Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта

В практике международных воздушных сообщений (перево­зок) действуют коммерческие права (или «свобода воздуха»), пять из которых были сформулированы в Чикагской конвенции 1944 г.:

1) право на свободный транзитный полет без посадки на тер­ритории государства, которое предоставило это право;

2)право на транзитный полет с посадкой, но не в коммерчес­ких целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, по­чты, для заправки топливом);

3)право привозить в иностранное государство пассажиров,
грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регист­рации (национальности) воздушного судна;

4) право увозить из иностранного государства пассажиром
грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна;

5) право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их пи
борт на территории такого государства для перевозки из любых
третьих стран или в любые третьи страны.

Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта - student2.ru В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма), предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».

В Соглашении о транзите в качестве обычаев были сформу­лированы еще три «свободы воздуха»:

1) Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта - student2.ru право осуществлять перевозки между третьими странами
через свою территорию;

2) право осуществлять перевозки между третьими страна­
ми, минуя свою территорию;

3) право осуществлять необходимые перевозки, начало и
окончание которых полностью находится в пределах иностранно­го государства.

Основную роль в правовом регулировании коммерческих воз­душных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном пространстве.

Принцип взаимности является определяющим в регулирова­нии маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают специальные договорные линии для воздушных перевозок. Объем и частота перевозок по ним осуществляются на основе двусторон­них международных соглашений. Эти соглашения предусматривают и регулирование тарифов на перевозки по договорным воздушным линиям. Правовое регулирование коммерческой деятельности в не­регулярном воздушном сообщении главным образом осуществляет­ся посредством Пражского многостороннего соглашения (1956 г.).

4. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа

Содержание юридического статуса воздушного судна определяется в основном национальным авиационным законодательством раз­личных стран, поэтому отсутствует единообразие и полнота рас­крытия проблемы.

Ряд важных положений о юридическом статусе воздушного судна содержится в Чикагской конвенции 1944 г. и в приложениях к ней. Это признание всеми сторонами полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством в пределах государ­ственной территории, правила пребывания воздушного судна на территории иностранного государства и др.

В соответствии с существующими международными прави­лами воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публич­но-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, что обеспечивает ему защиту этого государства. Как пра­вило, зарегистрированное воздушное судно заносится в государ­ственный реестр.

Во многих странах гражданское воздушное судно - объект гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, стать частью наследственного имущества и т.д.

Важное принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. В частности, Чикагская конвенция (ст. 3) относит к государственным воздушные судна, за­нятые на военной, таможенной и полицейской службе.

Правовой статус экипажа. Пока нет документа, который бы в целом определял его. Ряд прав экипажа и командира имеется в гл. III Токийской конвенции 1963 г., но они касаются мер по пре­дотвращению и пресечению преступных действий на борту.

Действуя в пределах своих полномочий, члены экипажа вы­полняют строго определенные функции. Так, командир воздушного судна несет в целом ответственность за судно, его экипаж, пасса­жиров и за грузы в пределах определенного периода времени. Чле­ны экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.

Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства. Во многих странах в состав эки­пажа могут включаться иностранные граждане.

Основные межправительственные международные организации

1.ИКАО - Международная организация гражданской авиации.

2.МАК - Межгосударственный авиационный комитет СНГ.

3.ЕКАК — Европейская Конференция гражданской авиации.

4.Евроконтроль - Европейская организация по обеспечению
безопасности аэронавигации.

5.АФКАК - Африканская комиссия гражданской авиации.

6.АСЕКНА - Агентство по обеспечению безопасности аэро­
навигации в Африке и на Мадагаскаре.

7.КОКЕСНА - Центральноамериканская организация по об­
служиванию аэронавигации.

8.ЛАКАК - Латиноамериканская комиссия гражданской
авиации.

9.КАКАС - Совет гражданской авиации арабских государств.

Наши рекомендации