Введена в действие с 01.01.2015 года с изменениями от 01.01.2016 года).
33.1. Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе классифицируются как:
- крушение поездов;
- авария;
- событие;
- повреждение.
33.2. К крушениям поездов относятся:
- столкновение поезда (состава) с другим поездом (составом), или сход поезда (состава) на главном пути перегона (станции), в результате чего погибли или ранены люди, разбит состав до степени исключения из инвентарного парка, допущен полный перерыв движения поездов в течение 5 часов и более.
33.3. К авариям относятся:
- столкновение поезда (состава) с другим поездом (составом), или сход поезда (состава) на главном пути перегона (станции), не имеющего последствий, указанных в п.33.2 данной темы;
- столкновение составов, или сход состава при маневровых передвижениях, имеющее последствия, указанные в п.33.2 данной темы;
- затопление, пожар, неисправность сооружений, устройств, вызвавшие перерыв движения поездов в течение 5 часов и более.
33.4. К событиям относятся:
- столкновения и сходы составов при манёврах, не имеющих последствий, указанных в п.33.2 данной темы;
- приём и отправление поезда (состава) по неготовому маршруту;
- перевод стрелки под составом;
- несанкционированный проезд запрещающего сигнала;
- несанкционированное осаживание состава;
- саморасцеп поезда;
- не ограждение сигналами остановки места препятствия для движения поездов или места производства работ, несанкционированная или неправильная установка переносных сигналов остановки;
- ложная подача разрешающего сигнала светофора, указателя АЛС или ММ вместо запрещающего или подача более разрешающего сигнала;
- самопроизвольный уход состава;
- наезд на препятствие;
- взрез стрелки;
- заклинивание колёсной пары;
- падение деталей подвижного состава на путь (для монорельсовой транспортной системы - на ходовую балку);
- нарушение габарита состава, габарита приближения оборудования, габарита приближения строений;
- неисправность подвижного состава, пути, контактного рельса, устройств электроснабжения, СЦБ, связи, тоннельных сооружений, электромеханических и других устройств, затопление, пожар, случаи неправильных действий обслуживающего персонала, в результате чего отменено 15 и более поездов на полной линии (для монорельсовой транспортной системы - 20 и более поездов), или допущен перерыв в движении поездов с пассажирами на одном пути перегона продолжительностью 30 минут и более (для монорельсовой транспортной системы - 1 час и более);
- неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;
- самопроизвольное, без доклада поездному диспетчеру и без надобности, отключение устройств, обеспечивающих безопасность движения (АЛС-АРС, К-35, РВТБ);
- открытие пассажирских дверей поезда на станции со стороны противоположной платформе;
- открытие пассажирских дверей поезда вне пределов пассажирской платформы;
- не закрепление состава затормаживающими устройствами (стояночным тормозом, тормозными башмаками) при расстановке состава или невозможность его закрепления из-за неисправности этих устройств;
- излом рельса под составом;
- самопроизвольное, без доклада поездному диспетчеру и без надобности, включение ручного режима управления на монорельсовой транспортной системе;
- оставление в тоннелях, на наземных, надземных участках (для монорельсовой транспортной системы - на ходовой балке и смотровых ходах) незакреплённого оборудования, инструмента, инвентаря и других материалов, вызвавшее их нахождение в пределах габарита подвижного состава;
- выполнение на действующих путях работ, требующих закрытия пути для движения поездов без их закрытия, до получения копии приказа поездного диспетчера о закрытии, а также после их открытия для движения поездов.
33.5. К повреждениям относятся:
- оставление в тоннелях, на наземных, надземных участках (для монорельсовой транспортной системы - на ходовой балке и смотровых ходах) незакрепленного, а также ненадлежащее закрепление оборудования, инструмента, инвентаря и других материалов, находящихся вне пределов габарита подвижного состава;
- не высадка пассажиров из поезда (вагона) на станции;
- проезд предупредительного сигнального знака "Остановка первого вагона", при котором высадка и посадка пассажиров из поезда (вагона) не производилась;
- неисправность состава, вызвавшая высадку пассажиров на станции;
- внезапное перекрытие светофора;
- несанкционированное прекращение подачи сигнальных частот путевыми устройствами АЛС-АРС;
- неисправность поездной радиосвязи, диспетчерских видов связи более 60 минут;
- назначение вспомогательного поезда хозяйственному поезду с проведением сцепа;
- невыполнение заявки на хозяйственные работы с использованием хозяйственных поездов;
- остальные нарушения по вине метрополитена с нарушением графика движения поездов, в результате чего отменен один и более поезд.
