ТО и ремонт автомобильного транспорта
Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»
Урок № 1.2.5. Тема: «Классификация двигателей внутреннего сгорания»
ДВС классифицируют по следующим признакам:
I. По числу цилиндров — одно- и многоцилиндровые (двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмицилиндровые и т. д.);
II. По расположению цилиндров:
№ п.п. | Наименование | Схема | Краткая характеристика |
Рядные (однорядные) — R | Этот двигатель известен с самого начала автомобильного двигателестроения. Цилиндры расположены в один ряд перпендикулярно коленчатому валу, вертикально, либо под углом к вертикали на 20...40°. Достоинство: простота конструкции Недостаток: при большом количестве цилиндров получается очень длинный агрегат, который невозможно расположить поперечно относительно продольной оси автомобиля. | ||
а | с вертикальным расположением цилиндров | ||
б | с наклоном оси цилиндров к вертикали | ||
V-образные (двухрядные) | Чтобы уменьшить длину двигателей, в этом двигателе цилиндры расположены под углом a = 60…120°, при этом продольные оси цилиндров проходят через продольную ось коленчатого вала. Достоинство: относительно короткий двигатель Недостатки: двигатель относительно широк, имеет две раздельные головки блока, повышенная стоимость изготовления, слишком большой рабочий объем. | ||
VR-образные (двухрядные) | В поисках компромиссного решения исполнения двигателей для легковых автомобилях среднего класса пришли к созданию VR-двигателей. Шесть цилиндров под углом a = 15° образуют относительно узкий и в целом короткий двигатель. Кроме того, такой двигатель имеет только одну головку блока. | ||
Оппозитные (двухрядные) | C противоположным горизонтальным расположением цилиндров под a =180°. Горизонтально-оппозитные двигатели отличаются меньшей габаритной высотой, чем двигатели с рядным или V-образным расположением цилиндров, что позволяет снизить центр тяжести всего автомобиля. Легкий вес, компактность конструкции и симметричность компоновки уменьшает момент рыскания автомобиля. | ||
W-образные (трех и четырехрядные) | В двигателях W-семейства в одном двигателе соединены два ряда цилиндров в VR-исполнеии. Цилиндры каждого ряда четырехрядного двигателя размещены под углом 15° один к другому, а сами ряды цилиндров расположены под углом 72°. |
III. По признакам, связанным с питанием двигателя:
по способу подачи топлива | с карбюрацией | с непосредственным впрыском топлива в цилиндры | под давлением впрыска |
центральный или моновпрыск | |||
распределенный или многоточечный впрыск | |||
по виду применяемого топлива | работающие на бензине | ||
работающие на сжатом или сжиженном газе | работающие на тяжелом дизельном топливе (дизели) | работающие на сжатом или сжиженном газе | |
работающие на других видах топлива | |||
по способу смесеобразования | с внешним смесеобразованием | с внутренним смесеобразованием | с внешним смесеобразованием |
по способу воспламенения рабочей смеси | с принудительным воспламенением от электрической искры | с самовоспламенением от сжатия (дизели) | с принудительным воспламенением от электрической искры |
с принудительным воспламенением от электрической искры | |||
по способу наполнения цилиндров свежим зарядом | без наддува | с наддувом | без наддува |
Наддув — наполнение цилиндра свежим зарядом происходит под давлением, которое создается компрессором.
Без наддува — наполнение осуществляется за счет разрежения, создаваемого в цилиндре при движении поршня от в.м.т. к н.м.т.
IV. По способу охлаждения:
- с жидкостным охлаждением;
- с воздушным охлаждением;
- с комбинированным ЖИДКОСТНЫМ охлаждением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
по степени быстроходности — тихоходные (со средней скоростью поршня до 10 м/с) и быстроходные (со средней скоростью поршня выше 10 м/с);
по назначению — транспортные и стационарные;
по конструктивному исполнению основных механизмов— поршневые, роторные, газотурбинные и др.
V. По способу осуществления рабочего цикла — четырехтактные и двухтактные;
Д.З. 1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Стр. 19.
2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 23.