Производственные ресурсы на транспорте и эффективность их использования

Производственные ресурсы (средства труда) — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на него в целях получения необходимых материальных благ. Средства труда еще называют основными фондами, которые в свою очередь классифицируются на ряд групп.

Производственные ресурсы - это ресурсы, которые использует предприятие в процессе производства, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитием.

· средства труда (основные средства);

· предметы труда (оборотные средства);

· кадры (трудовые ресурсы);

Людей участвующих в производственном процессе, соответствующим

образом оформленных и организованных, называют производственными кад-

рами или производственным персоналом.

Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.

Оборотные фонды - это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.

Основными показателями использования основных производственных фондов являются:

1) коэффициент экстенсивного использования оборудования -определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану;

2) коэффициент сменности работы оборудования - отношение общего количества отработанных машино-дней за сутки к числу установленного оборудования;

3) коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности оборудования к его технической (паспортной) производительности;

4) коэффициент интегрального использования оборудования равен произведению коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности;

5) фондоотдача - показатель выпуска продукции, приходящейся на одну гривню среднегодовой стоимости основных производственных фондов;

6) фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных производственных фондов, приходящуюся на каждую гривню выпускаемой продукции. Фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, а фондоемкость - к снижению;

7) фондовооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала предприятия за год.

Отличительные особенности транспортных услуг!Во-первых, труд работников транспортных предприятий явля­ется производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда или продукцией на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потреби­тельская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда ра­ботников существенно изменяет стоимость грузов, предъявляе­мых к перемещению. Отсюда вытекает основная задача транспор­та в настоящее время — снижение (минимизация) величины транс­портных затрат в цене готовой продукции.

Во-вторых, транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции.

В-третьих, при производстве транспортных услуг не исполь­зуется сырье, а в затратах на производство транспортных услуг велика доля заработной платы. В сравнении с отраслями, произво­дящими вещественную продукцию, доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15...20%, в промышленности — 40...80%; доля заработной платы — 30...45% на транспорте и 10... 15 % в промышленности. Высокая доля заработной платы и нематериальность транспортных услуг определяют также и невоз­можность исправления допущенного производственного «брака». В этом случае потребитель услуги может только предъявить санк­ции в отношении недобросовестного производителя услуг в виде штрафов, неустоек, прямых платежей за потери.

В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зави­сит от внешней среды. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, орга­низации работы, но в большей степени от реальных условий экс­плуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях, через ко-|торые доставляется груз и т.д.

В-пятых, ущерб окружающей среде от деятельности транспор­та в несколько раз выше, чем в других отраслях материального iпроизводства. Так, по исследованиям экологов в развитых про­мышленных районах, около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта, в том числе более г 80 % токсичных выбросов транспорта — на долю автомобильного.

Критерии качества услуги

.

1. Показатели. Основные производственные характеристики продукта, кото­рые могут быть измерены, суммируясь, образуют качество продукта. На­пример, количество секунд, необходимое для того, чтобы автомобиль до­стиг скорости 100 км/час, может рассматриваться для автомобиля как измерение качества.

2. Особенности. Это доработки или тюнинг, которые со­провождают продукт, но обычно не являются частью стандартного пакета услуг.

3. Надежность. Надежность — это вероятность того, что продукт будет вы­полнять свою функцию в течение определенного периода при определен­ных условиях, например вероятность, что отремонтированный агрегат АТС лет пять не потребует ремонта, если эксплуатировалась согласно рекомендациям произво­дителя услуги.

4. Соответствие. Соответствие — это степень, до которой продукт соответству­ет проектным спецификациям, таким как фактическое количество миль на галлон.

5. Продолжительность срока службы. Срок службы — это объем, использова­ния продукта до того, как он физически портится или последующее исполь­зование становится невыгодным.

6. Удобство ремонта. Удобство ремонта относится к простоте и скорости ре­монтных работ и доброжелательности ремонтников.

7. Эстетика. Это определение

8. Воспринимаемое качество. Воспринимаемое качество — это восприятие, ко­торое сформировалось в сознании потребителя как результат воздействия рекламы, продвижения марки, устной информации или личного опыта.

Как уже отмечалось, эти показатели определяют качества и товаров, и услуг. Можно выделить пять критериев, с помощью которых потребители судят об услугах.

1. Надежность. Надежность услуг определяют как способность выполнить обещанную услугу точно в срок. Это означает, что фирма выполняет услугу верно с первого раза и что организация придерживается своих обещаний. В некоторых случаях подразумевается еще и точность в счетах, бухгалтер­ских записях и завершение услуги в заявленное время.

2. Отзывчивость. Это стремление или готовность служащих предоставить ус­лугу. В это понятие включается своевременность услуги, например предо­ставление срочной услуги, незамедлительная отправка документов по по­чте и быстрый ответ на звонки.

3. Безопасность. Этот критерий касается знаний, компетентности и вежливо­сти персонала и его способности внушать уверенность. Компетентность оз­начает наличие требуемых навыков и знаний, чтобы выполнить услугу. Вежливость подразумевает уважительное отношение, предупредитель­ность и дружелюбие персонала, который общается с клиентами. Служащие также должны внушать и заслуживать доверие, т. е. быть безукоризненно честными.

4. Взаимопонимание с покупателем. Взаимопонимание с покупателем опреде­ляется как забота и персонифицированное внимание, оказываемое клиен­там. Контакт со служащими должен быть доступным и приятным, а они, в свою очередь, должны прилагать усилия к тому, чтобы понять клиентов и их потребности.

5. Очевидность. Очевидность включает физические аспекты услуги, такие как средства обслуживания, внешность персонала, инструменты или оборудо­вание, используемые для того, чтобы предоставить услугу, физическое во­площение услуги и наличие других клиентов.

Наши рекомендации