ТЕМА №34: "ПАДЕНИЕ ПАССАЖИРА НА ПУТЬ"
(Порядок введён в действие с 10.08.2015 года)
34.1. При падении пассажира на путь с платформы станции, а также при обнаружении пассажира на пути, каждый работник метрополитена, соблюдая личную безопасность, обязан:
- принять меры к экстренной остановке поезда, не допуская его наезда на пострадавшего;
- принять меры к извлечению пассажира с пути на платформу станции;
- оказать пострадавшему помощь;
- при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
- информировать дежурного по станции или через колонну экстренного вызова работников Ситуационного центра.
34.2. При падении пассажира на путь одновременно подайте оповестительный сигнал и примените тормоз безопасности. После остановки поезда восстановите цепь петли, доложите поездному диспетчеру по форме: "Диспетчер".После ответа: "Поезд №238, маршрут №45, станция "Крылатское". Применил экстренное торможение по причине падения человека на путь. Поезд остановился, часть вагонов находится в тоннеле, человек под составом. Прошу снять напряжение с контактного рельса по второму пути станции "Крылатское" для осмотра и извлечения человека. Машинист Петров".
Приведите в действие стояночные тормоза, проверьте отсутствие свободности хода, отключите выключатели "ИПП" ("ДИП"), "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ВОС", "КОНДИЦИОНЕР САЛОНА" ("СОВС"/"САЛОН ВЕНТИЛЯЦИЯ ОБОГРЕВ"), кондиционера кабины, тепловентилятора. По линии ГГС успокойте пассажиров, проверьте исправность закоротки, диэлектрических перчаток. Получите приказ поездного диспетчера о снятии напряжения, повторите его, дождитесь утверждения приказа, подтвердите полученную информацию, убедитесь в отсутствии напряжения, при наличии возможности произведите разрядку Сф, в диэлектрических перчатках установите закоротку, доложите ДЦХ об установке заземления, приступите к осмотру на длину тормозного пути.
Прошу внимания:
Если в диспетчерском приказе было указано в снятии напряжения с двух фидерных зон - установите два заземляющих устройства. Если поездной диспетчер не предупредил вас о снятии напряжения с двух фидеров – выясните это сами.
34.3. При осмотре обращайте внимание на пространство под вагонами, на тележки и пространство между платформой и контактным рельсом.
34.4. При обнаружении человека произведите его извлечение с помощью помощника машиниста (работника метрополитена, сотрудника полиции или подразделения МЧС), снимите закоротку, доложите поездному диспетчеру: "Диспетчер". После ответа:"Поезд №248, маршрут №45. Пассажир извлечён, передан дежурному по станции, закоротка снята, прошу подать напряжение. Машинист Петров".
34.5. После подачи напряжения включите выключатели "ИПП" ("ДИП"), "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ВОС", "КОНДИЦИОНЕР САЛОНА" ("СОВС"/"САЛОН ВЕНТИЛЯЦИЯ ОБОГРЕВ"). Отпустите стояночные тормоза, продвиньте поезд к предупредительному сигнальному знаку "Остановка первого вагона", произведите высадку и посадку пассажиров, продолжите работу. При отправлении со станции проверьте наличие свободности хода, примите меры для прослушивания колёсных пар вагонов в движении.
34.6. Если пострадавший находится под колесом, зажат кузовом или другими частями подвижного состава и его нельзя извлечь без подъёмки вагона или снятия частей оборудования вагона, доложите поездному диспетчеру: "Диспетчер". После ответа: "Поезд №248, маршрут №45, осмотр закончен, извлечение человека невозможно, вызывайте бригаду ПВС".
Из вагона, под которым находится пострадавший, произведите высадку пассажиров, а при нахождении части вагонов в тоннеле, выведите пассажиров этих вагонов через торцевые двери на платформу станции.
34.7. Заявка на подачу напряжения на контактный рельс даётся лицом, устанавливающим закоротку.
Преподаватель /В. А. Коблóв/