Организационно – методические указания.

Методическая разработка

ПО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

РЕМОНТ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Тема № 5: Технологический процесс войскового ремонта автомобильной техники.

Занятие №1.

Председатель ПМК полковник А.М. Хрусталев

Методическая разработка рассмотрена на заседании кафедры автомобильных войск и рекомендована для руководства при подготовке к проведению занятий

Протокол № __ от «___» _____________2016 г.

г. Санкт – Петербург

2016 г.

Организационно – методические указания.

На занятии необходимо всесторонне использовать технические средства обучения, стенды, плакаты, учебные видеофильмы.

Тема №5: Технологический процесс войскового ремонта автомобильной техники.

Занятие №1: Порядок сдачи и получения военной автомобильной техники.

Метод проведения: Групповое.

Цели занятия:

  1. Знать порядок определения потребности автомобилей в ремонте, подготовки и сдачи машин в ремонт.
  2. Воспитывать ответственное отношение к оформлению документации, аккуратность, исполнительность.

Время и место проведения: 2 часа, класс автомобильной подготовки.

Учебные вопросы:

1. Сдача машин в ремонт.

2. Получение машин из ремонта.

3. Порядок применения рекламаций на машины из ремонта.

Материальное обеспечение: стенды, плакаты, слайды, компьютер, проектор, формализованные документы.

Литература:

Наставление по автомобильной службе , М., Воениздат 1978 г. С.123-135.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов и методика проведения занятия.

№ п/п Перечень отрабатываемых учебных вопросов и их краткое содержание Время (мин) Методика отработки учебных вопросов
Вступительная часть. Определение готовности подразделения к занятию: принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира подразделения) о готовности к занятию и наличии личного состава; проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых; проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы учебного места и оформление классной доски; при наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или устанавливаю другое время; даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей. Доведение требований безопасности: довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с элементами материально-технической базы места проведения занятия; устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия (способов безопасной отработки приёмов и действий) и ограничения для данного занятия; убеждаюсь, что предстоящее занятие обеспечено безопасными условиями, а обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении. Проверка наличия студентов и их готовность к занятию Доводится тема занятия, учебные цели и вопросы.
Вопрос №1. Сдача машин в ремонт. В вооруженных силах принята система ремонта машин, при которой текущий ремонт производится по потребности. Потребность в текущем ремонте выявляется при проведении очередного технического обслуживания. Поэтому выход в текущий ремонт конкретной машины не планируется. Средний и капитальный ремонт планируются согласно установленным нормам межремонтных ресурсов, а практическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния. Потребность в ремонте также определяется в случае преждевременного выхода машин из строя в результате катастроф, аварий, поломок и др. причин. Приказом МО № 370-1996г. установлены межремонтные сроки службы, тыс. км. До КР ЗИЛ-131 - 200 тыс. км УРАЛ 4320 - 200 тыс. км КАМАЗ 4310 - 210 тыс. км УАЗЗ 151 - 180 тыс. км ГАЗ 66 - 200 тыс. км ЗИЛ 130 - 300 тыс. км КАМАЗ 5320 - 250 тыс. км До СР 60 % пробега до КР или для ЗИЛ-131 - 120 тыс. км УРАЛ 4320 - 120 тыс. км СР- средний ремонт; КР- капитальный ремонт Потребность в среднем и капитальном ремонте устанавливается в результате осмотра машины комиссией, назначенной приказом командира части. В состав комиссии входят 3-5 чел. Комиссия выполняет свою работу в следующей последовательности:
  1. проверяют паспорт машины (пробег машины, согласно годовых норм);
  2. производят проверку технического состояния машины с запуском машины и совершением контрольного пробега.
  3. руководствуясь ГОСТ 18505-73, ГОСТ18505-73 и ТУ на сдачу автомобилей в ремонт проверяют комплектность автомобиля: не заменялись ли детали и агрегаты негодными и т.д.
  4. составляется акт технического состояния (3 экз.).
  5. определяют вид ремонта, категорийность.
Если по заключении комиссии машина не требует ремонта и пригодна к эксплуатации, то устанавливается дополнительная норма пробега до постановки ее в ремонт, о чем делается отметка в разделе №6 акта технического состояния. Акт технического состояния утверждается командиром воинской части и служит основанием для получения разрешения на ремонт. Порядок получения наряда на ремонт Машины, требующие среднего и капитального ремонта (агрегаты капитального), направляются в ремонтные части по нарядам, выдаваемые начальниками, которым эти ремонтные части подчинены. Для получения наряда на ремонт, командир воинской части в пятидневный срок, со дня выхода машин из строя, представляет в довольствующий орган автомобильной службы ходатайство с приложением акта технического состояния в двух экземплярах, паспорт машины, заполненный на последний день работы машины и справка о расследовании причин и принятых мерах, если машина вышла из строя ранее установленного срока. Порядок выдачи наряда на ремонт При выдаче наряда на ремонт проверяют записи в паспорте и акте технического состояния. Наряд на ремонт выписывается в 4-х экземплярах: 1-й и 3-й экземпляры с приложением к ним одного экземпляра акта технического состояния машины, передают в ремонтную часть и служат основанием для приема машины в ремонт. 2-й экземпляр отправляется в воинскую часть. 4-й экземпляр вместе с актом технического состояния хранится в автомобильной службе, выдавшей наряд. После выполнения ремонта третий экземпляр наряда представляется ремонтной частью в автомобильную службу, выдавшую наряд, как донесение о выполнении работы. В нарядах указываются сроки сдачи машины в ремонт. Порядок подготовки и отправки машин в ремонт. Отправку машин в ремонт организует ЗКВ (нач. АС). Работы по подготовке машины к отправке выполняются в подразделениях. Все машины отправляемые в СР и КР должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий на сдачу их в ремонт. Запрещается перед отправкой машины в ремонт заменять агрегаты, механизмы, приборы, детали, шины, пришедшие в негодность. Машины, сданные в ремонт воинской частью, подлежат возврату ей после ремонта, за исключением машин зачисленных в резерв распоряжениями начальников автомобильной службы военных округов, начальником ГАБТУ МО России. Для доставки, сдачи машины в ремонт, приемки из ремонта от воинской части, как правило, назначается сдатчик и при необходимости команда сопровождения. При отправке десяти и более автомобилей илиСдатчик-представитель воинской части обязан: знать техническое состояние и комплектность сдаваемых машин. знать порядок сдачи машин в ремонт. ознакомиться с ГОСТ или ТУ на сдачу машин в ремонт. организовать охрану машин, сдаваемых в ремонт. принимая от подразделения машины, проверять их техническое состояние, комплектность и соответствие актам технического состояния и нарядам. на каждую сдаваемую в ремонт машину, иметь наряд на ремонт, акт технического состояния, паспорт. сдать машины в ремонт и доложить о выполнении задания ЗКВ (нач. АС) и передать ему документы. Отправка машин в КР на расстояние до 1000 км, при наличии дорог с твердым покрытием производится своим ходом. Порядок сдачи машин в ремонт в войсковые ремонтные средства Сдача машин в текущий ремонт в мастерскую части производится по устному распоряжению ЗКВ (нач. АС), никаких документов не составляется. В тех случаях, когда машине выполняют ТР с заменой двигателя необходимо составить акт технического состояния и представить два экземпляра акта вместе с паспортом машины ЗКВ соединения. После проверки правильности оформления документов ЗКВ соединения дает указания о выдаче агрегатов и принятия машины в ремонт. Если машина подлежит среднему ремонту, в ремонтном подразделении своей воинской части, то основанием для приемки ее в ремонт служит разрешение ЗКВ (нач. АС) воинской части на акте технического состояния машины, с указанием вида Сдача машины в капитальный ремонт и документы оформляемые при этом Представители воинской части, прибывшие в ремонтную часть для сдачи машины в ремонт, должны иметь документы: 2-й экземпляр наряда на ремонт. паспорт машины. справку о техническом состоянии машины, подписанную командиром части, ЗКВ, подтверждающую, что машина соответствует ТУ на сдачу в ремонт и что подмена агрегатов и узлов на ней не производилась. Машины принимаются в ремонт представителем ремонтной части, в присутствии сдатчика с оформлением приемно-сдаточного акта в трех экземплярах. Первый и третий экземпляры приемно-сдаточного акта вместе с нарядом и паспортом оставляют в ремонтной части, второй экземпляр акта вручается сдатчику. Поступившие в КР машины должны быть приняты и оформлены: в течение не более двух суток доставлены сдатчиком. в течение трех суток, прибывшие ж/д транспортом. Машины, не соответствующие требованиям ГОСТ или ТУ в ремонт не принимаются. Они, как исключение, могут быть приняты на временное хранение, в этом случае в приемно-сдаточном акте указываются причина отказа в приеме в ремонт, и все три экземпляра акта остаются в ремонтной части. Сдатчику выдается на руки или высылается в воинскую часть уведомление об отказе в приеме машины в ремонт. Командир воинской части принимает меры к доукомплектованию и сдачи машины в ремонт.  
Используя ТСО, компьютерную презентацию и материальное обеспечение даю информацию о сдаче машин в ремонт.  
Вопрос №2. Получение машин из ремонта. Отремонтированные машины выдаются воинскими частями через приемщиков, которые вызываются извещениями командира ремонтной части. Документы, необходимые для получения машины из ремонта. Приемщик должен иметь:
  1. второй экземпляр приемно-сдаточного акта;
  2. акт технического состояния (при получении машины из СР по которому машина была сдана в ремонт);
  3. доверенность части;
  4. удостоверение личности.
Отремонтированные машины выдаются из ремонта в соответствии с Государственными стандартами или техническими условиями на выдачу машин из ремонта. Порядок выдачи машин из ремонта Приемщик проверяет отремонтированную машину пробегом в предусмотренных пределах (3-10 км.) и проводит испытания специального оборудования, если оно подвергалось ремонту. Выдача машин из ремонта оформляется распиской приемщика в акте приемки отремонтированной машины. Приемщику выдается:
  1. Один экземпляр акта отремонтированной машины.
  2. Инструкция по обкатке машины.
  3. Паспорт машины. В паспорт вносятся записи:
  4. Вид ремонта.
  5. Основные агрегаты, которые были заменены при среднем ремонте.
  6. Номера шасси и двигателя.
  7. Размеры цилиндров и шеек коленчатого вала двигателя записываются в формуляр (паспорт) двигателя, прикладываемый к формуляру (паспорту) машины.
Записи в формуляре (паспорте) заверяются подписью и печатью ремонтной части. Ремонтная часть заправляет выдаваемые машины смазочными материалами и специальными жидкостями, до нормы, а горючим в пределах установленных норм (20 л). Особенности выдачи машин из ремонта при отправке железнодорожным транспортом При отправке машин из ремонта железнодорожным (речным, морским) транспортом - транспортирование их до станции (порта) погрузки и их погрузка выполняется ремонтной частью. При отправке отремонтированных машин железнодорожным (речным, морским) транспортом без сдачи их приемщикам - командир ремонтной части одновременно направляет воинской части почтой акты приемки отремонтированных машин (агрегатов) и заполненные формуляры (паспорта). Воинские части на машины (агрегаты), полученные железнодорожным (речным, морским) транспортом без приемки в ремонтной части, высылают в трехдневный срок в ремонтную часть подтверждение о получении машин (агрегатов). После получения машины на станции от представителя железной дороги она доставляется в парк и осматривается комиссией части в том же порядке, что и при получении в ремонтной части.  
Используя ТСО, компьютерную презентацию и материальное обеспечение даю информацию о получении машин из ремонта.    
Вопрос №3. Порядок применения рекламаций на машины из ремонта. Воинские части обязаны предъявить рекламации: при обнаружении несоответствия качества машин (агрегатов) установленным требованиям: поломок, разрушений, нарушение работоспособности, преждевременного износа отдельных деталей или механизмов. некомплектность в пределах гарантийных сроков службы или хранения машин, двигателей, агрегатов и другого автомобильного имущества, происшедших по вине завода-изготовителя или завода по ремонту АТ, при условии соблюдения правил эксплуатации и хранения, изложенных в инструкциях заводов с наставлением по автомобильной службе. Для автомобилей после КР: Для грузовых автомобилей 7 месяцев при пробеге 16000 км. Для автобусов 6 месяцев при пробеге до 20000 км . Для легковых автомобилей 7 месяцев при пробеге до 15000 км. После СР для всех автомобилей 6 месяцев при пробеге до 15000 км. Для гусеничных машин после КР и СР - 6 месяцев при пробеге до 400 км, для тракторов 6 месяцев при пробеге 600 км. Начало гарантийного срока исчисляется со дня получения машины воинской частью. Рекламация предъявляется ремонтному заводу, исключение составляют лишь шины, камеры, новые АКБ на которые рекламации предъявляются непосредственно заводом-изготовителем этого имущества. При обнаружении несоответствия качества и комплектности машин (агрегатов) установленным требованиям, командир войсковой части обязан не позднее чем через 24 часа с момента их обнаружения выслать заводу - поставщику, уведомление о вызове представителя завода-поставщика для определения причин выхода из строя машины или агрегата и составления двухстороннего акта - рекламации. В случае, когда дефект обнаружен в машине, находящейся в воинской части, территориально удаленной от завода-изготовителя машины, или куда, в силу особых условий исключается допуск представителя завода-поставщика, а также в случае неприбытия представителя завода к указанному сроку, воинская часть создает комиссию, из компетентных лиц, которая не более чем за три дня, составляет односторонний акт-рекламацию. В одностороннем акте - рекламации должны быть указаны причины, вызвавшие необходимость составления одностороннего акта без представителя завода-поставщика. За правильность составления одностороннего акта-рекламации несет ответственность командир воинской части. Завод-поставщик, получив уведомление о преждевременном выходе машины из строя, обязан в течении 4-х дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, обеспечить явку своего представителя для участия в проверке качества восстановления машины и в составлении акта-рекламации. Устранение дефектов или ремонт машины должны быть осуществлены в 5-ти дневной срок с момента прибытия представителя или ремонтной бригады завода-поставщика в воинскую часть. Для составления акта - рекламации командиром войсковой части назначается комиссия с участием представителя завода-поставщика. Комиссия тщательно проверяет машины (агрегаты), а в трехдневный срок составляет акт-рекламацию. При несогласии представителя завода-поставщика с другими членами комиссии о причинах возникновения дефекта, он обязан подписать акт-рекламацию, изложив в нем свое мнение. Завод-поставщик в 10-ти дневной срок со дня получения рекламации обязан отгрузить детали, приборы, сборочные единицы и агрегаты в замен израсходованных войсковой частью для устранения дефектов. Завод-поставщик в течении 2-х месячного срока имеет право потребовать от воинской части выслать ему неисправные агрегаты, и детали для исследования причин их выхода из строя. Воинская часть в этом случае обязана отправить заводу-поставщику рекламированные агрегаты, сборочные единицы и детали за его счет не позднее, чем 15 дней после получения от него новых. Случаи, при которых рекламации не засчитываются ремонтной частью: 1. Если агрегат или сборочная единица подверглись разборке без согласия ремонтной части. 2. Нарушение правил эксплуатации. 3. Истечение гарантийного срока. 4. Если обнаруженные дефекты могут быть устранены с помощью индивидуального комплекта ЗИП. 5. Если рекламация составлена неправильно. Начальник автомобильной службы военного округа систематически контролирует в войсках округа своевременное и правильное предъявление рекламаций заводам-поставщикам и решения по ним, а также принимает меры к устранению недостатков по актам-рекламациям на ремонт машин и агрегатов подчиненными ремонтными частями. Особенности предъявления и оформления документов при рекламировании автомобильной техники и имущества, как отечественного производства, так и импортных, излагаются в специальных инструкциях.     Используя ТСО, компьютерную презентацию и материальное обеспечение даю информацию о порядке применения рекламаций на машины из ремонта.  
Заключительная часть Ответы на вопросы. Вопросы для закрепления пройденного материала Краткие итоги занятия Задание на самоподготовку Даю вопросы для закрепления материала и задание на самоподготовку.   1. При выдаче наряда на ремонт проверяют? 2. Приемщику выдается?

Старший преподаватель кафедры автомобильных войск ФВО

Полковник ____________________ Поливода О.А.

Наши рекомендации