Карьерного железнодорожного транспорта.
Путь и подвижной состав
Железнодорожный транспорт карьеров делится на подвижной состав и путевое хозяйство.
Железнодорожный путь имеет колею 1520 мм и состоит из элементов верхнего и нижнего строения. Элементами верхнего строения являются рельсы, стрелочные переводы, подкладки, скрепления, шпалы, балластная призма. Элементами нижнего строения являются земляное полотно и водоотводные (канавы) и водопропускные (трубы, мосты) сооружения для отвода и пропуска под полотном вод.
Подвижной состав транспорта (локомотивосоставы) состоят из средств тяги (локомотивов) и прицепной части (вагоны, думпкары и др.). Локомотивы – тепловозы, электровозы, тяговые агрегаты (дизельэлектровозы).
Электровозы контактные агрегаты весом 1500 – 3000 т простые по устройству, мощные, всепогодные, с высоким КПД, контактная сеть затрудняет погрузку и ведение взрывных работ.
Тепловозы сложные по устройству и эксплуатации локомотивы, сцепным весом 1000 – 4000 т, имеют меньшее тяговое усилие и не требуют наличия контактной сети в забоях и на отвалах.
Тяговые агрегаты состоят из тепловозной и электровозной секций. На горизонтальных участках пути (по фронту работ в забоях и на отвалах) перемещают состав тепловозной секцией без контактной сети, на подъемах в траншеях и на отвал, на станциях работают обе секции и имеется контактная сеть.
Прицепная часть состава состоит из обычно думпкаров (саморазгружающихся вагонов) грузоподъемностью до 200 т, вместимостью до 70 куб. м имеющих разные число осей, нагрузку на ось, угол наклона кузова, разгрузку одностороннюю или двухстороннюю, число разгрузочных цилиндров, длинной по осям автосцепки до 18м.
Кроме этого железнодорожный транспорт имеет систему энергообеспечения (тяговые подстанции и сети), систему СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки) для управления и организации движения, службу контактной сети, депо локомотивное и вагонное для ремонта подвижного состава, звеносборочную базу для ремонта решетки пути и набор оборудования для переноса путей в забоях, на отвалах, балластировки и выправки путей в плане и профиле.
При работе железнодорожного транспорта выделяют руководящий подъем и ограничивающий перегон.
Руководящий подъем– участок пути на подъем в грузовом направлении по условиям движения на котором определяется вес поезда (число прицепляемых к локомотиву думпкаров). Состав на подъеме в случае вынужденной остановки должен трогаться и набрать необходимую скорость, а при спуске выдержать тормозной путь.
Ограничивающий перегон – это участок пути пропускная способность которого (обычно в траншее) ограничивает максимальную производительность всей технологии доставки грузов. Обменные операции локомотивосоставов на уступах для сокращения времени ожидания экскаватором погрузки выполняются на обменных пунктах приближенных к забоям или станциях.
Рис. 32. Схема подачи локомотивосоставов в забой с использованием обменного пункта