Рассчитанного на туристов и предпринимателей из РФ

Во времена СССР Латвия воспринималась жителями союзных республик как «ближняя заграница». Рига и Юрмала являлись популярными местами отдыха. Латвийские товары были хорошо узнаваемы и считались образцом качества. То есть мы можем говорить о существовании на тот период определенных территориально привязанных к Латвийской ССР брендов.

С обретением независимости ЛР ввела жесткую визовую политику по отношению к россиянам, из-за чего резко снизился поток туристов. К тому же значительно сократился экспорт латвийских (в частности произведенных в Риге) товаров. Постепенно Латвия и ее столица перестали быть узнаваемыми брендами для россиян – в особенности для молодого поколения.

Перед Рижской думой встала задача – сформировать бренд города, привлекательный как для туристов, так и для предпринимателей из РФ. В рамках решения этой задачи создано Рижское бюро по развитию туризма, в которое вошли Рижская дума, авиакомпания «airBaltic», Латвийская ассоциация гостиниц и ресторанов и Латвийская ассоциация турагентов. В 2009 году Бюро приступило к осуществлению проекта по активному продвижению туризма в Риге – LIVE RIGA (http://www.liveriga.com/ru/).

Над проектом работало немецкое креативное агентство «Embassy». Для жителей Западной Европы и россиян были разработаны следующие подбренды: LOOK RIGA, FEEL RIGA, STAY RIGA, MEET RIGA, WORK RIGA. Таким образом, латвийская столица продвигается не только как туристический объект, но и как город, где можно поселиться, наладить деловые контакты, организовать бизнес и т.д. Рига позиционируется как «столица Севера» (Capital of the North), что, на наш взгляд, является спорным моментом (до сих пор не утихают споры о том, является ли Латвия частью Северной, Восточной или Центральной Европы).

На сайте проекта LIVE RIGA (http://www.liveriga.com/ru/), на специализированных выставках, в туристических центрах и в салонах самолетов авиакомпании «airBaltic» можно получить на русском языке структурированную прикладную информацию о Риге. Речь идет о достопримечательностях, культурно-досуговых мероприятиях, гостиницах, конференц-залах, недвижимости, инвестициях, экспорте и т.д. Сайт позволяет быстро спланировать свой тур – от заказа авиабилетов и бронирования гостиничных номеров до выбора мероприятий, которые хотелось бы посетить.

В рамках проекта LIVE RIGA было отмечено 500-летие рождественской елки (http://www.liveriga.com/ru/ru/rozhdestvenskoy-elke-500/look). Считается, что первая такая елка в Европе была установлена на Ратушной площади Риги в 1510 году.

Проект LIVE RIGA имеет страницы в социальных сетях Twitter (http://twitter.com/liveriga), Flickr (http://www.flickr.com/photos/liveriga), Facebook (http://www.facebook.com/LIVERIGAcom), YouTube (http://www.youtube.com/LIVERIGAcom). Доступна также серия специальных сувениров.

Каковы результаты, достигнутые в рамках осуществления данного проекта? Рижским бюро по развитию туризма был проведен опрос предприятий туристической отрасли. Он показал, что в 2011 году увеличилось количество иностранцев, желающих ознакомится с достопримечательностями латвийской столицы. Так, на железнодорожных маршрутах Москва-Рига и Санкт-Петербург-Рига количество пассажиров по сравнению с 2010 годом выросло на 10%, на 18% выросло число визовых заявок, которые были поданы в латвийские диппредставительства (http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/?doc=37853). Что касается предпринимателей, пожелавших благодаря проекту LIVE RIGA заняться бизнесом в столице ЛР, то в данном случае статистика недоступна.

В целях лоббирования интересов латвийских производителей в Москве Рижская дума приняла решение создать единый бренд «Рижская марка», под которым в столице РФ продавалась бы произведенная в Риге и в Латвии продукция. Однако в отличие от LIVE RIGA данный проект, по мнению экспертов, оказался нежизнеспособным, хотя в его основе лежала изначально хорошая идея (http://rus.db.lv/mnenija/eksperty/ekspert-proekt-rizhskaja-marka-provalilsja-31832). Возможно, на том, что проект «застопорился», сказалась отставка мэра Москвы Юрия Лужкова, с которым рижский градоначальник Нил Ушаков в 2009 году подписал программу сотрудничества (http://www.baltic-course.com/rus/baltija_sng/?doc=17815).

Как видим, перед нами целенаправленные попытки конструирования бренда Риги, рассчитанного на туристов и предпринимателей из РФ. Что касается проекта LIVE RIGA, то здесь основной акцент делается все же на привлечение туристов, а не предпринимателей. Если поток первых увеличивается, то вторые не спешат перемещаться в латвийскую столицу, не смотря на то, что с 1 июля 2010 года инвесторы могут получить вид на жительство в Латвии (а значит, свободно передвигаться по всем странам Шенгенского соглашения). К сожалению, мы опять сталкиваемся с «болезнью», характерной для всей Латвийской Республики в целом, – с нежеланием стимулировать какой бы то ни было бизнес кроме сферы услуг и купли-продажи недвижимости, создавать благоприятные условия для его развития. То, что проект «Рижская марка» оказался неудачным, лишь подтверждает данную тенденцию.

Можно говорить о том, что Рига стала узнаваемым брендом для российских туристов. Однако если она и является брендом для предпринимателей из РФ, то это вряд ли заслуга проектов LIVE RIGA или «Рижская марка». Спросом у российских торговых сетей и потребителей пользуется по преимуществу та произведенная в Риге продукция, которая была известна и любима еще во времена СССР – к примеру, «Рижские шпроты», «Рижский бальзам», шоколад фабрики «Лайма». Новые сильные бренды пока не созданы.

Возможно, для привлечения российских предпринимателей и для налаживания их взаимовыгодного сотрудничества с предпринимателями латвийскими необходимо активно развивать скоординированное и целенаправленное взаимодействие всех создателей проекта LIVE RIGA с Латвийским агентством инвестиций и развития (LIAA) (http://www.liaa.gov.lv/rus/glavnaja_stranica/o_nas/), с Советом иностранных инвесторов в Латвии (ĀIPL) (http://www.ficil.lv/index.php/home/), а также с отраслевыми ассоциациями, которых в Риге насчитывается несколько десятков.

Наши рекомендации