Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении
атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ,
не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0—100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр
с диапазоном 0—6000 мин~1 и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном
порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру
дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и
подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К
к ГОСТ Р 41.24.

Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

ГОСТ Р 52160—2003

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель
запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения nmin и птах, которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следую­
щей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3
и грузовых автомобилей категорий N2, N3);

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач — селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

Примечание — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого поме­щения.

Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за
0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2—3 с. Отпускают педаль и через 8—10 с
приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения ХM на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному
показанию дымомера;

- измеренные значения ХM считают достоверными, если четыре последовательных значения не
образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;

- определяют среднеарифметическое значение XM четырех последних измерений ХM, которое
принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной
трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение ХM, полученное в одной из выпускных труб.

ГОСТ Р 52160—2003

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Пересчет значений к в N (для дымомера с L, равной 0,43 м)

k, м-1 N, % 0,0 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,55 0,6 0,65
k, м-1 N, % 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9 0,95 1,0 1,05 1,1
k, м-1 N, % 1,15 1,2 1,25 1,3 1,35 1,4 1,45 1,5 1,55
k, м-1 N, % 1,6 1,65 1,7 1,75 1,8 1,85 1,9 1,95 2,0
k, м-1 N, % 2,05 2,1 59,5 2,15 2,2 2,25 2,3 2,35 2,4 64,4 2,45
k, м-1 N, % 2,5 2,55 2,6 67,3 2,65 2,7 2,75 69,3 2,8 2,85 2,9 71,3
k, м-1 N, % 3,0 72,5 3,05 3,1 73,6 3,15 3,2 3,25 75,3 3,3 3,35 76,3 3,4
k, м-1 N, % 3,45 77,3 3,5 3,55 78,3 3,6 3,65 79,2 3,7 3,75 80,1 3,8 80,5 3,85
k, м-1 N, % 3,9 81,3 3,95 81,7 4,0 4,05 82,5 4,1 4,15 83,3 4,2 83,7 4,25 ¥
  Примечание – Пересчет значений N в k проводят по формуле , где k – коэффициент поглощения света, м-1; L – эффективная база дымомера, м; N – коэффициент ослабления света, %.

ГОСТ Р 52160—2003

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (л) и дымности (к) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения

а — начало 1-го цикла свободного ускорения;

б — окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения

1 — частота вращения коленчатого вала двигателя (n);

2 — дымность отработавших газов двигателя (k);
nmin — минимальная частота вращения;

nтах — максимальная частота вращения;

t0 — общее время одного цикла свободного ускорения (12—15 с);

tСУ — время свободного ускорения от nmin до птах (1—2 с);

tНПУ — время нажатой до упора педали (2—3 с);

tХХ — время работы на nmin (8—10 с);

ХМ— максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения

ГОСТ Р 52160—2003

УДК 502.3:006.354 ОКС 43.060 Д24 ОКП 45 6132

Ключевые слова: автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы дымности, методы измерения дымности

Наши рекомендации