Исследование зависимости доходов транспортного предприятия от величины тарифов.
Исходные данные.
Таблица 1.1 – Размеры пассажиропотоков и величина тарифов
Вид сообщения | Пассажиропоток, тыс. пас. / тариф, руб./пас км | ||||
Пригородное | 38,44/91,8 | 34,1/112,2 | 28,52/127,5 | 24,8/153 | 16,12/183,6 |
Пассажирское внутриреспубликанское | 14,25/162,5 | 12,54/195 | 10,83/214,5 | 8,55/240,5 | 6,84/260 |
Пассажирское международное | 8,04/324 | 6,7/351 | 5,36/378 | 4,69/405 | 4,02/432 |
Доходы транспортного предприятия от перевозок Д можно определить по формуле
Д=ТСl, (1.1)
где Т – тариф на перевозку пассажиров, тыс.руб./пас∙км;
С – величина спроса на перевозку пассажиров, км;
l – среднее расстояние перевозки пассажиров, км.
Коэффициент эластичности спроса на перевозки от тарифа Еэ определяется по формуле
Еэ=(ΔС/С)/(ΔТ/Т), (1.2)
где ΔС и ΔТ – соответственно процентное изменение спроса и тарифа;
С и Т – соответственно первоначальное значение спроса и тарифа.
Расчет коэффициентов эластичности спроса на перевозки приведен в таблице 1.2.
Во всех случаях коэффициент эластичности спроса по тарифам имеет отрицательное значение, так как объем спроса и тариф находятся в обратной зависимости. Для характеристики эластичности спроса по ценам принимается во внимание абсолютное значение коэффициента. В зависимости от темпов изменения спроса при изменении тарифа различают следующие виды:
· эластичный спрос (I Еэ 1 >1);
· неэластичный спрос (I Еэ I <1);
· спрос с единичной эластичностью (|Еэ|=1).
Таблица 1.2 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на пригородные, внутриреспубликанские и международные перевозки от тарифа
С, тыс. пас | Т, руб./пас∙км | ΔС, тыс.пас | ΔТ руб./пас∙км | ΔС/С | ΔТ/Т | Еэ |
Пригородные перевозки | ||||||
38,44 | 91,8 | - | - | - | - | - |
34,1 | 112,2 | -4,34 | 20,4 | -0,113 | 0,222 | -0,509 |
28,52 | 127,5 | -5,58 | 15,3 | -0,164 | 0,136 | -1,205 |
24,8 | -3,72 | 25,5 | -0,130 | 0,200 | -0,650 | |
16,12 | 183,6 | -8,68 | 30,6 | -0,350 | 0,200 | -1,750 |
Внутриреспубликанские перевозки | ||||||
14,25 | 162,5 | - | - | - | ||
12,54 | -1,71 | 32,5 | -0,120 | 0,200 | -0,600 | |
10,83 | 214,5 | -1,71 | 19,5 | -0,136 | 0,100 | -1,360 |
8,55 | 240,5 | -2,28 | 26,0 | -0,211 | 0,121 | -1,744 |
6,84 | -1,71 | 19,5 | -0,200 | 0,081 | -2,469 | |
Международные перевозки | ||||||
8,04 | - | - | - | |||
6,7 | -1,34 | -0,167 | 0,083 | -2,012 | ||
5,36 | -1,34 | -0,200 | 0,077 | -2,597 | ||
4,69 | -0,67 | -0,125 | 0,071 | -1,761 | ||
4,02 | -0,67 | -0,167 | 0,067 | -2,493 |
Из таблицы 1.2 следует:
для пригородных перевозок при увеличении тарифа с 91,8 руб./пас∙км до 112,2 руб./пас∙км спрос на перевозки неэластичный, при увеличении тарифа с 112,2 руб./пас∙км до 127.5 руб./пас∙км спрос на перевозки становится эластичным, при дальнейшем увеличении тарифа до 153 руб./пас∙км спрос снова становится неэластичным и при увеличении тарифа до 183,6 руб./пас∙км спрос становится эластичным;
для внутриреспубликанских перевозок при увеличении тарифа с 162,5 руб./пас∙км до 195 руб./пас∙км спрос на перевозки неэластичный, при дальнейшем увеличении тарифа спрос является эластичным;
для международных перевозок спрос является эластичным при любых увеличениях тарифа.
Рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 30 км в пригородном сообщении, 200 км во внутриреспубликанском, в международном – 500 км. Расчеты сведем в таблицу 1.3.
Таблица 1.3 – Определение доходов транспортного предприятия от перевозок
С, тыс. пас | Т, руб./пас∙км | L, км | Д, млн.руб. |
Пригородные перевозки | |||
38,44 | 91,8 | 105,86 | |
34,10 | 112,2 | 114,78 | |
28,52 | 127,5 | 109,01 | |
24,80 | 113,83 | ||
16,12 | 183,6 | 88,79 | |
Внутриреспубликанские перевозки | |||
14,25 | 162,5 | 463,13 | |
12,54 | 489,06 | ||
10,83 | 214,5 | 464,61 | |
8,55 | 240,5 | 411,26 | |
6,84 | 355,68 | ||
Международные перевозки | |||
8,04 | 1302,48 | ||
6,7 | 1175,85 | ||
5,36 | 1013,04 | ||
4,69 | 949,73 | ||
4,02 | 868,32 |
Выполненные расчеты показали:
для пригородных перевозок при увеличении тарифов с 91,8 до 112,2 руб./пас∙км и с 127.5 до 153 руб./пас∙км при неэластичном спросе доходы возрастают, а увеличение тарифа 112,2 до 127.5 руб./пас∙км и с 153до 183,6 руб./пас∙км при эластичном спросе приводит к снижению доходов;
для внутриреспубликанских перевозок при увеличении тарифов с 162,5 до 195 руб./пас∙км при неэластичном спросе доходы возрастают, а увеличение тарифа с 195 до 260 руб./пас∙км при эластичном спросе приводит к снижению доходов;
для международных перевозок при увеличении тарифов при эластичном спросе приводит к снижению доходов.
По результатам выполненных расчетов построим графики функций C=f(T) и Д=f(T).
Рисунок 1.1 –График зависимости спроса на пригородные перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.2 – График зависимости дохода от величины тарифа в пригородном сообщении
Рисунок 1.3 – График зависимости спроса на внутриреспубликанские перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.4 – График зависимости дохода от величины тарифа во внутриреспубликанском сообщении
Рисунок 1.5 – График зависимости спроса на международные перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.6 – График зависимости дохода от величины тарифа в международном сообщении
Выполненные исследования показали следующее:
при увеличении тарифа спрос на пригородные перевозки уменьшается (рисунок 1.1); увеличение тарифа при неэластичном спросе на пригородные перевозки приводит к увеличению доходов, а при эластичном спросе – к снижению доходов (рисунок 1.2 и таблица 1.3); максимальный доход 114.78 млн. руб. при тарифе 112,2 руб./пас∙км;
при увеличении тарифа спрос на внутриреспубликанские перевозки уменьшается (рисунок 1.3); увеличение тарифа при эластичном спросе приводит к уменьшению доходов (рисунок 1.4 и таблица 1.3); максимальный доход 489.06 млн. руб. при тарифе 195 руб./пас∙км;
при увеличении тарифа спрос на международные перевозки уменьшается (рисунок 1.5); увеличение тарифа при эластичном спросе приводит к уменьшению доходов (рисунок 1.6 и таблица 1.3); максимальный доход 1302.48 млн. руб. при тарифе 324 руб./пас∙км.