали не только с окрестных городов, ближайшего Тольятти и Уфы, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Новосибирска, Владивостока [5].
Вторым по популярности можно назвать «укоренившийся» рок-фестиваль «Нашествие», количество участников остается относительно стабильным – более 150 тысяч. Этот фестиваль образован в 1999 году, проводится в Рязанской области.
Фестивалем, число участников которого увеличивается с каждым годом почти в 2 раза, является Кубана (образовался в 2009 году). Увеличивается не только количество участников, но и количество дней проведения, масштаб.
Что касается фестивалей электронной музыки, одним из ярких является фестиваль Пиратская Станция, образованный в 2003 году, проводился Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Красноярске, Челябинске, Украине, Белоруссии и Эстонии.
GLOBAL GATHERING, зародившийся в Великобритании, проводился в США и Малайзии, и на сегодняшний день стал также ежегодным событием в Австралии, Польше, Украине, Белоруссии, Турции, Южной Корее и России. Первый GLOBAL GATHERING в Cанкт-Петербурге состоялся в 2008 году и стал на тот момент самым масштабным европейским событием, когда-либо проходившим в России. С этого момента он с каждым годом поднимает планку качества и уровень посещаемости – 31 400 человек в 2011 году.
Яркими фестивалями, посвященными джаз-музыке, являются Усадьба Джаз и Дикая Мята [4].
Усадьба Jazz – самый большой в России музыкальный фестиваль под открытым небом, где можно услышать музыку в стиле джаз, фанк, world music, acid jazz, lounge, jazz rock, blues. При этом организаторы фестиваля вкладывают в него и особую социальную миссию: привлечь внимание к старинным русским усадьбам, наполнить их новой жизнью и воздухом современности. Проводился в Московской области, а в 2012 переехал в Санкт-Петербург.
Дикая Мята» - самый крупный world music фестиваль в России, который ежегодно проходит летом в культурно-этнографическом комплексе «Этномир» (в 100 км от столицы по Киевскому шоссе, на границе Московской и Калужской областей) с 2008 года, и на который съезжаются самые яркие артисты со всего света. Здесь представлена вся музыка мира: залихватские балканские мелодии и кельтские ритмы, протяжные русские напевы и лаконичный афробит, благородный этно-джаз и солнечная рагга, грузинское многоголосье и португальские мелодии, песни независимой испанской эстрады и затейливые угро-финские причитания.
Очень часто фестивали приезжают в Россию из других стран Европы, а многие образуются внутри России и путешествуют по ее регионам [10].
Рассмотрим особенности организации самых известных и масштабных фестивалей России: фестиваль авторской песни Валерия Грушина и многоформатный фестиваль «Кубана».
Фестиваль «Кубана» - один из самых популярных музыкальных фестивалей в России, и с недавних пор за рубежом. Он является единственным фестивалем в России, который вошел в 2013 году в десятку финалистов престижной премии European Festival Awards (Европейские Награды Фестивалей) в категории Best Medium-Sized Festival (лучший фестиваль среднего размера) [9].
Фестиваль проводится ежегодно, начиная с 2009 года, в Краснодарском крае, в поселке Веселовка Темрюкского района на берегу Черного моря и один раз в 2013 году был проведен в станице Благовещенской под Анапой. За это время количество посетителей возросло в десять раз (с 15 тысяч человек в 2009 году до 150 тысяч человек в 2013 году).
По месту проведения фестиваль относится к опэн эйру, по масштабу является международным, по музыкальной направленности (формату) фестиваль смешанный; вход на фестиваль платный. Длительность фестиваля варьируется от трех до семи дней. Преобладающий возраст посетителей: 18 – 28 лет.
