Сила сцепления приводных колёс с дорогой.
Чрезмерно большая сила движения на приводных колёсах может вызвать пробуксовку приводных колес и вызвать дополнительные энергетические затраты у движущегося автомобиля. Для обеспечения устойчивого движения без пробуксовки должно выполняться следующее условие:
Рт ≤ Рсц = φ·Rz2
где Рсц–сила сцепления приводных колёс с дорогой; φ – коэффициент сцепления приводных колёс с дорогой
Коэффициент сцепления колеса с дорогой φ зависит от многих конструктивных и эксплуатационных факторов. Ниже приведены средние значения коэффициента сцепления φ для различных дорог и состояния их поверхности
Состояние дороги необходимо выбрать в соответствие с вариантом задания.
Силу тяги автомобиля, развиваемую двигателем можно определить:
Рт= Рд/uт·ηтр
где - передаточное число трансмиссии; где uк — передаточное число коробки передач; uд — передаточное число дополнительной коробки передач (раздаточная коробка, делитель, демультипликатор); uг — передаточное число главной передачи; ηтр – значения КПД трансмиссии различных типов автомобилей.
Значения КПД трансмиссии различных типов автомобилей:
При расчёте силы тяги Рт, передаточные числа: uк —коробки передач; uд —раздаточной коробки; uг — передаточное число главной передачи следует выбрать, пользуясь таблицей №2. Передаточные числа должны соответствовать заданной скорости (Табл.1)
Таблица 2
Передаточные отношения механизмов трансмиссии
№ | Название механизма передачи | Параметры передаточных отношений |
Легковые автомобили | ||
Коробка передач (uк) | 0,784÷3,636 | |
Раздаточная коробка (uд) | 1÷1,94 | |
Главная передача (uг) | 3,9÷5,127 | |
Грузовые автомобили | ||
Коробки передач (uк) ГАЗ | 6,55; 3,09; 2; 1,71 | |
ЗИЛ | 7,44; 4,1; 2,29, 1,47, 1 | |
КаМАЗ | 7,82; 7,64; 7,38; 6,38; 4,03; 2,57; 1,53; 1,25; 1; 0,815 | |
Раздаточные коробки (uд) ГАЗ | нет | |
ЗИЛ | 1; 1,43; 2,12 | |
КаМАЗ | 0,917; 1,692; 2,06 | |
Главная передача (uг): ГАЗ, ЗИЛ, КаМАЗ | 5,43; 5,94; 6,53. |
Вывод о возможности пробуксовки
Зная силу тяги (сопротивления движения) автомобиля, можно определить мощность, кВт, затрачиваемую на преодоление сопротивления ведущих колёс для горизонтальной дороги
де υ – установившаяся скорость движения автомобиля. м/с; G=Gгр+G – общий вес автомобиля, Н
Задача №2.
Подобрать тягач (автомобиль с прицепом) для транспортирования груза массой G т на пневмоколесном прицепе с максимальным подъемом α, % и скоростью υ, км/час, если известны: масса транспортируемого груза, G; тип и состояние дороги; уклон дороги. Исходные параметры даны в таблице 3.
Таблица 3
Расчётные параметры к задаче 2.
Параметр | Вариант | |||||||||||||||||||
G, т | 17,5 | 15,5 | 8,5 | 17,5 | 15,5 | 8,5 | ||||||||||||||
Уклон дороги, α, % | ||||||||||||||||||||
Тип и состояние дороги | Гравийное шоссе | Грунтовая дорога | асфальтобетонное | Булыжная мостовая | Дорога песчаная | Булыжная мостовая | Снежная укатанная | Булыжная мостовая | Снежная укатанная | Гравийное шоссе | асфальтобетонное | Гравийное шоссе | Дорога песчаная | Грунтовая дорога | Булыжная мостовая | Дорога песчаная | Снежная укатанная | Грунтовая дорога | Булыжная мостовая | Гравийное шоссе |