Анализ технического состояния и эффективности использования внутрипроизводственного транспорта.
Транспортное хозяйство условно можно подразделить на внешнее и внутреннее. Суть внутреннего транспортного хозяйства на ОАО «птицефабрика Верхневолжская» заключается в обслуживании производства и выполнении ряда, косвенно связанных с производством, функций, таких как поддержание путей транспортировок и инженерных сооружений на этих путях в надлежащем состоянии, их ремонт, техническое обслуживание. Большую часть внутризаводского транспорта занимает тракторная техника (табл. 1 приложения). Помимо тракторов представителями внутризаводского хозяйства птицефабрики являются грузовые автомобили и специализированная техника.
1. Всего тракторной техники на 01. 03. 2015 – 65 единиц;
2. Самая старая тракторная техника 1988 года – 3 трактора и 1 погрузчик (4 ед.);
3. Самая новая тракторная техника 2011 года – 2 трактора и 3 полуприцепа (5 ед.);
4. Требует списания – 2 трактора, 5 полуприцепов и 1 экскаватор (8 ед.)
5. Не исправно – 1 трактор и 1 погрузчик (2 ед.)
6. Исправно – 45 ед.
Из выше изложенного следует, что автопарк тракторной техники довольно свеж и большая его часть находится в исправном состоянии. Подобный, поверхностный, анализ текущей статистики тракторного состава позволяет нам выяснить, что обновление техники на данном этапе вряд ли даст положительного эффекта ни в организации хозяйства, ни в производстве. Дальнейшая деятельность текущей тракторной техники и полуприцепов, работающих внутри организации зависит от:
1. Эффективной работы служб технического обслуживания и ремонта;
2. Эффективной работы дорожного хозяйства;
3. Квалификация водителей.
Из специальной техники внутризаводское транспортное хозяйство на ОАО «птицефабрика Верхневолжская» использует:
1. ГАЗ-381700 – дезинфекционная машина 2008 год выпуска;
2. ГАЗ-3309 – ассенизатор 2009 год выпуска;
3. КАМАЗ-475102– загрузчик кормов 2012 год выпуска;
4. КАМАЗ-475102– загрузчик кормов 2012 год выпуска;
5. ГАЗ-3302 – дезинфекционная газотурбинная установка.
Главным средоточием транспортного хозяйства на предприятии является служба вспомогательного производства, остальные службы либо не используют транспорт, либо используют 1-2 единицы техники специального назначения. Подобную специализированную технику используют менее интенсивно, она имеет низкую степень износа, а так как техника специального назначения – не имеет и многофункционального аналога. Все это дает повод усомниться в целесообразности оптимизации автопарка таких служб как: растениеводство, животноводство, ветслужба, прочие производства и транспорт для персонала. Поэтому анализ и пути совершенствования автопарка будем вести по вспомогательному производству внутризаводского транспорта.
Таблица 14. Структура тракторной техники ОАО «Птицефабрика Верхневолжская»
2012г. | 2013г. | 2014г. | |
Всего | |||
Трактора | |||
Прицепы и полуприцепы | |||
Погрузчики ковшевые | |||
Погрузчики вилочные | |||
Экскаваторы | |||
Комбайны |
Рис. 11. Структура тракторной техники ОАО «Птицефабрика Верхневолжская» 2012-2014 г.г.
С 2011 года на ОАО «Птицефабрика Верхневолжская» не было ни продаж, ни закупок, ни списывания тракторной техники. На 01.03.2014 требует списания 8 единиц техники, не исправно 2 единицы, исправно 55 единиц.
Рис. 12. Техническое состояние тракторной техники ОАО "Птицефабрика Верхневолжская» в процентном соотношении.
Таблица 15. Затраты на ремонт и техническое обслуживание
Марка машины | Вид обслуживания ремонта | Затраты, р. | |||
Всего | Зарплата | Запчасти | Материал | ||
МТЗ 82 | |||||
Беларус 82.1 | |||||
ДТ 72 | |||||
Беларус-1523 | |||||
МТЗ-80 | |||||
МТЗ 1221 |
Рис. 11.Основные 3 этапа движения межцехового транспорта вспомогательного производства на ОАО «Птицефабрика Верхневолжская»
1. На первом этапе водители на транспортных средствах выдвигаются из гаража к своим рабочим областям, предварительно дозаправившись на АЗС.
Рис. 12. Гараж и АЗС на ОАО «Птицефабрика Верхневолжская» вид сверху со спутника
2. Второй этап – «затарочный цех» состоит из 5 площадок, котельной, кормовых сооружений и контрольно пропускного пункта. На этом этапе тракторная техника с прицепами-клетками загружается птицей на 4 из 5 площадок. Оставшаяся 1 площадка называется инкубаторной и в ней выращиваются цыплята-бройлеры. После погрузки на затарочных площадках погрузчики вычищают цех и погружают отходы в бортовые прицепы. После этого идет дезинфекция площади и заполнение сооружения подрастающими птицами.
Рис. 13. ОАО «Птицефабрика Верхневолжская» вид сверху со спутника
Расстояние от площадки (2) до убойного цеха (6) ровняется 2750 метрам, приблизительное время в пути 9.2 минуты;
Расстояние от площадки (3) до убойного цеха (6) ровняется 3750 метрам, приблизительное время в пути 14 минут;
Расстояние от площадки (4) до убойного цеха (6) ровняется 3550 метрам приблизительное время в пути 12 минут;
Расстояние от площадки (5) до убойного цеха (6) ровняется 3800 метров – 13 минут.
Согласно данным из пункта 1.2 найдем показатели эффективности использования транспортных средств на предприятии.
1. Техническая скорость движения транспортного средства.
где - расстояние до конечного пункта;
– время прохождения до конечного пункта.
2. Эксплуатационная скорость транспортного средства.
Где - расстояния от начального до конечного пункта;
- время стоянки на каждом из постов.
3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства.
Где -масса одновременно перевозимых грузов;
- грузоподъёмность транспортного средства
4. Коэффициент использования пробега транспортного средства.
где - расстояние, пройденное транспортным средством с грузом;
-расстояние, пройденное транспортным средством без груза
5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства.
где – фактическое время работы транспортного средства;
– установленное календарное время работы транспортного средства за период.