На территории фестиваля было установлено 4 сцены:
- Главная или основная сцена LIBRE – самая крупная сцена, на которой проходили выступления заявленных исполнителей, ради которых все собрались;
- Ночная сцена TURBO, работа которой начиналась после 12 часов ночи. Здесь выступали известные ди-джеи, организовывалось яркое лазерное шоу;
- Дополнительная пляжная сцена ARENA Клинское, где выступали начинающие и менее известные исполнители - ди-джеи, рок группы;
- Цирковая сцена, где проходило яркое шоу циркачей из Венгерского передвижного цирка.
Последние две сцены стали новой находкой организаторов. На прошлых фестивалях этих сцен не было. Вдобавок к этому на территории фестиваля появился кинотеатр под открытым ночным небом от телекоммуникационной компании Ростелеком, спортивная зона «BEACHSOCCER KUBANA OPEN» под предводительством пляжного клуба «Кубань», где гости могли попробовать себя в самых разнообразных видах спорта, таких как: волейбол, бадминтон, пляжный футбол, футволей, панна, фрисби идругих оригинальных играх. Как и в 2012 году на фестивале книжным автобусом «Бампер» организована детская программа, включающая в себя рок-чтения от известных звезд, в 2013 она дополнилась рок-концертами.
Территория фестиваля ограждена высоким забором. Инфраструктура включала в себя контрольно-пропускные пункты, палаточный лагерь, биотуалеты, пункты питания (кафе, VIP кафе), медпункт, информационный центр, парковки.
На Кубане 2013 стала еще богаче и разнообразней развлекательная программа, благодаря многочисленным шатрам, в том числе шатры с настольными играми от генерального партнера «Клинское», зона «Прокачай свой Look» от компании «Alcatel», пляжная зона «Pepsi», «Lay’s strong Bar». Кроме того бренд «Клинское» устраивал большое количество конкурсов, развлечений с памятными призами.
Второй год подряд на Кубане успешно реализуется экологическая программа «Залоговая стоимость тары». Суть ее заключается в том, что стоимость тары включается в стоимость напитка (плюс 10 рублей – тара), организуются специальные пункты приема тары, которые возвращают 10 рублей за каждую принесенную тару сдающему. Количество сдаваемой тары не ограничено. Благодаря этой программе территория фестиваля оставалась чистой и аккуратной на протяжении семи дней [9].
Сравнивая организацию фестиваля с прошлыми годами, видно, что организаторы с каждым разом пытаются повысить ее уровень, включая больше развлекательных программ. С целью увеличения площади территории юбилейной Кубаны 2013 организаторы перенесли ее на новое место, в станицу Благовещенскую. К тому же на бывшем месте территория фестиваля имела вытянутую вдоль берега форму, что создавало некоторые неудобства, например, чтобы с дневной сцены добраться до ночной, необходимо было пересечь всю территорию фестиваля. Важным преимуществом этого места так же служит транспортная доступность (аэропорт города Анапа – 20 км); наличие развитой инфраструктуры (столица, базы отдыха); близость к морю (50 м). Станица Благовещенская позволяла установить фестиваль удобной квадратной формы. Однако организаторами был проигнорирован тот факт, что в отличие от Веселовки, с его обширными песчаными территориями, в Благовещенской были каштановые почвы, что стало главным недостатком Кубаны 2013. Гости фестиваля жаловались на пыль, которая как серое облако, поднялась над всей территорией, особенно у сцен. Можно назвать еще ряд небольших недостатков, таких как нерегулярная чистка биотуалетов, частые поломки душа, некачественная работа медпункта. Последнее является особенно важным, так как здоровье гостей подвергается опасности. Очень сильное воздействие солнечных лучей, солей, что может вызвать кожные заболевания, многие просто тяжело переносят акклиматизацию и многое другое. В медпункте не всегда можно найти нужное лекарство, а до ближайшей аптеки около 7 километров. На территории фестиваля должна быть как минимум своя аптека. Еще одним недостатком, на который также поступало не мало жалоб, можно назвать высокие цены на продукты питания и на плохое качество их приготовления.
Таким образом, мы делаем вывод, что организаторы уделили большое внимание развлекательной программе, сцене, звуку, участникам, но мало позаботились о комфорте гостей. Среди молодежи распространено такое мнение, что главное на фестивале – это музыка – то, ради чего все приехали, а комфорт – для «неженок», которым здесь не место, к тому же они могут разместиться в гостинице. Но желающих попасть на фестиваль очень много, среди них большая часть – студенты, доход которых не позволяет им выбирать такие условия. В результате, у большинства приезжих осталось грустное впечатление от фестиваля, несмотря на большое количество увиденных живых выступлений их кумиров. Отдых должен быть полноценным, и ничто не должно портить впечатления о таком ярком событии, поэтому элементарные и заявленные перед фестивалем условия, обеспечивающие комфорт должны выполняться на все сто процентов. Любой отдыхающий должен чувствовать себя в полной безопасности, чтобы расслабиться, будь то курорт или фестиваль. Организаторы фестиваля, по крайней мере, учли главный недостаток (пыль), и следующий фестиваль вернули на старое место. Главный девиз Кубаны 2014 – «С шумом, но без пыли!».
Не менее известным фестивалем является Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. Его можно назвать старейшим фестивалем авторской песни в России. Дата проведения первого Грушинского фестиваля приходится на 1968 год. С тех пор он стал ежегодным, за исключением периода с 1980 по 1986, когда фестиваль был объявлен нелегальным. Грушинский фестиваль сейчас – самый известный и масштабный фестиваль авторской песни, на который ежегодно приезжает более ста тысяч человек.
В 2007–2009 годах по ряду причин фестиваль проводился на двух площадках:
- Фёдоровские луга (под Тольятти) – Всероссийский фестиваль авторской песни им. В.Грушина на «новом-старом» месте проводил «Самарский областной Клуб Авторской песни им. Валерия Грушина» (образован в 1993 году).
- Мастрюковские озёра – на «традиционном» месте с 2007 по 2009 включительно Всероссийский Фестиваль бардовской песни им. В. Грушина проводили Фонд «Фестиваль Авторской песни им. В. Грушина», Научно-производственная фирма «Мета», Творческое объединение «Самарские барды», под общим руководством коммерческой фирмы «Мета» – арендатора территории. Проезд к месту проведения Фестиваля: можно проехать электричкой в направлении Жигулевского моря от ст. Самара и ст. Тольятти до станции « Пискалы»; машиной, автобусом и другим транспортом до поселка Федоровка, далее по указателям до контрольно пропускного пункта.
Фестиваль не зря расположен рядом с городом Тольятти, так как город является крупным транспортным узлом. В городе расположен железнодорожный и автомобильные вокзалы, в пятидесяти километрах находится международный аэропорт Курумоч, есть речной порт.
Между Самарским областным клубом авторской песни им. В. Грушина и Фондом «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина» существовал ряд конфликтов, выливавшихся в различные судебные процессы.
После череды судебных разбирательств права на товарные знаки «Грушинский фестиваль», «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина», все права на проведение фестиваля принадлежат Самарскому областному клубу авторской песни им. В. Грушина. С 2010 года Грушинский Фестиваль проводится на Фёдоровских Лугах.
Фестиваль проводится под открытым небом, вход – бесплатный, по музыкальной направленности фестиваль бардовский, по масштабу – всероссийский, длительность фестиваля составляет около 4-х дней [8].
Фестиваль включает в себя множество больших и маленьких сцен, каждая из которых отличается своей программой, есть даже детская сцена. Самая главная – сцена «гитара», установленная в виде плавучей гитары, где проходит прощальная концертная программа в последний день фестиваля; зрительным залом для нее служит гора, расположенная на берегу. Выступления проходят и днем и ночью.
Помимо сцен в инфраструктуру фестиваля входят:
-платная автостоянка;
-медпункт;
- гостиный двор – палаточный лагерь для почетных гостей;
-спортивные площадки;
- пресс центр;
-скважины на воду;
-туалеты;
-баня и несколько душевых кабинок;
- контрольно-пропускной пункт.
