VI. Предложите гигиенические требования к чистоте воздуха.

Ход работы

Орг. Момент.

Дыхание– жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна – 15 - 20 литров воздуха, при физической работе – 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе – до 120 литров воздуха. Сегодня на уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2, почему человечество должно заботиться о чистоте воздуха.

2. Опрос д/з.

Каково значение дыхания?

Показать органы дыхательной системы (через какие органы воздух попадает в легкие?).

Показать круги кровообращения (где начинаются и где заканчиваются круги кровообращения).

Формирование новых знаний

Работа по группам.

1. Группа – строение легких

2. Группа – дыхательные движения

3. Группа – газообмен в легких

4. Группа – газообмен в тканях

Прочитать о строении легких, выписать выделенные

Термины.

На доске:плевра

плевральная полость

плевральная жидкость

альвеолы – тонкостенные легочные пузырьки.

1200 гр.

Млн. альвеол

S – 60-120 м2

Больше поверхности тела в 40 – 70 раз.

Огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт Кислорода с кровью.

Опыт: дышим на зеркало, стекло.

Через легочный пузырек выделяется СО2 , испаряется вода.

IV. Решить проблему.

Без пищи человек может прожить месяц, без воды – 7-10 дней, без воздуха – 5 – 10 минут. Кто объяснит почему?

Проанализируем таблицу. Отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого?

воздух О2 % СО2 % Азот %
вдыхаемый 0,03
выдыхаемый
альвеолярный      

Почему в выдыхаемом воздухе О2 содержится больше, чем в альвеолярном?

(при выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания, в воздухоносных путях).

Опыт с известковой водой. Что он доказывает?

Что дальше происходит в легких?

Кислород в легких из альвеолярного воздуха переходит в кровь, а СО2 из крови в легкие.

Переход газов из воздуха в жидкость, а из жидкости в воздух происходит за счет разницы парциального давления этих газов в воздухе и жидкости.

Парциальное давление – часть общего давления, которое приходится на долю данного газа в газовой смеси. Чем выше % содержания газа в смеси, тем выше его парциальное давление.

Атмосферный воздух – смесь газов, его давление 760 мм рт.ст.

Каково давление основных газов в воздухе?

О2 – 21 % - 159 мм рт.ст.

СО2 – 0,03 % - 0,2 мм рт.ст.

N – 79 % - 600 мм рт.ст.

Поэтому в легких О2 из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Движение газов идет по закону диффузии. Газ из среды с высоким давлением переходит в среду с меньшим давлением. Происходит газообмен в легких. О2 соединяется с гемоглобином эритроцитов, кровь приобретает алую окраску и направляется в левое предсердие, а СО2 и Н2О удаляет из легких.

Рис. на стр.142-143

При вдохе альвеолы растягиваются, их поверхность достигает до 100 м2 и скорость диффузии СО2 из крови в 25 раз больше, чем О2.

НВ + О2 VI. Предложите гигиенические требования к чистоте воздуха. - student2.ru НВО2

НВ + СО2 VI. Предложите гигиенические требования к чистоте воздуха. - student2.ru НВСО2

Газообмен в тканях –Кто объяснит?

В тканях распадается оксигемоглобин. Этому способствует СО2 , который

1) уменьшает способность гемоглобина связывать О2

2) в тканях t выше, чем в легких, также уменьшает связь гемоглобина с О2.

Кислород поступает в тканевую жидкость и в ткани, а СО2 в виде карбоксигемоглобина в легкие, где распадается и выдыхается.

(анализ рисунка)

Пример:люди гибнут от недостатка О2 в организме, окруженные самым чистым воздухом.

1875 г. – воздушный шар “Зенит”, 3 воздухоплавателя достигли высоты 8000 м

(1 живой).

(на высоте 7-8 км артериальная кровь по своему составу близка к венозной. Все ткани испытывают недостаток О2 , что приводит к тяжелым последствиям, подъем выше 5000 м нужно пользоваться кислородными приборами).

Как организм может приспособиться к пониженному содержанию О2 в атмосферном воздухе?

а) углубленное дыхание

б) увеличение эритроцитов в крови

в) усиление сердечных сокращений (приведет к увеличению минутного объема крови).

V. Обсудить проблему “Значение состава воздуха для здоровья человека”.

VI. Предложите гигиенические требования к чистоте воздуха.

а) влажная уборка

б) проветривание помещения

в) пыле-, газоуловители

г) сжигание ядовитых веществ

д) поливка улиц

е) создание машин на новых видах топлива

ж) озеленение улиц.

Наши рекомендации