Подводные лодки Вольфганга Люта 13 страница
Германия подписала безоговорочную капитуляцию перед союзными державами 8 мая 1945 года.[119]Но и после этого в стране продолжал царить хаос. Оба фронта самоликвидировались, и неуправляемые группы солдат бродили по всей стране. Беженцы хлынули из оккупированных Советами восточных областей Германии, сначала тысячами, а потом миллионами. Ситуация в районе Фленсбурга была не лучше. Начались побеги пленных из местного рабочего лагеря Рейха.[120]Говорили, что они собираются мстить всем.
Фленсбург находился в британской зоне оккупации. Британское командование, обеспокоенное угрозой общему порядку, разрешило Люту, как местному командующему, расставить немецких часовых по периметру Морской школы. Он отобрал часовых из охранного батальона Деница, подразделения, сформированного для охраны правительства. Батальон состоял из подводников, им командовал корветтен-капитан Петер Кремер. В своём письменном приказе Лют приказывал: «Сначала требуйте пароль, а потом стреляйте».
Карл Петер разговаривал с Лютом в воскресенье 13 мая. «Мы встретились в коридоре школы рядом с моим классом. Лют стоял передо мной бледный, с запавшими щеками, его глаза ввалились от недосыпания. Однако он по-прежнему был готов помочь любому». Второй раз в течение года Петер был вынужден просить помощи Люта для урегулирования жилищного вопроса. Британский офицер приказал ему и его семье очистить комнату, чтобы в ней смогли разместиться англичане. Лют, несмотря на свои собственные проблемы, урвал немного времени, чтобы подыскать ночлег ему и пяти другим изгнанным семьям. (Бывшая комната Петера простояла пустой следующие 11 месяцев.)
Петер описывает человека, не спавшего по несколько дней подряд. В то время как все вокруг рушилось, Лют должен был обеспечивать работу правительства Деница, держать в порядке вверенную ему Морскую школу и заботиться о своей семье, которая насчитывала 6 человек. Вероятно, его голова была забита и другими вещами. Может быть, лишь тогда Люту открылась чёрная сторона национал-социализма – концентрационные лагеря, газовые камеры, штабеля трупов, подготовленные к сожжению, – и все камнем лежало у него на сердце.
После разговора Лют и Петер разошлись в разные стороны. Им предстояло ещё многое сделать, и времени на разговоры у них не было.
Но история на этом не кончается. Пока не кончается.
Глухая ночь во Фленсбурге, ветер, дождь, холод. Часовые медленно бродят взад-вперёд вдоль ограды Морской школы. Они промокли, глаза слипаются, и каждый нервничает, потому что отдан приказ стрелять по нарушителям.[121]Их пугают странные звуки, долетающие из темноты.
Часового, охранявшего северо-западный угол, звали Матиас Готтлоб. Ему исполнилось всего лишь 18 лет. Он был слишком молод для такой службы, но сержант Карл Франц все равно назначил его в караул. Готтлоб нервничает сильнее других, он стоит на главной аллее между самой Морской школой и Sporthalle, так называемом «Чёрном пути». Он должен останавливать и спрашивать пароль у самых старших офицеров, если они идут из одного здания в другое. Вся дорожка ему не видна из-за темноты и окружающих её деревьев, где можно слышать винтовочные и пистолетные выстрелы. Прошла уже неделя после заключения перемирия, и Готтлоб находится совсем недалеко от штаб-квартиры главы Рейха, однако стрелять могут и здесь.
Готтлоб шагает вперёд и назад, мокрый шлак хрустит у него под сапогами. Сейчас полпервого ночи, и до сих пор ничего не произошло. Слава богу, думает парень. Тем лучше для него. Внезапно он слышит шаги. «Halt!» – кричит он. Потом добавляет: «Wer da?»[122]
Шаги смолкают. Никто не отвечает часовому, лишь ветер шумит в кронах деревьев, и Готтлоб вполне может не расслышать ответа. Он вскидывает винтовку и снова спрашивает: «Wer da?» Опять ни ответа, ни шагов. Незнакомец застыл на месте.
Теперь часовой испугался уже всерьёз. Он должен стрелять, должен. За всю его недолгую службу ещё никто не отказывался отвечать на оклик. Если бы только, если бы только этот человек сделал пару шагов вперёд, чтобы Готтлоб смог разглядеть его…
Он направляет винтовку в темноту аллеи, прижимая приклад к бедру. Он не целится… «WER DA?!» – визжит Готтлоб. Ответа нет. Он стреляет вслепую и слышит глухой звук падающего тела.
Мороз пробегает по коже Готтлоба, когда он подходит к лежащему человеку. И спустя целую бесконечность кто-то говорит ему прямо в ухо: «Что здесь случилось?» Это Франц. «Готтлоб, что ты натворил?»
«Я кого-то застрелил»
Франц пока не видит. Он всматривается в тело, лежащее на земле. На нём кожаное пальто и белый шарф. Морской офицер, автоматически говорит сам себе Готтлоб. Старший офицер, один из наших.
И страшная правда открывается часовому. Он наклоняется над телом, лежащим навзничь. Ничего не видящие глаза смотрят в небо.
«Это наш командир. Это Вольфганг Лют», – говорит Франц.
Подводные лодки Вольфганга Люта
U-9 (серия IIB)
Водоизмещение: 279/329 t
Размеры: 42,7? 4,1? 3,8 м
Машины: 2 вала, дизеля MWM, 700 bhp = 13 узлов/ 2 электромотора, 360 shp = 6,9 узла;
21 тонна нефти = 1300 миль @ 12 узл./ 43 мили @ 4 узл.
Вооружение: 1 – 20 мм; 3 ТА (нос) 533 мм (6 торпед)
Экипаж: 25 человек
U-138 (серия IID)
Водоизмещение: 314/364 t
Размеры: 44,0? 4,9? 3,9 м
Машины: 2 вала, дизеля MWM, 700 bhp = 12,7 узла/ 2 электромотора, 410 shp = 7,4 узла;
23 тонны нефти = 1900 миль @ 12 узл./ 43 мили @ 4 узл.
Вооружение: 1 – 20 мм; 3 ТА (нос) 533 мм (6 торпед)
Экипаж: 25 человек
U-43 (серия IXА)
Водоизмещение: 1032/1153 t
Размеры: 76,5? 6,5? 4,7 м
Машины: 2 вала, дизеля MAN, 4400 bhp = 18,2 узла/ 2 электромотора, 1000 shp = 7,7 узла;
154 тонны нефти = 8100 миль @ 12 узл./ 65 миль @ 4 узл.
Вооружение: 1 – 105/45 мм, 1 – 37/83 мм, 1 – 20 мм; 6 ТА (4 нос + 2 корма) 533 мм (22 торпеды)
Экипаж: 48 человек
U-181 (серия IXD2)
Водоизмещение: 1616/1804 t
Размеры: 87,6? 7,5? 5,4 м
Машины: 2 вала, дизеля MAN, 5400 bhp = 19,2 узла/ 2 электромотора, 1100 shp = 6,9 узла;
442 тонны нефти = 23700 миль @ 12 узл./ 57 миль @ 4 узл.
Вооружение: 1 – 105/45 мм, 1 – 37/83 мм, 1 – 20 мм; 6 ТА (4 нос + 2 корма) 533 мм (24 торпеды или 6 торпед и 32 мины)
Экипаж: 57 человек
Германские подводные асы
Имя Количество судов Тоннаж Период действий
1 Отто Кречмер 47 274.386 4 Окт, 1939 – 16 Март, 1941
2 Вольфганг Лют 47 225.756 18 Янв, 1940 – 12 Авг, 1943
3 Эрих Топп 36 198.658 17 Июль, 1940 – 3 Авг, 1942
4 Гюнтер Прин 30 186.253 5 Сент, 1939 – 28 Февр, 1941
5 Генрих Либе 34 185.377 6 Сент, 1939 – 8 Июнь, 1941
6 Генрих Леман-Вилленброк 25 179.2121 1 Дек, 1940 – 9 Март, 1942
7 Виктор Шютце 34 174.8963 1 Окт, 1939 – 29 Июнь, 1941
8 Герберт Шульце 26 169.709 5 Сент, 1939 – 12 Июнь, 1941
9 Карл-Фридрих Мертен 27 167.271 22 Сент, 1941 – 6 Ноя, 1942
10 Иоахим Шепке 38 161.340 30 Сент, 1939 – 18 Дек, 1940
11 Георг Лассен 27 160.348 27 Март, 1942 – 11 Март, 1943
12 Генрих Блейхродт 27 158.957 15 Сент, 1940 – 17 Сент, 1942
13 Вернер Генк 25 157.064 12 Сент, 1942 – 24 Дек, 1943
14 Карл Эммерманн 26 152.778 27 Май, 1942 – 24 Июль, 1943
