Санитарно-техническое оборудование
Все пассажирские вагоны оборудованы системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 л из расчета 20 л в сутки на одного человека с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч.
Система водоснабжения включает в себя баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона, разводящие трубы, разобщительные и спускные вентили и краны. Заправка водой осуществляется через заправочные патрубки внизу вагона у двери с нерабочей стороны, которые в зимнее время отогреваются горячей водой из системы отопления. В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допускающая переполнения баков при несвоевременном прекращении налива воды. Из баков хранения вода самотеком поступает к умывальникам, кипятильнику и в водогрейную систему, система отопления заполняется с помощью насоса.
Контроль за исправным состоянием систем водоснабжения возложен на проводника. При заправке баков водой от стационарного источника проводнику необходимо контролировать наполнение баков. В косом коридоре каждого вагона вывешивается схема положения кранов и вентилей при каждой операции системы водоснабжения. В служебном расписании поезда указываются станции заправки водой. По южному ходу обычно это Москва, Курск/Елец, Воронеж, Ростов/Первомайская и т.д.
Налив воды производится из-под вагона через наливные головки 96 и 99. Налив вагона должен быть прекращен при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки на вагонах, оборудованных сигнализацией налива воды или при появлении воды из вестовой трубы и противоположной наливной трубы.
При заправке некоторых вагонов нельзя допускать перелива воды. При начале истечения из вестовой трубы под вагон следует быстро отсоединить наливную головку вагона от водозаправочной колонки. Необходимо следить за состоянием вестовой трубы, поскольку ее закупорка может привести к раздутию бака лишней водой и заливу потолка туалета и коридора с нерабочей стороны.
В каждом пассажирском вагоне имеется два туалета, к которым подводится горячая и холодная вода. Во всех вагонах их устройство примерно одинаково. Туалет оборудуется унитазом с промывным клапаном, ящиком для бумаги, зеркалом, озонатором, крючком, туалетной полочкой, мыльницей, умывальником с умывальным краном, бачком для ерша. Стены туалета облицованы пластиком. Пол имеет уклон к середине, где находится отверстие для слива воды.
Унитаз состоит из штампованного корпуса из нержавеющей стали, крышки и закрытого кожухом механизма водяного затвора, служащего для закрывания выходного отверстия чаши унитаза и подачи воды. В состав механизма водяного затвора входят чаша водяного затвора, противовес, педаль и тяга. При нажатии на педаль чаша водяного затвора откидывается и происходит смыв нечистот под вагон.
Умывальник состоит из раковины (умывальной чаши), умывального крана, сливной трубы, на которой установлен водяной затвор и воронка для отогрева воды в случае ее замерзания в холодное время года. При нажатии на шток умывального крана имеющаяся в нем пружина сжимается и открывает отверстие через которое поступает вода. После окончания нажатия на шток поступление воды прекращается. Запрещается пить воду из-под кранов в вагоне. Туалеты в вагонах всегда должны находиться в исправном состоянии и чистоте. При возникновении неисправностей проводник обязан вызвать ПЭМа и вместе с ним устранить неисправность.
Современные вагоны оборудуются экологически чистыми туалетами (ЭЧТ) с системой вакуумной очистки. Они состоят из специального вакуумного унитаза и находящегося под вагоном сборного бака. Очистка такого унитаза осуществляется в три этапа. Сначала происходит промывка, затем отсасывание фекалий из унитаза в промежуточный вакуумный бачок и, наконец, удаление их в сборный бак через трубопровод при помощи избыточного давления, которое создается в промежуточном бачке. Вода поступает из малого бачка, происходит промывка унитаза и его опорожнение.
Вакуумный туалет оборудован датчиками, которые постоянно информируют проводника о его состоянии. При обнаружении неисправностей система сначала сама пытается их устранить. Если это невозможно, работа туалета прекращается. Основной причиной поломки зачастую бывает засорение туалета бумагой. Проводники пассажирских вагонов обязаны информировать пассажиров о том, что в вагоне работают биотуалеты и попадание бумаги и любого другого мусора, приведет к поломке туалета.
Туалетная система оборудована датчиком перелива воды, исключающим засорение или перелив унитаза, датчиком уровня воды в баке, датчиком заполняемости унитаза и давления в баке. При любой неисправности ЭЧТ необходимо вызвать поездного электромеханика.
К бытовым узлам, связанным в той или иной степени с системой водоснабжения, относятся комбинированные кипятильники, компрессор для перекачки воды в охладитель питьевой системы, сам охладитель и связанный с ним бытовой холодильник.
Вода поступает в кипятильник через трехходовой кран 3, проходит через фильтр сырой воды 4. Фильтр состоит из стеклянного стакана, непосредственно самого сетчатого фильтра и фиксирующей стакан скобы. Проходя через этот фильтр, вода становится пригодной для питья. В стакане фильтра при его использовании образуется осадок, поэтому периодически стакан необходимо снимать и промывать. Перед использованием кипятильника всегда необходимо проверить открыт ли трехходовой кран кипятильника.
Отфильтрованная вода поступает в поплавковую камеру 9. На ней показывается уровень холодной воды в кипятильнике 7. Через трубку 16 вода поступает в кипятильное пространство, при этом двухходовой кран 15 должен быть закрыт. Кипятильник имеет топку и горизонтально расположенные трубчатые электрические нагреватели (ТЭНы). На всех вагонах ТЭНы работают только при подключении генератора (на скорости от 35-45 км/ч). В вагоне находится электрораспределительный щит, на который выводятся все основные потребители электричества, с помощью тумблера включается кипятильник. На больших станциях его необходимо выключать, поскольку кипятильник потребляет много электричества, разряжая батарею. Перед включением кипятильника необходимо проверить открыт ли трехходовой кран подачи воды и убедиться в ее наличии в кипятильнике. В противном случае ТЭНы могут перегореть, в этом целиком и полностью будет виноват проводник. Перед подачей поезда на посадку проводники должны растапливать кипятильники, применяя при этом древесный уголь или брикеты из опилок. Топливо укладывают в топку 19 на колосники 18. Люки топочной камеры и зольника 17 должны быть закрыты крышками.
При нагреве холодная вода закипает и пар попадает в водосборник 20. Уровень кипяченой воды в водосборнике показывает указатель уровня воды 23. В результате на выходе из водосборного крана 12 пассажиры получают лишь кипяченую воду, даже если она холодная. Температуру воды указывает расположенный на кипятильнике термометр. В пути следования необходимо поддерживать температуру не ниже 70 С.
Для питья используется охлажденная вода из кипятильника. Вода накачивается в кран для питьевой воды с помощью ручного насоса. Как правило, эти насосы не работают и проводники наливают кипяченую воду в чайник, охлаждая ее.
При подготовке в рейс проводник должен проверить техническое состояние системы водоснабжения. При этом особое внимание следует обратить на то, нет ли течи воды из арматуры, на исправность кранов и кранов-смесителей умывальных чаш и мойки, промывных клапанов унитазов, сливных труб и их кранов. В пути следования также необходимо периодически проверять наличие воды в системе, следить за отсутствием течи воды из арматуры и сливных труб.