V Примерный круг тем на занятиях

ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА

УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ДЕТЯМ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Первая младшая группа (2-3 года)

Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинается с первых дней пребывания их в дошкольной образовательной организации.

Дети до трех лет уже могут узнавать и называть то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, мяч и т.д. В этом возрасте необходимо учить детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зеленый, желтый.

В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, у них возрастает интерес к окружающему, в том числе к средствам передвижения. Дети знакомятся с транспортом, характерным для местности, в которой они живут.

v У детей 2-3 лет уже должны формироваться следующие привычки, навыки, правила:

ü по улицам одному ходить нельзя, можно только с родителями или с другими родственниками;

ü дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

ü рядом с дорогой нужно быть очень внимательным.

V Примерный круг тем на занятиях

ü Знакомство с основами ориентирования в пространстве (далеко – близко, высоко – низко). Занятия сначала проводятся в помещении, затем – на улице;

ü Знакомство с красным и зеленым цветом, закрепление знаний в игре с разноцветными игрушками;

ü Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями и их отдельными частями;

ü Проведение бесед, визуальных наблюдений с объяснениями и вопросами к детям.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Основная задача работы с детьми этого возраста – познакомить их с простейшими правилами безопасного поведения, создать условия для накопления ими первичного опыта освоения этих правил. Чрезвычайно важно проводить соответствующую работу с родителями малышей с тем, чтобы они продолжали закреплять и развивать этот опыт в домашних условиях.

У 3-4-летнего ребенка при ознакомлении с новыми предметами сохраняется, как и в более раннем возрасте, тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий.

Дети должны свободно пользоваться такими требованиями, как «дорога», «тротуар», «проезжая часть».

v У детей 3-4 лет должны уже активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

ü не подходить к краю тротуара и ни при каких условиях не ступать на проезжую часть дороги:

ü транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определенные правила и требования;

ü по улицам одному ходить нельзя, можно только с родителями или с другими родственниками;

ü дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

ü дорога полна неожиданностей и может таить в себе опасность.

v Примерный круг тем на занятиях

ü понятия «проезжая часть» и «тротуар». С этой целью проводятся прогулки на улице, во время которых дети наблюдают за транспортом;

ü значение красного и зеленого сигналов светофора;

ü привитие навыков ориентирования в пространстве и координации движений.

Средняя группа (4-5 лет)

У дошкольников данного возраста сильно выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы возбуждения сильнее процессов торможения. Когда дети бегут, то они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому предметы слева и справа, в том числе автомобили, остаются незамеченными. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Дошкольники 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено только на том, что он делает.

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: игра вблизи дороги и неожиданный выход на проезжую часть. Ребенок может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.

Дошкольников 5-го года жизни знакомят с пешеходным переходом, его назначением. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить дорогу. При подходе к пешеходному переходу надо остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части. Если переход регулируется светофором, то дети должны наблюдать в течение определенного времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что движение пешеходов начинается только на зеленый свет пешеходного светофора, при этом перед тем, как начать движение, необходимо внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, затем направо, еще раз налево, чтобы убедиться, что транспорт остановился. При движении до середины дороги наиболее внимательно контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.

Закреплять полученные впечатления необходимо на занятиях в автогородке, в играх , беседах. Во время проведения развлечений совместно с родителями в игровой форме регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, а правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

v К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

ü ходить можно только по тротуарам, не мешая другим пешеходам;

ü играть и бегать по тротуару нельзя – это опасно, т.к. можно увлечься игрой и выбежать на проезжую часть;

ü движение на дорогах регулируется светофором и Правилами дорожного движения;

ü у транспортного светофора три сигнала, у пешеходного светофора – два;

ü дорогу можно переходить только тогда и там, где переход разрешен. Если есть подземный или надземный переход, то безопаснее переходить по этим переходам. Даже если переходишь дорогу, соблюдая правила (на зеленый сигнал пешеходного светофора и по пешеходному переходу), все равно необходимо быть предельно внимательным.

v Примерный круг тем на занятиях:

ü знакомство с понятием «пешеход» и правилами поведения пешеходов;

ü значение красного, желтого и зеленого сигнала светофора (экскурсия к светофору). Отличие транспортного и пешеходного светофоров. Приоритет пешеходного светофора для пешеходов;

ü развитие способности ориентироваться в несложных схемах, нарисованных на бумаге;

ü рисование, изготовление аппликаций, подделок в виде автомобилей, светофоров и т.д.;

Для обеспечения выполнения вышеуказанных методических рекомендаций ВАЖНО:

• использовать в работе региональную программу "Приключения светофора" с дополнениями к ней;

• предусмотреть активное участие команды ЮПИД в социально-значимых мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения;

• повышать эффективность работы комиссии "За безопасность движения".

Наши рекомендации