Ii. основная часть занятия 9 страница

Картинки: аист, цапля.

5. Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

Дефектолог: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С – Ц. Обведите контурные изобра­жения и назовите этих птиц.

Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус.

Дефектолог: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук С).

6. Развитие умений словообразования при помощи суффик­сов. Уточнение словаря.

Дефектолог: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червя­ков, овес, пшеницу, просо...) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги.

Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц.

Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра.

Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры.

Дефектолог: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, та­ра.) Почему? (В них нет звуков занятия.)

7. Закрепление знания названий профессий, обозначающих лиц женского пола.

Дефектолог: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно и этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена су­ществительные женского рода.

Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик,, двоеч­ник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укроти­тель, воспитатель, странник, садовник, летчик.

Дефектолог: Назовите слова, которые не являются названи­ями профессий.

8. Развитие логического мышления (задание 5. с. 23).

Дефектолог: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки.

Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет

Под кустом спасается, Всех детей собирает.

На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)

В ночь ему не спится,

В зеркало глядится. (Месяц)

9. Дифференциация С – Ц в словах (задание 6, с. 23).

Дефектолог: Цапля и аист никак не могут разобраться в сло­вах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ни­ми букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета).

Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень.

10. Дифференциация С - Ц в тексте.

Дефектолог: Однажды с цаплей произошла интересная исто­рия. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заме­нены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие – аист?

Птица помогла

У тети Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тетя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень расстроилась. Вдруг видит: идет по (бо­лотце) большая серая (цапля). Подошла (цапля) поближе, сунула длинный (клюв) в воду и достала (кольцо). Тетя Та­ня была очень рада.

III. Итог занятия

Дефектолог: Припомните тему занятия.

Назовите из рассказа слова со звуком, для которого под­ходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой, сложный.

ЗАНЯТИЕ 52

Тема: Дифференциация звуков Ч – Щ.

Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч – Щ и их сравнительной характеристикой; учить дифференциро­вать звуки Ч-Щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать логическое мышление; форми­ровать навыки работы с обобщениями, со словами-паро­нимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, навыки словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в сло­восочетаниях и предложениях; развивать зрительную па­мять, внимание и восприятие.

Оборудование: буквы Ч – Щ (запись на доске); символы для обозначения звуков Ч – Щ на письме; зеркала (на каждо­го ребенка); пособие: «Дремучий лес» (на доске); пособие «Болото»; демонстрационные картинки: Чудовище, Ко­щей и Змей Горыныч.

Ход занятия.

I. Оргмомент

I. Развитие логического мышления и слухового восприятия (задание 2. с.24).

Дефектолог: Послушайте ряды слов и выделите лишнее сло­во. Объясните, почему оно лишнее.

- скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент);

- бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок (домашнее животное);

- зонтик, летчик, домик, бантик (одушевленный предмет);

- груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ);

- нос, глаз, рот, щеки (существительное в форме множественного числа).

2. Знакомство с темой занятия.

Дефектолог: Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Произнесение звуков Ч - Щ и сопоставление артикуля­ции.

2. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ш (задание I.e. 24).

Ч – согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т+Ш);

Щ – согласный, глухой, только мягкий.

3. Развитие фонематического восприятия.

Выделение звуков:

- изолированно: Ч, Ш, Щ, ТЬ, Т, К, Ц, Ч, Щ, Ш, Щ, Ч;

- в слогах: ЧА, ЩА, ЩО, АЧ, ЧУ, ЩУ, ЩИ, ЧИ;

- в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щу­рить, шарить*.

4. Дифференциация Ч - Щ в слогах. Знакомство с героем занятия.

Дефектолог:

Живет в пещере чудовище,

Хранит в лапищах сокровище,

Охраняет свое жилище.

Пробираться надо всех тише.

Сегодня мы отправляемся в страшную и темную пещеру, где живет заколдованное чудовище. Оно держит у себя в подземелье много словечек со звуками Ч - Щ. Их необходи­мо освободить и узнать, что охраняет чудовище и кто его за­колдовал. Итак, в путь! Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие - дремучий лес.

Дефектолог выставляет на доску изображение дремучего леса.

Дефектолог: Пробираться будем двумя группами: первая группа назовет слоги со звуком Ч, вторая группа – слоги со звуком Щ. Запишите слоги в два столбика (запись на дос­ке) и укажите наличие изучаемых звуков.

5. Работа со словами-паронимами (задание 3. с. 24).

Дефектолог: Пробираясь по темному лесу, мы набрели на из­бушку. Эта избушка – волшебная. Все слова, входящие в нее превращаются в другие, с парным согласным.

Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наобо­рот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и значению слова каждой пары. Образец: плач – плащ....

ЩЕТКИ ПОМОЧЬ ГОРЯЧИЙ

ЩАДИТ ЩЕЛКА ТАЩУ

6. Развитие слогового анализа и синтеза.

Дефектолог: Мы миновали дремучий лес, а впереди непрохо­димое болото. Дороги дальше нет. Но можно прыгать по ко­чкам и преодолеть непроходимое болото. (Дефектолог выстав­ляет на доску пособие «Болото».) Будем двигаться по коч­кам-слогам так, чтобы можно было составить из слогов сло­ва. В каждом слове должен быть слог с изучаемой согласной.

Слоги: ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ, ЧА, РО, ЩА, ДА, ЧА, КРИ, ЧУ.

Слова: пища, туча, чугун, чудак, качу, щука, куча, ро­ща, дача, кричу.

7. Физминутка.

Дефектолог: Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше. Но некоторые из нас немного устали. Пред­лагаю чуть-чуть передохнуть и сделать гимнастику для пальчиков «Пчелка».

Села пчелка на цветок,

Пьет она душистый сок.

Сжать кулачки, вытянуть указатель­ные пальцы вперед и вращать ими, за­тем попеременно правой и левой рукой.


8. Развитие логического мышления (задание 4. с. 24).

Дефектолог: Мы набрались сил, и теперь можно продолжить путь. Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться че­рез них? (На самолете, на вертолете, на ковре-са­молете…) Смотрите, какие-то загадочные надписи, похо­жие на математические примеры! Давайте решим их – мо­жет быть, тогда мы сможем перебраться через горы?

Примеры: Света - та + ча; щу + рука - ру; роща - ро + ведь. (Свеча, щука, щавель.)

9. Закрепление навыков словообразования существитель­ных при помощи суффиксов (задание 5. с. 24).

Дефектолог: Вы отлично решили все примеры, и перед нами появился ковер-самолет. Летим! Мы у самого входа в пеще­ру, где живет чудовище. Вход завален огромным камнем.

Откройте вход в пещеру чудовища – измените слова по образцу. Образец: червяк - червячок.

ЧЕРДАК ЧЕРПАК ЧЕСНОК

ЗНАК КУЛАК МУЖИК

10. Закрепление знаний по теме «Профессии». Обогащение словаря (задание 6, с. 25).

Дефектолог: Вот мы попали в пещеру чудовища. Впереди ог­ромная комната, посреди которой стоит трон. А на троне си­дит Змей Горыныч.

Назовите профессии людей, тогда Змей Горыныч прово­дит вас к чудовищу. Укажите в словах звуки занятия.

Картинки: врач, учитель, танцовщица, каменщик.

11. Дифференциация Ч – Щ в тексте (задание 7, с. 25).

Дефектолог: Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище. Но мне кажется, что оно не такое уж и страшное. Присмотритесь, и вы заметите грустные глаза. Да ведь это же заколдованный человек!

Вставьте в слова буквы Ч – Щ и запишите текст. Укажи­те наличие звуков занятия. Тогда Змей Горыныч исчезнет, и чудовище будет расколдовано.

На даче

На берегу ре...ки стоит да...а. Около да…и берёзовая ро...а. В ро...е поют ...еглы, ...ижи, .сини, сини…ки. Весело ...ебе...ут пено...ки. На да...е живёт Лено...ка Щукина. У дево...ки есть ов...арка Чанга. Лено...ка и ...анга вместе гуляют в ро...е. ...анга хорошо умеет искать грибы.

Учащиеся первого класса могут выполнять облегченный вариант задания: вставить в слова буквы Ч – Щ, прочи­тать текст и выписать слова со звуками занятия.

III. Итог занятия

Дефектолог: Посмотрите, вы расколдовали чудовище – это царевич. Он долгое время жил в пещере Змея Горыныча и охранял его бесчисленные... (сокровища). Вспомните и на­зовите слова из рассказа со звуками занятия. Скажите, чем различаются эти звуки, а в чем их сходство?

ЗАНЯТИЕ 53

Тема:Дифференциация звуков Ч – Т’ в словах, предложе­ниях и тексте.

Цели и задачи:познакомить детей со звуками Ч – Т’; учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Т’; раз­вивать навыки фонематического восприятия и фонемати­ческого анализа; обогащать словарь; учить составлению и грамматическому оформлению предложений; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; разви­вать связную речь, навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма; закреплять зна­ние орфографических норм русского языка.

Оборудование: буквы Ч – Т (запись на доске); предметные картинки с изображением детенышей животных и птиц; карточки в виде цветов с записанными на них словами для составления предложений.

Ход занятия.

I. Оргмомент

1. Развитие слухового внимания.

Дефектолог: Послушайте пары слов и определите звуки, ко­торыми они различаются. (Звуки Ч-Т'.)

мять – мяч ткач – ткать лечи – лети

чёлка – тёлка пугач* – пугать

Дефектолог объясняет детям значение слова, отмеченного звездочкой.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции (задание 1. с. 26).

Ч – согласный, мягкий, глухой, сложный.

Т’ – согласный, мягкий, глухой, простой.

2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 26).

Дефектолог: Раскрасьте утенка и черепашонка. Определите, какие похожие по произношению глухие согласные есть в этих словах?

Картинки: черепашонок и утенок.

Дефектолог: Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утенок?

3. Развитие зрительных ориентировок (задание 3. с. 26-27).

Дефектолог: Малыши нашли картинки со звуками Ч - Т'. Они хотят с вами поиграть. Рассмотрите предметы и опреде­лите, что где находится. Ответьте на вопросы.

Картинки:

очки мяч чайник
бабочка ключ чашка

-Что общего между всеми картинками?

-Какой предмет лишний, почему?

-Где находятся очки?

-Что находится под мячом?

-Где находится чашка?

-Что находится слева от ключа?

-Найдите многозначное слово. Объясните его значения.

-Какие предметы можно объединить в одну группу по ка­кому-либо признаку?

4. Развитие зрительной памяти.

Дефектолог: Запишите названия предметов по памяти (за­пись на доске) и укажите наличие звуков занятия.

5. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов (задание 4. с. 27).

Дефектолог: Утенок и черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните детенышей животных и птен­цов и запишите друзей черепашонка и утенка в два столби­ка.

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – …

Картинки: галчонок, волчонок, крольчонок, тигренок, теленок, аистенок, бельчонок, котенок.

6. Развитие логического мышления и словаря (задание 5. с. 27).

Дефектолог: Однажды черепашонок и утенок захотели от­правиться в морское путешествие. Скажите, на чем они мо­гут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход, лай­нер...) Вы правильно подобрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что-то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.

Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгаданных слов новое слово. Объясните его значение. Отгадать загадки вам помогут картинки-подсказки.

Отгадайте, это кто? Иголки лежали, лежали

Ходит в костяном пальто? И под стол убежали.

(Черепаха) (Ёжик)

Из железа тучка, На носу ношу я рог

А у тучки – ручка. Называюсь … (носорог)

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Дефектолог: Какое слово у вас получилось? (Чёлн.)

7. Дифференциация Ч – Т в словах (задание 6. с. 27).

Дефектолог: Черепашонок и утенок сели в челн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши приду­мали игру. Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Вставьте в слова пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте по­лучившиеся слова.

…ЕНИЕ …ЕЦ ПО…ТА …ЯНУ…КА

П…И…КА ТУ…КА …ЕНЬ ПЯТА…ОК

ЛЕ…И…Ь …ИТА…Ь СВЕ…А …ЕАТР

8. Грамматическое оформление словосочетаний и предложений (задание 7. с. 28).

Дефектолог: Черепашонок и утенок увидели на берегу играю­щих насекомых и захотели к ним присоединиться. Скажите, кто мог играть на берегу? (Светлячок, паучок, пчела, кузне­чик, червячок.) Друзья высадились на берег и побежали к на­секомым. Вскоре они подружились. Новые товарищи научи­ли малышей подбирать признаки к словам-предметам.

Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосо­четания. Выделите буквы Ч – Т.

ТЕПЛАЯ ЧЕМОДАН

ТЕМНЫЕ КОТЕЛ

ЧУЖОЙ ПЕЧКА

ЧУГУННЫЙ КОТЕНОК

ПЛЕТЕННАЯ БЕЧЕВКА

КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ

Учащиеся первого класса выполняют задание устно.

9. Дифференциация звуков Ч – Т’ в предложениях и в тесте (задание 8. с. 28).

Дефектолог: Герои веселились и играли с новыми друзьями целый день. Но пришло время расставаться. Червячок и светлячок решили подарить на прощание черепашонку и утенку свой любимый рассказ, но так торопились записать его, что пропустили некоторые буквы.

Вставьте в слова пропущенные буквы Ч – Т и прочитайте текст. Перепишите текст, выделяя буквы Ч – Т.

Вол…а…а

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. Потом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из этого ин…ересного фильма Вова узнал мно­го нового о повадках волка и вол…а… .

III. Итог занятия

Дефектолог: Припомните текст. По памяти назовите слова со звуком Т’, со звуком Ч.

ЗАНЯТИЕ 54

Тема: Дифференциация звуков Ч – Ш.

Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч – Ш; нау­чить детей давать сравнительную характеристику изуча­емых звуков; учить дифференцировать звуки Ч – Ш в сло­гах, словах, предложениях и тексте, соотносить звуки с буквами и символами, работать с родственными словами; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами-паронимами; учить строить логически верные предложения; упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту; развивать логическое мышление.

Оборудование: буквы Ч – Ш (запись на доске); предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапок­ляк; фишки двух цветов с буквами Ч – Ш; карточки в ви­де следов с записанными на них словами-омофонами.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие фонематического анализа и синтеза (задание 1. с. 29).

Дефектолог: Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок. Запишите их и выделите буквы Ч - III.

Картинки: чайник, ежи, бабочка, улитка, рак, апель­син, шляпа, ключ, апельсин (Чебурашка); шляпа, апель­син, платье, огурец, ключ, лимон, яблоко, ключ (Шапок­ляк).

2. Припоминание произведения и героев сказки.

Дефектолог: Вспомните, из какой сказки пришли Чебураш­ка и Шапокляк? Как звали других героев этой сказки? Кто всегда старался навредить друзьям?

3. Знакомство с темой занятия.

Дефектолог: Послушайте имена героев сказки и назовите первые звуки в словах. (Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш. Звуки занятия Ч - Ш.)

4. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков занятия.

Ч – согласный, всегда мягкий, глухой, сложный, для обозначения подходят зеленые наушники, на письме обоз­начаем зеленым закрашенным кружком.

III – согласный, всегда твердый, глухой, простой, для обозначения подходят синие наушники, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.

2. Дифференциаиия Ч - Ш в слогах (задание 2. с. 29).

Дефектолог: Прочитайте слоги вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой.

ЧА – ША ША – ЧА – ЧА ША – ША – ЧА – ЧА

ЧО – ШО ШУ – ШУ – ЧУ ШИ – ШИ – ЧИ – ШИ

ШУ – ЧУ АШ – АЧ – ЧА ЕШ – ЕЧ – ЧЕ – ШЕ

3. Развитие фонематического восприятия (задание 3. с. 29).

Дефектолог: Чебурашка и Шапокляк спускались по лесен­кам. Эти лесенки непростые: чтобы перешагнуть со сту­пеньки на ступеньку, нужно придумать слово.

Спуститесь по загадочным ступеням вместе с Чебураш­кой и Шапокляк. Запишите слова в клетки ступеней.

ч а        
ч а        
ч а        
ч а        
ш а        
ш а        
ш а        
ш а        

Приблизительный перечень слов: чан, час, чай; чары, ча­ща, чаша; чайка, чалма, чабан; чайник; шар, шаг, шах; ша­ги, шары, шарф; шатёр, шайба, шахта, шалун, шатун, шай­ка; шарфик, шарады, шакалы.

4. Работа с родственными словами (задание 4. с. 30).

Дефектолог: Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами. Шапокляк решила над ними немного подшутить. Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила некоторые буквы из слов.

Наведите порядок среди слов – вставьте буквы Ч – Щ. Подчеркните слова разными цветами так, чтобы слова од­ной группы являлись между собой родственными. Сколько карандашей разных цветов вам потребуется? Сколько групп родственных слов получилось?

…А…Е…КА

…Е…ЕТСЯ

БУКА…Е…КА

…А…КА

КО…А…ИЙ

БУКА…КА

КРО…КА

…АСЫ


5. Работа со словами-паронимами.

Дефектолог: Шапокляк никак не может удержаться от пло­хих поступков. Как много вреда она приносит! Решили Че­бурашка и Гена отыскать злодейку и проучить. Но она спряталась и думает, что ее никто не найдет.

Пройдите по следам старухи Шапокляк и составьте пары слов так, чтобы они отличались только одним звуком. Срав­ните слова по написанию, звучанию и значению.

Слова (записаны на карточках в форме следов): печка – пешка, мычи – мыши, тучка – тушка, мочка – мошка, доч­ка – бочка, крыша – крыса; кочка – кошка, вата – фата.

Дефектолог: Какие слова не подходят к теме нашего занятия? Почему?

6. Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 30).

Дефектолог: Шапокляк перепутала все буквы в словах и ду­мает, что теперь никто не сможет их прочесть. Отгадайте слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия.

ичиприк – …

икчо – …

тетшап – …

хорош – …

чем – …

ашпал – …

нугуч – …

шрё – …

ашург – …

акчер – …


Слова: кирпичи, лапша, очки, чугун, паштет, груша, шо­рох, речка, меч, ёрш.

Дефектолог: Назовите пары слов, которые верны при прочте­нии в обе стороны? (Хорош – шорох, чем – меч.)

7. Развитие умений логического построения предложений (задание 6. с. 30).

Дефектолог: Вот и Шапокляк. Ей так понравились ваши аль­бомы, что она решила оставить в них что-нибудь на память о себе.

В ваших альбомах она записала предложения со звуками Ч – Ш. Прочитайте то, что записала старуха Шапокляк, и проверьте, есть в ее записи ошибки или нет. Запишите пред­ложения верно. Укажите звуки занятия.

У шапки новый Миша.

Бабушку печет ватрушка.

Дедушка вышивает подушку для внучки.

На избушке стоит ветхая опушка.

Лошадка причесывает мальчика.


8. Дифференциация звуков Ч - Ш в тексте (задание 7.с.31).

Дефектолог: Крокодилу Гене и Чебурашке тоже понрави­лись ваши альбомы. Они записали в них свою любимую ис­торию. Прочитайте ее.

Волчонок

Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. На­доело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушел, а дверь закрыл неплотно.

Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошел и от­крыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждет. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес. (по Е. Чарушину)

Дефектолог: Ответьте на вопросы по прочитанному рассказу. Отметьте в словах буквы Ч - Ш.

Учащиеся 1-го класса отвечают устно, а учащиеся 2-3-го классов могут записывать свои ответы на вопросы в виде предложений и указывать наличие звуков Ч - Щ.

- Кто жил в лесу?

- Куда ушла волчица?

- Что случилось с волчонком?

- Что сделал человек?

- Кого волчонок встретил в доме?

- Кто помог волчонку?

- Что произошло потом?

- Что он сделал?

- Куда побежал волчонок?

- Чем закончилась эта история?

III. Итог занятия

Дефектолог: Припомните слова со звуком Ч, потом со звуком Ш в начале слова, а затем со звуком Ш в середине слова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе­дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. -СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.

2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно под­готовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Лань, 1999.

3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.

4. Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. - М.: Просвеще­ние, 1991.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефи­менкова. - М.: Просвещение, 1991.

6. Козак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. — СПб.: Союз, 1997.

7. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.

8. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у уча­щихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.

9. Лопухина И.О. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Ло­пухина. - М.: Аквариум, 1995.

10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

11. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нару­шением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М.: АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. ФГУИППВ, 2004.: АКВАРИУМ БУК; Киев:

13. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих де­тей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.

14. Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успен­ская. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1995.

15. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением: сбор­ник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Са­гирова. – Екатеринбург: АРД - ЛТД, 1997.

16. Филичева Т.Б., Каше ГЛ. Дидактический материал по исправ­лению недостатков произношения у детей дошкольного возрас­та / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.

16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб: Лань, 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации