Железнодорожным транспортом

Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом. Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза.

Бланки транспортных железнодорожных накладных грузоотправителю, грузополучателю выдает железная дорога. Она же выдает и заявки на перевозки, а также по просьбам грузоотправителя, грузополучателя, согласно фактическим затратам, копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков, но уже за плату. Формы перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Они публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Итак, согласно Правилам приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 9 декабря 1999 г. N 42Ц), "грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом накладную и другие необходимые документы при предъявлении груза для перевозки". Установлено, что указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39) предусматривается порядок заполнения, в зависимости от вида отправок, следующих форм перевозочных документов:

1) перевозки грузов повагонными и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) формы ГУ-27 (см. приложение к указанным Правилам);

2) комплекта перевозочных документов формы ГУ-29-0 (см. приложение к указанным Правилам), состоящего из:

- накладной,

- дорожной ведомости,

- корешка дорожной ведомости,

- квитанции о приеме груза,

- перевозки грузов повагонными отправками могут оформляться с использованием транспортной железнодорожной электронной накладной (далее - электронная накладная) формы ГУ-27у-ВЦ (см. приложениек указанным Правилам).

Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным, способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции (далее - станция). Грузоотправитель, согласно ст.33 ТУЖД, несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Железная дорога имеет право выборочно проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в накладной.

От грузоотправителя требуется надлежащее, в соответствии с установленными правилами, заполнение накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику.

Грузоотправитель заполняет, в частности, следующие графы бланка:

1. "Скорость" (указывается, с какой скоростью должна осуществляться перевозка груза (грузовой или большой). Если перевозка груза, согласно тарифному руководству, должна осуществляться только с большой скоростью, грузоотправитель в этой графе обязан указать именно эту скорость).

2. "Род вагона" (заполняется в отношении каждого вагона при погрузке грузов средствами грузоотправителя).

3. "Номер вагона" (заполняется аналогично).

4. "Грузоподъемность вагона" (заполняется аналогично).

5. "Количество осей" (заполняется аналогично).

6. "Сведения о подшипниках" (заполняется аналогично).

7. "Код сцепа" (заполняется аналогично).

8. "Тип вагона" (заполняется аналогично).

9. "Объем кузова вагона" (заполняется аналогично).

10. "Техническая норма загрузки" (заполняется аналогично).

11. "Вид негабаритности" (указывается 5-значный индекс негабаритности. При отсутствии негабаритности груза данная графа не заполняется).

12. "Техническая норма загрузки" (указывается сетевая, установленная МПС России, или местная, установленная железной дорогой, техническая норма загрузки вагона. По грузам, для которых технические нормы не установлены, в этой графе указывается сокращенно "н/у").

13. "Станция и дорога отправления" (указывается точное наименование станции и железной дороги отправления груза в соответствии с тарифным руководством. Данная графа может быть заполнена проставлением штемпеля станции).

14. "Станция отправления" (заполняется при перевозке импортных грузов, следующих через морские порты, пограничные передаточные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении. В этой графе указывается соответственно припортовая или пограничная передаточная станция. При этом в правом верхнем углу перевозочного документа должна быть сделана отметка "Импорт").

15. "Станция и дорога назначения" (указывается точное наименование станции и железной дороги назначения груза в соответствии с тарифным руководством).

16. "Отправитель" (указывается точное и полное наименование грузоотправителя и его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Если груз отправляется физическим лицом, указываются фамилия, имя и отчество (полностью) лица, отправляющего груз).

17. "Почтовый адрес отправителя" (указывается полный почтовый (с индексом) адрес грузоотправителя с названием края, республики, области, района, города, села, улицы и номера дома).

18. "Получатель" (заполняется аналогично).

19. "Почтовый адрес получателя" (заполняется аналогично).

20. "Плательщик" (указываются наименование организации, осуществляющей расчеты за перевозку груза при отправлении и выдаче, и код плательщика).

21. "Знаки отправителя" (указываются отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах).

22. "Количество мест" (указывается количество мест груза отдельно по каждому наименованию груза (сборная отправка), по каждому роду упаковки и общее количество мест).

23. "Упаковка" (указывается сокращенно род тары груза, например "ящ.", "кор.", "боч.", "корз." при упаковке грузов соответственно в ящики, коробки, бочки, корзины. При предъявлении к перевозке неупакованного груза в этой графе указывается сокращенно "н/у").

24. "Наименование груза" (указывается полное и точное наименование груза в соответствии с тарифным руководством).

25. "Масса груза (в кг), определенная отправителем" (заполняется грузоотправителем, если масса груза определялась им либо с его участием).

26. "Итого мест" (указывается прописью общее количество мест всех предъявленных к перевозке наименований груза).

27. "Итого масса" (указывается прописью общая масса предъявленного к перевозке груза, если она определялась грузоотправителем либо с его участием).

28. "Способ определения массы" (указывается, каким способом определена масса груза (заполняется в тех случаях, когда масса груза определялась грузоотправителем либо с его участием). Если масса груза определена по стандарту, в графе указывается стандартная масса брутто и нетто одного грузового места).

29. "Объявленная ценность" (указывается прописью сумма объявленной грузоотправителем ценности груза в рублях).

30. "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" (грузоотправитель разборчиво расписывается и указывает свою фамилию и инициалы, а уполномоченное грузоотправителем лицо на основании доверенности на оформление перевозочных документов дополнительно указывает занимаемую должность).

31. На оборотной стороне накладной, в графе 1 "Груз размещен и закреплен согласно _____ рис. ______ главы ___________ Технических условий правильно" (заполняется в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее -технические условия). Эти сведения заверяются подписью с указанием должности, фамилии, инициалов подписавшего лица).

32. На оборотной стороне накладной, в графе 4 "Особые заявления и отметки отправителя", в случаях, предусмотренных соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте и техническими условиями, грузоотправителем делаются отметки:

- масса оборудования и утеплительных материалов при перевозке грузов со съемным оборудованием и утеплением;

- профилактические меры, принятые грузоотправителем для предохранения груза от смерзания;

- наличие у предъявляемого к перевозке неупакованного груза видимых повреждений (например, "у станка отбита ____ деталь", "разбита фара у машины"). Грузоотправитель имеет право делать в графе 4 другие, не установленные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, отметки, например необходимые для получателя сведения об ассортименте грузов, марку продукции.

Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Сам же корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель станции отправления с указанием в нем даты текущих суток, независимо от того, до или после 18 часов этих суток производилось оформление приема груза к перевозке. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Согласно Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной (утв. приказом МПС РФ от 27 мая 1999 г. N 10ЦЗ), "предъявляемые к перевозке группами вагонов (групповая или маршрутная отправка) грузы могут оформляться по одной накладной по форме ГУ-27е при соблюдении следующих условий:

- грузы должны быть однородными;

- погрузка-выгрузка должна производиться в местах необщего пользования;

- отправка грузов предъявляется одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции (далее - станция) отправления;

- отправка грузов направляется в адрес одного грузополучателя на одну станцию назначения;

- масса груза и количество вагонов в пути следования грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой не изменяются.

Накладная формы ГУ-27е заполняется в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. При этом в ее названии грузоотправитель зачеркивает:

- при перевозке грузов маршрутной отправкой - слова "или группу вагонов";

- при перевозке грузов групповой отправкой - слова "маршрут или".

Количество мест и масса груза, а также провозная плата указываются в накладной по каждому вагону в соответствующих графах, а общее количество мест, масса всего отправляемого груза и общая сумма провозных платежей -на лицевой стороне накладной. Сведения о запорно-пломбировочных устройствах (далее - ЗПУ) по каждому вагону группы должны быть указаны грузоотправителем в прикладываемом к накладной дополнительном листе. Дополнительный лист заполняется и подписывается грузоотправителем в трех экземплярах. В накладной под наименованием груза грузоотправителем делается отметка "Сведения о запорно-пломбировочных устройствах см. в дополнительном листе".

Накладная и три экземпляра дополнительного листа предъявляются грузоотправителем на станцию отправления. Станцией во все экземпляры дополнительного листа вносится номер накладной. Первый и второй экземпляры дополнительного листа прикладываются станцией отправления соответственно к накладной и к корешку дорожной ведомости, а третий экземпляр такого листа вместе с квитанцией о приеме груза возвращается грузоотправителю в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

При оформлении перевозки грузов группой вагонов по одной накладной по форме ГУ-27е оформляются дорожная ведомость по форме ГУ-29б или ГУ-29бр, аналогичной формы квитанция о приеме груза и вагонный лист по форме ГУ-38б. При оформлении такой перевозки с использованием электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ оформляются дорожная ведомость формы ГУ-29у-ВЦ, аналогичной формы квитанция о приеме груза и вагонный лист по форме ГУ-38б-ВЦ.

Переадресовка грузов, следующих по одной накладной маршрутной или групповой отправкой, осуществляется в порядке, установленном Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте. При этом, с учетом положений вышеуказанных Правил, переадресовка отдельных вагонов из маршрутных или групповых отправок может осуществляться только по прибытии их на станцию первоначального назначения.

Согласно Правилам переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 7Ц), "железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением указанных в перевозочных документах грузополучателя и/или железнодорожной станции (далее - станция) назначения".

Там же указывается, что заявление о переадресовке перевозимого груза подается в письменном виде (в том числе по факсу, телетайпу и телеграфу) грузоотправителем или грузополучателем в адрес руководителя (указанного в п.2 названных Правил).

В заявлении о переадресовке груза указывается:

- номер вагона или контейнера;

- номер транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);

- наименование груза;

- наименование грузоотправителя, станции и железной дороги отправления;

- наименование первоначального грузополучателя;

- наименование станции и железной дороги первоначального назначения;

- наименование станции и железной дороги нового назначения;

- наименование нового грузополучателя.

Заявление о переадресовке груза может быть передано в электронном виде, если грузоотправитель, грузополучатель являются абонентами Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ). Заявление о переадресовке груза в электронном виде считается полученным при поступлении в АИС ЭДВ от заявителя электронной квитанции с нулевым кодом приема. При этом дата и время получения заявления регистрируются в АИС ЭДВ по дате и времени его приема в электронном виде в АИС ЭДВ. Все прилагаемые к заявлению документы в этом случае также передаются железной дороге заявителем в электронном виде.

Заявление о переадресовке груза подписывается руководителем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется в установленном порядке. Переадресовка груза осуществляется железной дорогой при условии представления лицом, уполномоченным грузоотправителем, грузополучателем, доверенности на предоставление ему права оформления переадресовки данного груза. Работник станции, осуществляющей переадресовку груза по новым перевозочным документам, обязан приложить к первоначальной дорожной ведомости указанную доверенность и направить их в управление железной дороги, в состав которой входит данная станция, для хранения. В тех случаях, когда переадресовка груза осуществляется по первоначальным перевозочным документам, доверенность остается на станции.

Полученное разрешение на переадресовку груза направляется в письменном виде начальнику станции для осуществления такой переадресовки. При переадресовке в пути следования разрешение на переадресовку груза адресуется начальнику станции, на которой должна состояться переадресовка, а копия - начальнику станции первоначального назначения. О произведенной переадресовке осуществившая ее станция сообщает по телеграфу станции первоначального назначения. При перевозке груза по электронной транспортной железнодорожной накладной (далее - электронная накладная) разрешение на переадресовку в адрес начальника станции, на которой должна состояться переадресовка, и начальника станции первоначального назначения может быть передано из АИС ЭДВ в электронном виде. Информирование станции первоначального назначения о состоявшейся переадресовке производится в электронном виде через АИС ЭДВ.

Переадресовка грузов проводится с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочными документам, за исключением случаев, когда переадресовка осуществляется в пути следования в силу обстоятельств, изложенных в ст.49 и 50 ТУЖД, а также в случаях, предусмотренных настоящими Правилами. При оформлении переадресовки заявитель обязан произвести расчеты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам, внести все платежи по новым перевозочным документам, если правилами расчетов за перевозку грузов на железнодорожном транспорте не предусмотрен иной порядок расчетов.

Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, допускается только на станциях назначения с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочным документам.

При перевозке груза по электронной накладной в случае отсутствия грузополучателя в районе станции назначения станция через АИС ЭДВ запрашивает грузоотправителя о том, как распорядиться грузом. Переадресовка груза, перевозимого по электронной накладной, может проводиться с оформлением дальнейшей перевозки по новой электронной накладной или по первоначальной электронной накладной в установленных случаях. При этом порядок заполнения электронной накладной при оформлении переадресовки определяется Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Также следует учесть, что стороне, оформляющей переадресовку груза с составлением новой электронной накладной, станцией выдается бумажная копия новой электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ, заверенная подписью товарного кассира в графе "Товарный кассир" и календарным штемпелем в графе "Штемпель станции отправления (приема груза к перевозке)". В случае когда перевозка груза до новой станции назначения по какой-либо причине не может производиться по электронной накладной, станция, где проводится переадресовка, оформляет обычный комплект перевозочных документов. Если дальнейшая перевозка будет производиться по первоначальным перевозочным документам, то к комплекту перевозочных документов прикладываются бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ с отметкой о переадресовке в графе "Отметки железной дороги", заверенная в той же графе календарным штемпелем, подписью товарного кассира, и бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ. При этом в бумажных копиях электронной накладной в графе "Станция назначения" должны быть указаны наименование и код новой станции назначения, в графе "Получатель" - наименование и код нового получателя, в графе "Его почтовый адрес" - почтовый адрес нового грузополучателя.

Транспортным законодательством предусмотрен порядок разрешения некоторых неординарных ситуаций. Одной из них является выход из строя нескольких вагонов или одного из них. Так, согласно Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной, "в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности станция, где произведена отцепка вагона (группы вагонов), обязана составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименований и кодов станции и железной дороги назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза". При этом в разделе "Отметки в пути следования" накладной и дорожной ведомости, которые следуют с основной отправкой, должна быть сделана отметка с указанием номера отцепленного вагона (группы вагонов), наименования станции и железной дороги отцепки, причины отцепки, номера акта общей формы и даты его составления. Внесенные данные заверяются подписью соответствующего работника станции и календарным штемпелем. При недостатке места в накладной (дорожной ведомости) сведения об отцепленных в пути следования вагонах заносятся в дополнительные листы размером, равным размеру накладной. В верхней части указанных листов записывается: "Дополнительный лист N __ к накладной (дорожной ведомости) N __". Дополнительные листы прикрепляются к накладной и дорожной ведомости. В графе "Отметки железной дороги" накладной делается запись "Продолжение данных об отцепленных вагонах см. в дополнительном листе N __".

Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью соответствующего работника станции и календарным штемпелем станции. Далее первый экземпляр акта общей формы прилагается к перевозочным документам, которые следуют с отправкой, второй экземпляр остается на хранении в делах станции, где произведена отцепка вагона.

После устранения станцией неисправности на основании данных акта общей формы на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. При составлении досылочной дорожной ведомости в графе "Получатель" указывается "ДС __________" (станция назначения груза), заполняется графа "Наименование груза", под которой делается отметка "Досылается к основной отправке станции _______________ ж.д. N ______ для выдачи (наименование получателя, его почтовый адрес)" и указываются сведения о ЗПУ.

Станция назначения при выдаче груза, прибывшего маршрутной или групповой отправкой, при наличии в накладной отметки (отметок) об отцепке вагона (группы вагонов) в пути следования на основании приложенного к перевозочным документам акта (актов) общей формы составляет коммерческий акт с указанием номеров неприбывших вагонов. В графе накладной "Отметки железной дороги" делается запись: "Отправка прибыла в составе __ вагонов. На неприбывшие ___ вагонов N ________ составлен коммерческий акт N _______".

В целях ускорения доставки грузов сокращение транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов может осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

Согласно Правилам перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 10Ц), под отправительским маршрутом (далее - маршрут) понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.

Отметим, что могут организовываться маршруты:

- прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

- в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

Маршруты, следующие от станции погрузки до станции назначения в пределах двух и более железных дорог, относятся к сетевым; в пределах одной железной дороги - к внутридорожным.

При осуществлении перевозок отправительскими маршрутами грузоотправители наряду с заявкой на перевозку грузов представляют железной дороге заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах, форма которой установлена указанными Правилами. При этом один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю, второй экземпляр - начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в управлении железной дороги. Далее станция погрузки маршрута в перевозочных документах на вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну станцию выгрузки, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут N ____ прямой", назначением на станции распыления или в пункты распыления -- штемпелем "Отправительский маршрут N ____ с распылением на станции _________". Заполнение перевозочных документов на вагоны, следующие в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной.

Вагоны, прибывшие в составе маршрута в пункты (станции) распыления, заадресовываются представителями соответствующих организаций, а вагоны, прибывшие на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, заадресовываются представителями этих железных дорог на станции выгрузки, входящие в район действия пунктов (станций) распыления или входных и распределительных станций. При этом заадресовка вагонов, прибывших в пункты (станции) распыления в составе маршрута, производится по первоначальным перевозочным документам.

Наши рекомендации