15 Роберт Гизэ 25 146.815 27 Март, 1941 – 5 Авг, 1943
16 Иохан Мор 30 143.005 20 Сент, 1941 – 2 Apr, 1943
17 Эрнст Кальс 20 142.656 10 Дек, 1941 – 12 Ноя, 1942
18 Адольф Корнелиус Пининг 26 140.449 22 Февр, 1942 – 24 Окт, 1943
19 Энгельберт Эндрасс 24 128.05 96 Июнь, 1940 – 21 Дек, 1941
20 Клаус Шольц 25 127.990 22 Февр, 1941 – 17 Авг, 1942
21 Эрнст Бауэр 26 126.953 20 Июль, 1941 – 5 Ноя, 1942
22 Вернер Хартманн 27 120.300 8 Окт, 1939 – 1 Авг, 1943
23 Гельмут Витте 23 119.684 21 Май, 1942 – 28 Март, 1943
24 Рейнхард Хардеген 23 118.984 2 Март, 1941 – 17 Apr, 1942
25 Гюнтер Гесслер 21 118.822 3 Февр, 1941 – 24 Сент, 1941
26 Ганс Иениш 18 115.207 2 Март, 1940 – 28 Окт, 1940
27 Рихард Цапп 16 106.200 29 Июнь, 1941 – 2 Май, 1942
28 Вильгельм Ролльман 25 103.821 7 Сент, 1939 – 2 Ноя, 1943
29 Гюнетр Крех 20 101.696 28 Авг, 1941 – 23 Февр, 1943
30 Эрвин Ростин 17 101.321 24 Февр, 1942 – 29 Июнь, 1942
31 Ганс-Людвиг Витт 19 100.773 10 Июнь, 1942 – 5 Май, 1943
32 Гаральд Гельхаус 19 100.382 23 Авг, 1941 – 1 Май, 1943
853 4.715.122
Цифры потопленного тоннажа (а иногда и количество потопленных судов) до сих пор обсуждаются историками. В разных источниках могут приводиться разные данные, хотя они не должны расходиться слишком сильно. Очень часто во время атаки конвоя волчьей стаей несколько лодок выпускали торпеды в одно и то же судно, и командиры заявляли о его потоплении. Послевоенные исследования позволили устранить большую часть таких разногласий, хотя ответить на все вопросы до сих пор не удалось.
FuMB 1 «Метокс» 600А
Этот детектор излучения радара устанавливался на подводных лодках с августа 1942 года. Он должен был обнаруживать работу поискового радара с длиной волны 1,5 м на безопасной для лодки дистанции. Своё название устройство получило от названия фирмы (французской!), его производившей. Летом 1941 года в Северной Африке в руки немцев попал бомбардировщик «Веллингтон» с исправным радаром, что и позволило им сконструировать Метокс.
Однако очень быстро выяснилось, что Метокс даёт слишком большое число обнаружений. Тогда флот обратился к эксперту фирмы «Телефункен» доктору Рунге с просьбой разобраться в этой проблеме. Рунге быстро выяснил, что Метокс плохо различает сигналы. Например, работу передатчика Люфтвафе, расположенного в 80 км от Бордо, он принимал за действие самолётного радара. В конструкцию детектора был внесён ряд изменений.
Но и после этого неприятности не закончились. Немцы обнаружили, что Метокс сам испускает слабое электромагнитное излучение, что характерно для многих радиоприёмников, особенно супергетеродинных. Весной 1943 года лодки понесли тяжёлые потери, потому что англичане начали использовать новый радар с длиной волны 10 см, работу которого Метокс не мог обнаружить. Однако захваченный в плен британский офицер на допросе сказал, что причиной неприятностей является именно излучение Метокса. Самолёты Берегового Командования якобы получили специальный приёмник для обнаружения этого излучения. Так как это было технически возможно, немцы поверили. Дениц запретил использование Метокса. Одновременно это на несколько месяцев замедлило установку на подводных лодках более совершенного детектора «Наксос».