Вопрос 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на объектах транспорта

Тезисы лекции

по дисциплине

«Расследование преступлений против личности и собственности»

для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция

(специализация – уголовно-правовая)

Тема 9: «Методика расследования краж на транспорте»

Обсуждено и одобрено на заседании предметно-методической секции «___»____________ 2012 г. Протокол № ___

Рязань 2012

ПЛАНЫ

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на объектах транспорта. 2

Вопрос 2. Особенности первоначального этапа расследования краж, совершенных на транспорте. 4

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на объектах транспорта

Расследование преступлений, корыстной направленности совершаемых на транспорте, имеет некоторые особенности, которые обусловлены его специфическим характером. К таким особенностям относится, прежде всего, значительная протяженность транспортных путей, а, следовательно, и большая отдаленность некоторых транспортных подразделений от их административно-хозяйственного центра.

Второй особенностью, с которой приходится сталкиваться следственным органам при расследовании преступлений на транспорте, является очень большая подвижность как лиц, имеющих отношение к расследуемому преступлению, так и самих транспортных средств. Эта подвижность требует от следователя особого подхода к осуществлению процесса раскрытия, расследования и предупреждения рассматриваемых преступлений. Следователь должен так построить план расследования, чтобы, не препятствуя нормальной работе транспорта, обеспечить производство первоочередных следственных действий, в частности, осмотра места происшествия, воспроизведения обстановки и обстоятельств события, а также своевременного допроса всех лиц, имеющих непосредственное отношение к расследуемому событию.

Третьей особенностью расследования преступлений, совершаемых на транспорте, является то, что место обнаружения преступления чаще, чем в других случаях, не совпадает с местом его совершения. Так, например, обнаружение факта кражи имущества на одной из станций по пути следования пассажирского поезда еще не означает, что преступление совершено именно в этом месте или даже вблизи него.

Четвертой особенностью расследования краж, совершенных на транспорте в отношении граждан, является то, что следственным органам и органам полиции приходится, как правило, иметь дело с преступниками, большинство которых давно не имеют своего постоянного местожительства и все время разъезжают по стране, чаще всего именно железнодорожным транспортом.

Таким образом, деятельность ОВДТ по раскрытию преступлений совершаемых на транспорте отличается особой сложностью, обусловленной также широким спектром корыстных преступлений, их направленностью и способами совершения, особенностями деятельности подразделений транспортной полиции и специфическими условиями функционирования пассажирского транспорта.

Преступления рассматриваемой группы принято квалифицировать в соответствии со статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за совершение кражи.

Сущность криминалистической характеристики краж, совершаемых на железнодорожном транспорте, определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуаль­ных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете посягательства, объективной обстановке и способах их совершения, а также в особенностях личности субъектов.

Временем совершения преступного в 48,0% случаев является промежуток от 0 до 8 часов и только в 24,0% случаев в период — от 16 до 20 часов.

Местом совершения кражи являются чаще всего пассажирские поезда дальнего следования. При этом чаще всего хищения совершаются в купейных вагонах, а только затем в плацкартных. Кражи в основном совершаются из вещевых рундуков, с вешалок или из карманов одежды, с полок и столиков купе, иногда из служебных купе проводников.

При рассмотрении непосредственно способа совершения кражи, следует отметить, что все действия преступников на данном этапе можно объединить в три группы:

а) кражи вещей свободным доступом;

б) кражи с проникновением в помещение (например, закрытое купе);

в) кражи, совершаемые комбинированными способами.

Иногда отдельные пассажиры, соблазненные доступностью чужих вещей, выходя на своей станции, чаще всего ночью, «прихватывают» их. Нередки ситуации, когда люди, имеющие много ручной клади, начинают заблаговременно выносить все в тамбур и возвращаясь в купе за очередным чемоданом или сумкой, обнаруживают пропажу, а воры, похитившие вещи, скрываются в соседних вагонах. То же самое может произойти и при регистрации на самолет, посадке в поезд или речной транспорт, когда пассажир, имеющий много багажа, начинает по частям переносить их в купе, оставляя часть вещей в тамбуре или на платформе. Днем, как правило, крадут вещи у тех пассажиров, которые уходят в вагон-ресторан или соседние вагоны, прощаются с провожающими и т. д. Иногда оставленные без присмотра вещи похищаются как бы «мимоходом», без предварительного высматривания при проходе преступников по вагонам, особенно плацкартным и общим. В этих случаях воры, завладев вещами, выходят через другой вагон.

К группе способов краж, совершаемых путем проникновения в закрытое купе, следует отнести:

- кражи из купе, двери которых открываются с помощью специальных ключей;

- кражи из купе путем отжима двери или применения специальных приспособлений;

- кражи из закрытого купе, когда его дверь открывается лишь на величину зазора, допускаемого защелкой ограничителя. В этих случаях вор просовывает руку в образовавшуюся щель и похищает либо одежду, висящую на вешалке с левой стороны от преступника, либо деньги и другие ценности из ее карманов. Указанным способом совершают кражи лица, имеющие тонкие руки (как правило, женщины или несовершеннолетние).

Третья группа объединяет способы совершения краж, требующих определенной подготовки и проведения комбинации. Суть такой комбинации, как уже отмечалось при характеристике подготовительных действий, заключается в выборе преступником жертвы, вступлении с ней в контакт, осуществлении действий, в результате которых потерпевший теряет контроль над своими вещами, и, наконец, совершении кражи. Важно отметить, что значительное количество краж совершено у лиц, находившихся в состоянии опьянения. При этом каждой второй краже предшествовало совместное распитие спиртных напитков подозреваемыми потерпевшим.

Стоит отметить, что именно на данном этапе способа совершения преступления образуется наибольшее количество следов, обусловленных приемами завладения имуществом пассажиров.

Если говорить о сокрытии рассматриваемых преступлений, то следует отметить, что чаще всего предметы посягательства временно утаиваются преступниками (например, в поезде, где совершена кража), помещаются в камеры хранения на железнодорожных или аэровокзалах, прячутся в лесопосадке около железной дороги, передается родственникам или знакомым. При краже денег пустые бумажники, портмоне тут же выбрасываются (в тамбуры, туалеты, в мусорные ящики, в окна). Зачастую после совершения краж похищенное имущество на ходу поезда выбрасывается на обочину железнодорожного полотна с тем, чтобы впоследствии вернуться за ним. Преступник, воспользовавшийся таким приемом, обычно выходит из поезда на ближайшей станции независимо от того, что в проездном билете указан иной пункт назначения.

Важным структурным элементом криминалистической характеристики краж являются данные о предмете преступного посягательства. Так, чаще всего похищают чемоданы и сумки с вещами, сотовые телефоны, деньги, меховые головные уборы, кольца, цепочки, иные драгоценные украшения.

Значительное количество преступлений корыстной направленности в поездах дальнего следования составляют деяния, совершаемые иностранными гражданами и против них. На динамику рассматриваемого вида преступлений в значительной мере влияет увеличение потока нелегальной миграции через территорию России. Данное обстоятельство оказывает дестабилизирующее влияние на состояние криминальной обстановки на объектах транспорта.

Если рассматривать такой элемент криминалистической характеристики преступлений, как потерпевшие, то следует отметить, что ими часто оказываются «челноки», сотрудники различных фирм, совместных предприятий, туристы. Наиболее подходящие жертвы лихорадочно возбужденные, опаздывающие пассажиры. Нередко преступники пользуются беспомощностью пожилых людей.

Наши рекомендации