Пример выполнения расчетной части контрольной работы

Оценим риск аварийной ситуации пассажирского вагона при наличии неисправностей колесных пар.

На рис. 4 представлено «дерево событий», характеризующее сценарии развития аварии – схода подвижного состава с рельсов при ошибке обслуживающего персонала.

При построении «дерева событий» рассмотрены следующие неисправности:

- расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;

- разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;

- разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;

- разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;

- ослабление ступиц колес на оси;

- сдвиг ступиц колес на оси.

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Рис. 4. «Дерево событий» для случая схода вагона с рельсов при ошибке обслуживающего персонала

Аварийное состояние, связанное со сходом вагона с рельсов, обусловлено следующими промежуточными событиями:

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - ослабление ступиц колес на оси со сдвигом ступиц.

Исходное событие Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru связано с ошибкой обслуживающего персонала, осуществляющего контроль технического состояния вагонов (осмотрщика). В данном случае можно выделить 5 аварийных последовательностей:

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - ослабление ступиц колес на оси со сдвигом ступиц.

Так как авария наступает при реализации одной из перечисленных аварийных последовательностей (реализуется в результате суммы событий), то, считая эти последовательности попарно невозможными, можно записать:

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru (7)

где Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - аварийная последовательность;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - исходное событие;

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru – вероятность реализации i-й аварийной последовательности для данного исходного события.

Для рассматриваемого случая зависимость (7) примет вид:

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Соответствующие вероятности Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru заданы (табл. 3).

Таблица 3

Исходные данные для расчета риска

№ варианта Исходное событие – ошибка обслуживаю-щего персонала Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам Разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров Разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров Разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров Ослабление ступиц колес на оси Сдвиг ступиц колес на оси
P0 Вероятность Pi
0,165 0,0931 0,119 0,043 0,0519 0,045 0,008

Для наглядности добавляем значения вероятностей наступлениея неисправностей колесных пар на «дерево событий» (рис.5)

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Рис. 5. Дополненное «дерево событий»

В свою очередь, вероятность Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru реализации аварийного пути Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru определяется по формуле вероятности произведения независимых событий: Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - ослабление ступиц колес на оси; Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - сдвиг ступиц колес.

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Значит, условная вероятность Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru аварии при условии наступления исходного события Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru определяется по формуле

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru (8)

Для рассматриваемого случая

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Зная вероятность наступления исходного события Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru , риск аварии (безусловная вероятность наступления аварии), связанной со сходом вагона с рельсов, определяется по формуле

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru (9)

где Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru - вероятность наступления исходного события за некоторый период времени Т.

Для рассматриваемого случая:

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Пример выполнения расчетной части контрольной работы - student2.ru

Анализ результатов расчета риска позволяет выделить наиболее важную (в аспекте безопасности) АП, которая вносит наибольший вклад в величину риска. В рассматриваемом примере такой аварийной последовательностью является E2: разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров. Таким образом, для повышения безопасности эксплуатации подвижного состава целесообразно в первую очередь повысить качество напрессовки и контроля.

Задание к расчетной части контрольной работы

Таблица 4

Исходные данные для расчета риска

№ варианта Исходное событие – ошибка обслуживаю­щего персонала Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам Разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров Разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров Разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров Ослабление ступиц колес на оси Сдвиг ступиц колес на оси
P0 Вероятность Pi
0,1624 0,0971 0,1216 0,0462 0,0528 0,0455 0,0076
0,1152 0,1144 0,0821 0,0327 0,0525 0,0230 0,0145
0,1628 0,0803 0,1251 0,0687 0,0172 0,0654 0,0327
0,1103 0,0552 0,1163 0,0406 0,0099 0,0437 0,0243
0,1658 0,0783 0,0455 0,0295 0,0223 0,0147 0,0325
0,1317 0,0788 0,0450 0,0504 0,0714 0,0373 0,0433
0,1579 0,0686 0,0336 0,0736 0,0747 0,0087 0,0345
0,1914 0,0988 0,0842 0,0128 0,0417 0,0012 0,0120
0,1987 0,1053 0,0904 0,0490 0,0568 0,0084 0,0115
0,1286 0,1315 0,1072 0,0389 0,0228 0,0330 0,0153
0,1437 0,1322 0,0605 0,0966 0,0645 0,0108 0,0141
0,1939 0,0893 0,0469 0,1043 0,0348 0,0131 0,0101
0,1418 0,0867 0,0472 0,0510 0,0698 0,0143 0,0197
0,1042 0,0554 0,0678 0,0556 0,0868 0,0236 0,0438
0,1337 0,0939 0,0598 0,0829 0,0491 0,0335 0,0401
0,1982 0,1428 0,0499 0,0104 0,0566 0,0683 0,0007
0,1440 0,0971 0,0782 0,0219 0,0588 0,0275 0,0029
0,1242 0,0624 0,1279 0,0305 0,0995 0,0523 0,0358
0,1039 0,0853 0,0427 0,0422 0,0589 0,0397 0,0358
0,1074 0,1043 0,1217 0,0477 0,0996 0,0017 0,0475
0,1611 0,0629 0,1202 0,0544 0,0082 0,0092 0,0169
0,1769 0,0834 0,0584 0,0583 0,0536 0,0560 0,0015
0,1094 0,1424 0,0433 0,0759 0,0193 0,0599 0,0358
0,1338 0,0826 0,0395 0,0611 0,0928 0,0053 0,0473
0,1248 0,0919 0,0667 0,0762 0,0672 0,0143 0,0355
0,1727 0,1115 0,1160 0,0997 0,0867 0,0377 0,0319
0,1878 0,1443 0,0877 0,0427 0,0837 0,0175 0,0355
0,1369 0,1087 0,1219 0,0613 0,0302 0,0427 0,0094

Окончание табл. 4

№ варианта Исходное событие – ошибка обслуживаю­щего персонала Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам Разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров Разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров Разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров Ослабление ступиц колес на оси Сдвиг ступиц колес на оси
P0 Вероятность Pi
0,1039 0,0613 0,1300 0,0280 0,0666 0,0363 0,0292
0,1530 0,0630 0,1158 0,0907 0,0227 0,0178 0,0344
0,1242 0,1381 0,0377 0,0644 0,0050 0,0117 0,0290
0,1107 0,0604 0,0935 0,0148 0,0810 0,0039 0,0467
0,1281 0,0756 0,1025 0,0674 0,0794 0,0075 0,0276
0,1035 0,0636 0,0640 0,0405 0,0795 0,0189 0,0047
0,1409 0,0501 0,0954 0,0375 0,0339 0,0227 0,0176
0,1331 0,0964 0,0331 0,0894 0,0211 0,0635 0,0150
0,1159 0,1077 0,1078 0,0778 0,0964 0,0145 0,0427
0,1166 0,1131 0,1017 0,0638 0,0610 0,0391 0,0329
0,1548 0,1483 0,0526 0,0982 0,0468 0,0173 0,0203
0,1228 0,1092 0,0648 0,0627 0,0986 0,0406 0,0471

Транспортная безопасность: метод. указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 23.05.03 – «Подвижной состав железных дорог»

РАСИН ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ

ШОРОХОВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

Научный редактор Д.Я. Антипин

Темплан 2017 г.

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 1,39 . Уч.-изд.л. 1,39. Тираж 30 экз. . Бесплатно

Брянский государственный технический университет

241035, Брянск, бульвар 50 лет Октября, 7, БГТУ,

Кафедра «Подвижной состав железных дорог», тел. 56-04-66

Наши рекомендации