Санкт - Петербург 5 марта 2004 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА

«УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА»

для курсантов IV-V курсов факультета МТМ

и слушателей заочного факультета по специальности 240100

"Организация перевозок и управление на транспорте (водном)"

Санкт-Петербург

Министерство образования Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

199106 г.Санкт-Петербург, Косая линия 15-а,

ГМА им.адм.С.О.Макарова

Тел./факс (812) 322-77-21, тел.322-73-99

Санкт - Петербург 5 марта 2004 г. - student2.ru РЕШЕНИЕ

О присвоении грифа УМО

Санкт - Петербург 5 марта 2004 г.

Учитывая заключение УМК по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)» от 25 февраля 2004г., ре-цензиюначальника кафедрыУправления транспортными средствами и логи­стики, д.т.н.,профессора Эглита Я.Я., Президиум Совета УМО по образова­ния в области эксплуатации водного транспорта принял решение о присвое­нии учебному изданию грифа УМО: «Рекомендовано УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта» в качестве учебного материала для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности:240100 «Организация перевозок и управление на транспор­те» , и рекомендовать авторам опубликовать его в виде учебного пособия

Конспект лекций по курсу «Управление работой флота»
_____________________ (Наименование издания)___________________

авторы__________Прокофьев В.А., Вепринская Т.А.

(Фамилия, И.О.)

______________________________ Электронная версия_____________________

(Наименование издательства)

____________________ Протокол № 34 от 5 марта 2004 года_____________

(номер протокола и дата заседания Президиума Совета УМО)

Зам. председателя Совета УМО

Санкт - Петербург 5 марта 2004 г. - student2.ru по образованию в области

эксплуатации водного транспорта

д.т.н., профессор А.Л.Степанов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.. 4

1.1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ... 4

1.2. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 7

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА.. 11

2.1. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА.. 11

2.2. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.. 11

2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ.. 13

3. МОРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА.. 14

3.1. ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ 14

3.2. НАЛИВНЫЕ СУДА, ИЛИ ТАНКЕРЫ... 16

3.3. СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ.. 19

3.4. ЛЕСОВОЗЫ... 21

3.5. РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА.. 23

3.6. ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ И ПАССАЖИРСКИЕ СУДА.. 24

3.7. ГРУЗОВЫЕ ЛАЙНЕРЫ... 25

3.8. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ УКРУПНЕННЫМИ МЕСТАМИ 27

3.9. РОЛКЕРЫ... 28

3.10. ЛИХТЕРОВОЗЫ... 30

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ ФЛОТА.. 30

4.1. ГРУЗОВАЯ БАЗА И ГРУЗОПОТОКИ.. 30

4.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФЛОТА.. 31

4.3. ТИПЫ ЛИНИЙ И РЕЙСОВ.. 33

5. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА.. 35

5.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ СУДОВ.. 35

5.2. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА.. 36

5.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СУДНА.. 36

5.4. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА СУДНА.. 37

5.5. КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЛИНИИ.. 38

6. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………………………………………………………39

6.1. СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРНОГО РАСПИСАНИЯ РАБОТЫ СУДОВ НА ЛИНИИ С ЖЕСТКИМ ВРЕМЕННЫМ РЕГЛАМЕНТОМ... 40

6.2. РАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПАРКОМ ПОРОЖНИХ КОНТЕЙНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЛИНИИ С ЖЕСТКИМ ВРЕМЕННЫМ РЕГЛАМЕНТОМ... 41

6.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГУЛЯРНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ФЛОТОМ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОГО ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА. 44

7. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДОХОДСТВОМ... 52

7.1. СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ.. 53

7.2. ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.. 54

7.3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА.. 55

7.4. ТИПОВЫЕ АСВБ СУДОХОДСТВА.. 56

Marlink. 56

ShipNet …………………………………………………………………………………………………...57

BIMCO.. …………………………………………………………………………………………………...58

ВВЕДЕНИЕ

Судоходство имеет многовековую историю и неразрывно связано с международным разделением труда, ростом мирового производства и развитием морской торговли. Наряду с удовлетворением собственных потребностей страны торговый флот участвует в перевозках грузов иностранных фрахтователей, предлагая свои услуги на основе коммерческой конкуренции судоходных предприятий.

В своей практической деятельности работникам судоходной компании ежедневно приходится решать множество сложных экономических и организационных проблем, вытекающих из международного характера морского судоходства и специфических условий эксплуатации судов, находящихся иногда за многие тысячи миль от портов приписки в различных районах Мирового океана. Управление ими на основе интуиции или здравого смысла невозможно, т.к. малейшая ошибка может привести к колоссальным потерям, поэтому современная практика судоходства истребовала научно обоснованные принципы и методы управления.

Научные основы управления представляют собой междисциплинарный комплекс знаний, в связи с чем возникает потребность опоры их на системный подход. Для морского транспорта, представляющего собой производственную систему, характеризующуюся сложным поведением и структурой, такой подход наиболее актуален. Поэтому изучение вопросов управления процессами судоходства начинается с освоения главных понятий общей теории систем.

Содержанием данного курса является анализ многочисленных факторов, влияющих на работу морского флота, рассмотрение форм организации судоходства, методов решения эксплуатационных задач и управления коммерческим судоходным предприятием. Особое внимание уделено рассмотрению технических и эксплуатационных характеристик судов, как основного объекта управления.

Излагаются современные формы организации судоходных компаний и синтетические методы управления ими с широким использованием компьютерных технологий

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации