Теоретические основы выполнения работы. Для определения коэффициента сцепления дорожного покрытия может быть использован портативный прибор ППК-2 разработки МАДИ – ВНИИБД(рисунок 6.1)

Для определения коэффициента сцепления дорожного покрытия может быть использован портативный прибор ППК-2 разработки МАДИ – ВНИИБД(рисунок 6.1). При испытании прибор устанавливают таким образом, чтобы имитаторы находились на расстоянии (10±1) мм над дорожным покрытием. Подвижный груз закрепляется в верхнем положении стойки. После увлажнения по-
Таблица 6.1 – Результаты испытаний коэффициента сцепления дорожного покрытия с применением портативного прибора

Местоположение точек измерения коэффициента сцепления Кщ, км+м Значения коэффициента сцепления Кси
1 испытание 2 испытание 3 испытание
5+100 0,34 0,36 0,37
5+300 0,39 0,40 0,42
5+500 0,45 0,48 0,50
5+700 0,47 0,49 0,49
5+900 0,50 0,51 0,53
6+100 0,52 0,53 0,52
6+300 0,54 0,55 0,55
6+500 0,56 0,57 0,55
6+700 0,58 0,55 0,59
6+900 0,60 0,62 0,64
7+100 0,63 0,61 0,64
7+300 0,31 0,33 0,35
7+500 0,47 0,50 0,52
7+700 0,48 0,49 0,51
7+900 0,59 0,64 0,64
8+100 0,53 0,55 0,57
8+300 0,50 0,52 0,52
8+500 0,54 0,56 0,58

верхности дорожного покрытия груз освобождается, ударяя по подвижной муфте. Под действием удара груза имитаторы прижимаются и перемещаются по поверхности дорожного покрытия. По положению измерительной шайбы на шкале определяют коэффициент сцепления.

Метод основан на имитации процесса скольжения сблокированного колеса автомобиля по дорожному покрытию. Настоящий метод испытаний обеспечивает получение значений коэффициента сцепления с точностью до 10 %.

Средства испытаний: портативный прибор ППК-2 с диапазоном измерения коэффициента сцепления от 0,05 до 0,65, ценой деления 0,01, погрешностью измерения 5 %.

Средства измерений:

нивелир Н-3 по ГОСТ 10528 с погрешностью измерения ±2 мм;

рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502;

рейка нивелирная по ГОСТ 10528 с диапазоном измерения от 0 до 3000 мм, ценой деления 10 мм;

термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 13646 с диапазоном измерения от 0 °С до 55 °С, ценой деления 1 °С;

материалы, вещества: вода по СТБ 1114 или СТБ 1188.

Теоретические основы выполнения работы. Для определения коэффициента сцепления дорожного покрытия может быть использован портативный прибор ППК-2 разработки МАДИ – ВНИИБД(рисунок 6.1) - student2.ru

1 – имитаторы; 2 – шарнир; 3 – тяга; 4 – подвижная муфта; 5 – опорная штанга; 6 – устройство сброса груза; 7 – груз; 8 – центральная пружина; 9 – регистрирующая шайба; 10 – стягивающая пружина; 11 – шкала коэффициентов сцепления

Рисунок 6.1 – Схема проведения испытаний по определению коэффициента сцепления прибором ППК-2

Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно ТКП 8.003-2011 или аттестованы по СТБ 8004, испытательное оборудование аттестовано согласно СТБ 8015.

Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.

Испытания следует проводить на каждой полосе движения по полосе наката. Температура воздуха должна быть не ниже 0 °С. Коэффициент сцепления следует определять через каждые 200 м. Дорожное покрытие в местах измерения должно быть мокрым.

При подготовке к проведению испытаний необходимо выполнить следующие работы:

измерить температуру воздуха и занести значение в таблицу 6.2;

установить с помощью рулетки местоположение точек измерения коэффициента сцепления;

определить с помощью нивелира и рейки продольный уклон участка дороги;

результаты измерений продольного уклона участка дороги занести в таблицу 6.2.

При проведении испытаний необходимо выполнить следующие операции:

установить прибор в точке измерения коэффициента сцепления;

зафиксировать груз прибора в верхнем положении;

увлажнить дорожное покрытие водой по траектории движения имитаторов, из расчета 0,2 л под каждый имитатор;

сбросить груз на тяги прибора;

по измерительному кольцу на шкале прибора зафиксировать значение коэффициента сцепления;

в каждой точке выполнить по три испытания;

результаты испытаний занести в таблицу 6.2.

Таблица 6.2 – Форма таблицы для регистрации результатов испытаний

Местоположение точек измерения коэффициента сцепления Кщ, км+м Значения коэффициента сцепления Кси Продольный уклон участка дороги, ‰ Температура воздуха, °С Поправки к коэффициенту сцепления Кси в зависимости Значение коэффициента сцепления Ксц с учетом поправок
1 испытание 2 испытание 3 испытание Среднее     от продольного уклона участка дороги от температуры воздуха
                   

Обработку результатов испытаний следует выполнять в следующей последовательности:

вычислить среднее арифметическое значение коэффициента сцепления в каждой точке по результатам трех измерений;

откорректировать значение коэффициента сцепления с учетом поправок на продольный уклон участка дороги (по таблице 6.3) и на температуру воздуха (по таблице 6.4) и занести в таблицу 6.2.

Таблица 6.3 – Поправки к коэффициенту сцепления в зависимости от продольного уклона участка дороги

Значения продольного уклона участка дороги, %о От 30 до 50 От 51 до 70 От 71 до 100
Поправка к коэффициенту сцепления -0,01 -0,02 -0,03
Примечание– При уклонах менее 30 %о поправка к коэффициенту сцепления принимается равной нулю.

Таблица 6.4 – Величина температурной поправки к коэффициенту сцепления

Температура воздуха, °С +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
Величина поправки -0,06 -0,04 -0,03 -0,02 +0,01 +0,02 +0,02 +0,02

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ «ПЕСЧАНОЕ ПЯТНО»

Цель работы: Приобретение практических навыков в определении шероховатости дорожных покрытий методом «песчаное пятно»

7.1. Исходные данные и средства измерений:

- линейка металлическая с верхним пределом измерений 300 мм по ГОСТ 427;

- термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 13646 с диапазоном измерения от 0 °С до 55 °С с ценой деления 1 °С;

- мерный стаканчик объемом 10 или 25 см3 по ГОСТ 1770.

Вспомогательное оборудование:

- диск диаметром 100 мм.

Материалы, вещества:

- песок по ГОСТ 8736 с размером зерен от 0,14 до 0,31 мм.

7.2. Требуется:

а) выполнить измерения шероховатости дорожного покрытия в заданной точке;

б) определить среднее арифметическое значение диаметра песчаного пятна с точностью до 0,01 см;

в) рассчитать среднюю глубину впадин по каждому измерению с точностью до 0,01 мм;

г) рассчитать среднее арифметическое значение средней глубины впадин в заданной точке.

Наши рекомендации