Уточните сложные деятельности

Повторите пункты 1-6 для каждой из деятельностей (при необходимости). Помните пример с посадкой/высадкой пассажиров самолета? Присмотритесь внимательно, возможно, в проектируемой вами диаграмме тоже будет нелишним применить "принцип матрешки".

Рассмотрим, например, моделирование пословицы "После драки кулаками не машут":

1. Выделяем деятельности: драться, махать кулаками.

2. Следует ли строить диаграмму в этом случае? Вообще-то нет. Но ведь это пример!

3. Определяем зависимости между деятельностями: размахивание кулаками не происходит после драки.

4. Определяем параллельные деятельности: вроде бы тут таких не наблюдается...

5. Определяем условия переходов: драка состоялась? Если "нет", то машем кулаками, если "да", то нет.

6. Уточняем сложные деятельности: при драке машут не только кулаками, но и ногами. А еще можно пинаться головой и использовать подручные средства, мебель, например. Плюс можно выделить еще подготовительные деятельности (выбор места для нападения) и завершающие (вынос раненых).

Теперь попробуйте все это смоделировать. Правда, легко? Ведь все уже разложено по полочкам - только рисуй! Относительно процесса построения диаграмм активностей говорят классики Буч писал:

«Создавая диаграммы деятельности, не забывайте, что они лишь моделируют срез некоторых динамических аспектов поведения системы. С помощью единственной диаграммы деятельности никогда не удастся охватить все динамические аспекты системы. Вместо этого следует использовать разные диаграммы деятельности для моделирования динамики рабочих процессов или отдельных операций.»

Итак, можно заключить, что UML в целом и диаграммы активностей в частности обладают немалыми выразительными средствами, позволяющими не только моделировать сложные бизнес-системы, но и рассказывать сказки, стихи, шутить. Да, вы догадались правильно: мы хотим привести еще пару примеров с сайта шуток на UML (http://www.umljokes.com). Первый пример - это незабвенный шекспировский монолог Гамлета на UML (рис. 5.11).

Уточните сложные деятельности - student2.ru

Рис. 5.11.

Второй пример - это подход к решению разнообразнейших проблем, знакомый многим из нас. Как видим, в мире он широко известен и пользуется популярностью (рис. 5.12).

Уточните сложные деятельности - student2.ru

Рис. 5.12.

Выводы

· Диаграммой деятельности можно дополнить любой элемент модели, имеющий динамическое поведение.

· Диаграммы деятельности являются частным случаем диаграммы состояний.

· В отличие от блок-схем, диаграммы деятельности могут отображать одновременно выполняемые действия.

· На диаграммах активности можно использовать плавательные дорожки, распределяющие деятельности в соответствии с ролями (объектами), их выполняющими.

· Траектория объекта позволяет показать объекты, относящиеся к деятельности, и моменты переходов этих объектов из одного состояния в другое.

· Сложные деятельности можно дополнительно детализировать, разбив на действия и изобразив "диаграмму в диаграмме".

· Диаграммы деятельностей можно использовать для проектирования процессов (например, бизнес-процессов) или операций (вычислений). Во втором случае UML выступает в роли визуального языка программирования.

Контрольные вопросы

· Какие еще виды диаграмм (кроме диаграмм активностей) можно использовать для моделирования динамики системы?

· Чем диаграммы деятельности отличаются от блок-схем? Какие преимущества это сулит разработчикам?

· Что такое траектория объекта?

· Чем конечное состояние потока отличается от конечного состояния деятельности?

· Чем моделирование процессов отличается от моделирования операций?

· Применимы ли диаграммы деятельности безотносительно к ООП?

Уточните сложные деятельности - student2.ru

Уточните сложные деятельности - student2.ru

Уточните сложные деятельности - student2.ru

Наши рекомендации