На фестивале также есть собственная ярмарка, где можно приобрести сувенирную продукцию фестиваля, а так же все для кемпинга. Достопримечательностью фестиваля является огромная карта России, площадь которой составляет более 500 квадратных метров. На ней отмечены самые интересные места нашей страны. По ней можно прогуляться и попасть в любой уголок России.
Также на фестивале располагается подростковый лагерь «Детская поющая Республика». Он интересен тем, что подростки приезжающие туда, под руководством взрослых работают над организацией фестиваля: строят «фестивальный город», работают с музыкальной аппаратурой, проводят электричество, встречают гостей. При этом фестиваль устраивает для них творческие вечера, конкурсы, встречу с интересными людьми и просто пение песен у костра под гитару.
При таком подходе у ребят возникает не навязанный сверху, а естественный интерес к авторской песне [8].
Если главной изюминкой Кубаны (помимо концертной программы) является море и пляжи, то на Грушинке – это река Волга и сплавы по ней. Кубана как и другие фестивали рока и электронной музыки обрели популярность в России только в последнее десятилетие с наступлением века информационных технологий: теперь любая музыка находится в открытом доступе, у каждого хорошего музыканта или музыкального коллектива находятся свои слушатели и фанаты в любом уголке мира. К тому же с распространением глобальной сети интернет на Россию усилилось влияние запада, с его модой и вкусами. То, что популярно в развитых странах запада, обретает популярность у нас (мода на одежду, стили музыки, образ жизни). Кубана, как и другие фестивали рока и электронной музыки России стали аналогами европейских фестивалей. Грушинский фестиваль намного старше любого рок фестиваля, свою популярность он зарабатывал годами. У такого жанра, как авторская песня всегда были свои исполнители и слушатели. В отличие от Кубаны Грушинский фестиваль привлекает гостей самых разных возрастов, часто туда приезжают семьями.
Фестивали в Европе и Америке начали проводиться еще с незапамятных времен, как мы уже выяснили из истории, но начало фестивалям как крупномасштабным событиям, положил Вудсток, проведенный в 1969 году, штате Нью-Йорк, США. Организация его носила экспериментальный характер. На тот момент не было отлаженных стандартов построения звукоусилительных систем. Однако, он собрал более полмиллиона посетителей, хотя рассчитывался на пятьдесят тысяч.
С тех пор уровень организации музыкальных фестивалей вырос и сейчас европейский или американский фестиваль - это ярчайшее событие, с многообразием видов отдыха, предоставляющее самые разные услуги, где каждый найдет себе занятие и музыку по вкусу. Причиной этому служит то, что организаторы часто расширяют рамки фестиваля за счет добавления элементов, которые напрямую к музыке не относятся. Эту мысль красиво озвучивает лозунг Roskilde Festival – 2006: «больше, чем музыка». В программе этого мероприятия хэппенинги, кино, искусство и даже «устная речь». Кроме того, последние несколько лет на статусном венгерском Sziget организуются тематические «деревни», в которых представлены ремесла, арт, эзотерика, спорт и культура разных стран. Например, есть там деревня «Африка» с поделками и музыкой всех стран черного континента – там даже косички можно заплести в перерывах между собственно прослушиванием музыки. Благодаря последней тенденции музыкальные фестивали медленно, но верно начинают походить на советские фестивали дружбы народов. Организаторам российских фестивалей – непаханое поле для экспериментов, ведь сегодня ни один из них ничего подобного, по сути, не предлагает [12].
В России музыкальные фестивали формата open air начали проводить гораздо позже, в 1990-е года. Сначала это были вечеринки, проводимые в недостроенных заброшенных помещениях или за городом. Можно сказать, что в России музыкальные опен эйры стали результатом стихийных сборищ. Хотя они собирают много посетителей, система эта не до конца отлажена и часто находится масса недостатков в организации музыкального фестиваля. Поэтому нашим организаторам было бы весьма полезным обратиться к развитым странам запада за опытом проведения фестивалей, что Россия и пытается сделать. Результатом таких попыток стал фестиваль Кубана.
Проведем между параллели между известным фестивалем Европы «Glastonbury» и Российским фестивалем «Кубана». Для этого рассмотрим музыкальный фестиваль как систему, применяя системно-структурный метод. Этот метод применяется во многих научных направлениях для выявления и анализа систем. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней. Этот метод применяется к сложноорганизованным, составным самоорганизующимся объектам. В России элементы системного подхода встречаются в работах М. В Ломоносова, А. А. Богданова, В. И. Вернадского, И. К. Кирилова. Среди зарубежных исследователей системно-структурный метод применяли П. Хаггет, К. Зауер, Людвиг фон Берталанфи [4]
Согласно Кускову А. С. В отечественной рекреационной географии системный подход был изначально заложен в качестве основы, в результате чего была обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий этого научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма, что означает замыкание всех системных связей на потребности туриста. На этой методологической основе были разработаны принципы оценки рекреационного спроса природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие рекреационных районов.
С современных научных представлений концепцию ТРС развивает Л. Ю. Мажар [4], указывая на то, что территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС) представляют собой один из видов общественных геосистем, совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями.
Фестиваль как систему можно разбить на несколько блоков (подсистем), сюда входит блок развлечений, жилье, питание, достопримечательности, гигиена, дополнительные услуги, обслуживание, туристы, орган управления. Каждый блок имеет свой состав и структуру. Составляющими блока являются те элементы, которые непосредственно связаны с пространством фестиваля и предназначены для удовлетворения определенных потребностей посетителей. Четкая и слаженная их работа обеспечивает полноценный отдых гостей фестиваля.
Как и в территориальной туристко-рекреационной системе Л. Ю. Мажар, в центре системы находятся туристы.
Рассматривая каждый блок по отдельности (Приложение …, рисунок …) и сравнивая то, как он представлен в России и в Великобритании, можно заметить, что в зарубежных фестивалях блок представляет собой гораздо большее разнообразие его составляющих. Например, блок «Дополнительные услуги» фестиваля Glastonbury включает в себя наличие камер хранения, аптеки, банкоматов, телефонных будок, почтовой службы, информационный центр, медпункт. На Кубане же нет и половины этого. То же самое можно заметить и сравнивая остальные блоки, например «Достопримечательности». На Glastonbury, как на многих других фестивалях Европы можно встретить огромное количество статуй, макетов, экспонатов, инсталляций представляющих современное искусство разных стран. Фестивали в Европе – это свободные пространства для творчества. Здесь устраиваются выставки и музеи под открытым небом, карнавалы, театры, кинотеатры, цирки, сады и это все является дополнением к музыкальным сценам, которые также разбиты на несколько зон. На Кубане тоже количество сцен увеличилось, появилась цирковая сцена, кинотеатр. Из декора можно увидеть плакаты с лейблом Кубаны, а также плакаты и экспонаты с брендами компаний-спонсоров, но совсем не представлено элементов творчества современных отечественных художников. Театральные показы с недавних пор тоже стали входить в программу нескольких фестивалей России. Чтобы улучшить наши фестивали, необходимо подключить как можно больше людей творческих профессий как российских, так и зарубежных, включить в программу фестивалей инсталляции, отражающие, например, нравы и обычаи жителей России или символизирующие дружбу народов.
Большим достоинством европейских фестивалей является комфорт и безопасность гостей, что нельзя сказать о российский фестивалях. Согласно многим отзывам о европейских фестивалях, чистота и комфорт являются главными отличиями их от российских: осуществляется постоянная чистка биотуалетов, регулярный подвоз воды для душа и исправная его работа, так же установлен вип душ с горячей водой, комфортные сан узлы, услугами которых можно воспользоваться за отдельную плату. Предоставляется возможность жить в специализированных фургонах. Круглосуточно работает аптека и медпункт. Во многих фестивалях есть свои прачечные. В инфоцентрах говорят, как правило, на нескольких языках.
Россия никогда не отличалась добросовестным обслуживанием, чистотой и аккуратностью. Это сказывается на организации фестивалей, и жалобы отдыхающих поступают постоянно. Было бы не плохо создать постоянную инфраструктуру для ежегодных фестивалей с водопроводом, канализацией, но это потребует больших затрат.
С недавних пор стала осуществляться строгая контрольно-пропускная работа, а именно с тех пор, как в 2003 году на фестивале «Крылья» был осуществлен теракт: прогремело несколько взрывов, совершенные девушками-смертницами, в результате чело погибли 20 человек, более 40 человек ранены. Тем не менее, полной безопасности ни один фестиваль гарантировать не может.
В настоящее время в России сложилась сложное и противоречивое отношение государственных властей к фестивалям, в частности к Кубане. С одной стороны фестивали приносят хорошую прибыль, развивают туризм, ведь фестивали – это молодежные курорты, что очень востребовано. С другой стороны многие представители власти считают что фестиваль «калечит детские судьбы» развратными выступлениями и пропагандой наркотиков из-за чего многие выступают за запрет такого рода мероприятия. На эту тему проводилось много дискуссий и приведено не мало убедительных доводов, опровергающих данное высказывание. С угрозой закрытия фестиваля не раз за всю историю сталкивались многие страны, такие как США и страны Европы. Глядя на их опыт, можно предположить, что дело может дойти до закрытия, но не на долго. Рано или поздно к властям придет осознание прибыльности музыкальных мероприятий именно рок жанра и других современных направлений. Но пытаясь взглянуть на ситуацию объективно, можно сделать вывод, что угроза закрытия исчерпывает себя, ведь фестиваль «Кубана» – это первый в России платный фестиваль, достигший крупных масштабов. Как говорит продюсер фестиваля Илья Островский: «Конечно, среди 150 тысяч человек можно найти и пьяных, и странно ведущих себя людей. Но большинство гостей «Кубаны» совсем другие: по результатам проведенных нами опросов — это молодые люди 22—35 лет с высшим образованием. Более 90 процентов из них впервые проводят свой отпуск на курортах Краснодарского края. Разве это не лучшая реклама?»
На наш взгляд, Россия должна не задумываться о закрытии такого рода событий, а наоборот увеличивать их число и улучшать их качество: внедрять новые идеи в проекты фестивалей, расширять область мероприятий внутри него. Таким образом, привлекать как можно больше населения с разными интересами и разных возрастных категорий. Ведь на многих фестивалях в Европе, таких как Glastonbury или Sziget можно встретить людей самых разных возрастов: и ребенка лет пяти и пожилую пару.
Музыкальные фестивали на западе чем-то даже напоминают деревни. Это отдельный мир, где царит позитивнейшая атмосфера, море радостных эмоций, счастливых лиц. Все это осуществимо при правильной организации фестиваля, а также творческого подхода к этому делу, ведь в план фестиваля можно включить все, что угодно, как например Венгерский фестиваль Sziget набирает рекордное количество посетителей, ведь здесь каждый может найти себе занятие по вкусу, а условия здесь обеспечивают самый комфортный и непринужденный отдых.
Большим достоинством европейских фестивалей является комфорт и безопасность гостей, что нельзя сказать о российский фестивалях. Согласно многим отзывам о европейских фестивалях, чистота и комфорт являются главными отличиями их от российских: осуществляется постоянная чистка биотуалетов, регулярный подвоз воды для душа и исправная его работа, так же установлен вип душ с горячей водой, комфортные сан узлы, услугами которых можно воспользоваться за отдельную плату. Предоставляется возможность жить в специализированных фургонах. Круглосуточно работает аптека и медпункт. Во многих фестивалях есть свои прачечные. В инфоцентрах говорят, как правило, на нескольких языках.