Схема защиты судна цепями высокого напряжения.
4.3.е. Мощные акустические излучатели
В последнее время в технических средствах защиты судов и портовых средств много внимания уделяется акустическим системам, позволяющим эффективно бороться с пиратскими нападениями. Так в США разработана акустическая система дальнего радиуса действия LRAD-1000. Технические характеристики акустической системы позволяют посылать узконаправленные звуковые сигналы на расстоянии до 1000 метров даже в условиях существенного окружающего шума. Данный уровень звука крайне неприятен для человеческого слухового аппарата и заставляет нарушителя покинуть охраняемую зону. Поскольку транслируемая системой интенсивность звукового сигнала не достигает 160 децибел, влекущих за собой невосполнимую потерю слуха, использование системы не требует специального разрешения. Для сравнения, уровень в 140 децибел соответствует уровню звука при взлете военного реактивного самолета. Причем, отпугивающем параметром является не только мощность колебаний, но и их частота ( 8-12 герц). Как показали медицинские исследования, это резонансные частоты головного мозга человека.
Данная система была испытана на распределительном перевалочном комплексе нефтепродуктов РПК-Высоцк «Лукойл-II» компанией «Транзас» в целях обеспечении безопасности терминала со стороны Финского залива. Эта
система востребована в мировой практике и широко применяются для охраны акваторий и территорий портов, нефтегазовых терминалов, морских платформ и других потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры, включая обеспечение безопасности судов от пиратских атак. К другим областям применения данной системы относятся: оповещение населения в условиях ЧС; бесконтактный контроль поведения толпы при проведении массовых мероприятий на открытом воздухе: демонстраций, митингов, спортивных зрелищ, рок-концертов; использование в поисково-спасательных, полицейских и антитеррористических операциях.
Для проведения полевых испытаний акустическая система была установлена на пирсе РПК-Высоцк «Лукойл-II» и опробована сначала в действии на дистанции 200 метров. На уровне звукового сигнала около 50% мощности система была отключена – звуковое воздействие очень сильное, у членов группы наблюдателей возникало чувство серьезного дискомфорта. Затем буксир с членами наблюдательной группы отходил на расстояние до 1000 м, а затем начинал сближение с берегом. В процессе движения оператор LRAD1000 подавал поочередно сигналы предупреждения и реагирования. Уровень звукового сигнала тестировался на 40, 60 и 90% от максимальной мощности установки, при этом система показала хорошие технико-эксплуатационные качества.
Рассматривая воздействие акустического оружия на организм человека, следует заметить, что оно весьма многообразно и охватывает широкий диапазон возможных последствий. В отчете SARA за 1996 г. даются некоторые обобщенные результаты проведенных исследований в этой сфере.
Так, указывается, что инфразвук на уровне 110-130 дБ оказывает негативное воздействие на органы желудочно-кишечного тракта, вызывает боль и тошноту, при этом высокие уровни беспокойства и расстройства достигаются при минутных экспозициях уже на уровнях от 90 до 120 дБ на низких частотах (от 5 до 200 Гц), а сильные физические травмы и повреждения тканей имеют место на уровне 140-150 дБ. Мгновенные травмы, типа травм от воздействия ударных волн, происходят при звуковом давлении около 170 дБ. На низких частотах возбуждаемые резонансы внутренних органов могут вызвать кровотечение и спазмы, а в диапазоне средних частот (0,5-2,5 кГц) резонансы в воздушных полостях тела вызовут нервное возбуждение, травмы тканей и перегрев внутренних органов.
На высоких и ультразвуковых частотах (от 5 до 30 кГц) может быть создан их перегрев вплоть до смертельно высоких температур, ожоги тканей и их обезвоживание. На более высоких частотах или при коротких импульсах в результате кавитации могут образоваться пузырьки и микроразрывы тканей.
4.3.ж. Пожарные и другие средства, используемые для защиты морских судов от нападения пиратов.
Опыт борьбы с пиратами в Аденском заливе показал, что возможности современного морского судна позволяют в некоторых случаях успешно противостоять пиратским атакам. Так эффективно применялись пожарные брандсбойты с высоким давлением воды, не позволявшие пиратским судам подойти к борту судна (Рис.17). Танкеры, имеющие мощные генераторы воздушно-механической пены, при попытках пиратских судов приблизиться к судну включали эти генераторы на полную мощность с одновременным маневрированием судна, что затрудняло ориентировку пиратов в пространстве и позволило судам избежать инцидента. Некоторые суда используют колючую проволоку, натянутую вдоль борта верхней палубы судна (Рис. 18).
Суда, имеющие достаточно высокую скорость, маневрируя, смогли уйти от преследования.
Рис.18