Исследование зависимости доходов транспортного предприятия от величины тарифа
Студенческий шифр – 082;
Код – 8193547.
Исходные данные:необходимые для расчетов размеры пассажиропотоков и величина тарифов приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Размеры пассажиропотока и величина тарифов
Вид сообщения | Расстояние перевозки | Пассажиропоток, тыс. пас./ тариф, руб./км | ||||
Пригородное | 62/180 | 55/220 | 46/250 | 40/300 | 26/360 | |
Пассажирское внутриреспуб-ликанское | 25/250 | 22/300 | 19/330 | 15/370 | 12/400 | |
Пассажирское между-народное | 12/600 | 10/650 | 8/700 | 7/750 | 6/800 |
Таблица 1.2 – Коэффициенты пересчёта исходных данных
Виды сообщений | |||||
пригородное | внутриреспубликанское | международное | |||
пассажиропоток | тариф | Пассажиропоток | тариф | пассажиропоток | тариф |
0,66 | 0,51 | 0,69 | 0,64 | 0,65 | 0,58 |
Таблица 1.3 – Исходные данные с учетом коэффициентов
Вид сообщения | Расстояние перевозки | Пассажиропоток, тыс. пас./ тариф, руб./км | ||||
Пригородное | 40,92/91,8 | 36,3/112,2 | 30,36/127,5 | 26,4/153 | 17,16/183,6 | |
Пассажирское внутриреспубликанское | 17,25/160 | 15,18/192 | 13,11/211,2 | 10,35/236,8 | 8,28/256 | |
Пассажирское между-народное | 7,8/348 | 6,5/377 | 5,2/406 | 4,55/435 | 3,9/464 |
Требуется:
1. Определить величину коэффициента эластичности спроса на перевозки в зависимости от изменения тарифов
2. Рассчитать величину доходов транспортного предприятия от выполнения пассажирских перевозок
3. Определить, при каком спросе на перевозки повышение тарифов приводит к увеличению доходов транспортного предприятия.
Выполнение работы:
Доходы транспортного предприятия от перевозок Д определим по формуле
Д=ТСl, (1.1)
где Т – тариф на перевозку пассажиров, тыс. руб./пас∙км;
С – величина спроса на перевозку, тыс. пас.;
l – среднее расстояние перевозки пассажиров, км.
Коэффициент элластичности спроса на перевозки от тарифа Еэ, определяется по формуле
Еэ=( С/С)( Т/Т), (1.2)
где С и Т – соответственно процентное изменение спроса и тарифа;
С и Т – соответственно первоначальное значение спроса и тарифа.
Расчет коэффициентов эластичности спроса на перевозки приведен в таблице 1.2
В зависимости от темпов изменения спроса при изменении тарифа различают следующие его виды:
· Эластичный спрос (ǀЕэǀ>1);
· Неэластичный спрос (ǀЕэǀ<1);
· Спрос с единичной эластичностью (ǀЕэǀ=1).
Расчет коэффициентов эластичности спроса на пригородные перевозки, выполненный по формуле (1.2), приведен в таблице 1.4
Таблица 1.4 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на пригородные перевозки от тарифа
С, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | ΔС, тыс. пас | ΔТ, руб./пас∙км | ( ΔС/С) | (Δ Т/Т) | Еэ |
40,92 | 91,8 | - | - | - | - | - |
36,3 | 112,2 | -4,62 | 20,4 | -0,113 | 0,222 | -0,51 |
30,36 | 127,5 | -5,94 | 15,3 | -0,164 | 0,136 | -1,21 |
26,4 | -3,96 | 25,5 | -0,130 | 0,200 | -0,650 | |
17,16 | 183,6 | -9,24 | 30,6 | -0,350 | 0,200 | -1,750 |
Вывод: из таблицы 1.4 видно, что при увеличении тарифа со 91,8 руб./пас∙км до 112,2 руб./пас∙км спрос на перевозки неэластичный, при увеличении тарифа со 112,2 до 127,5 руб./пас∙км спрос становится эластичным, при дальнейшем увеличении тарифа до 153 руб./пас∙км спрос снова становится неэластичным и при увеличении тарифа до 183,6 руб./пас∙км спрос становится эластичным
Используя формулу (1.1) рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 30 км. Расчеты сведем в таблицу 1.5.
Таблица1.5 – Определение доходов транспортного предприятия от перевозок
C, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | L, км | Д, млн руб. |
40,92 | 91,8 | 112,7 | |
36,3 | 112,2 | 122,2 | |
30,36 | 127,5 | 116,1 | |
26,4 | 121,2 | ||
17,16 | 183,6 | 94,5 |
Вывод: анализируя таблицу, видно, что при увеличении тарифов со 91,8 до 112,2 руб./пас∙км и со 127,5 до 153 руб./пас∙км при неэластичном спросе доходы возрастают, а увеличение тарифа со 112,2 до 127,5 и со 153 до 183,6 руб./пас∙км при эластичном спросе приводит к снижению доходов.
По результатам выполненных расчетов строятся графики функций С=f(T) (рисунок 1.1) и Д=f(T) (рисунок 1.2).
Рисунок 1.1 – График зависимости спроса на пригородные перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.2 – Зависимость дохода от величины тарифа в пригородном сообщении
Вывод: из графиков видно: при увеличении тарифа спрос на пригородные перевозки уменьшается, увеличение тарифа при неэластичном спросе на перевозки приводит к увеличению доходов, а при эластичном спросе – к снижению доходов.
Расчет коэффициентов эластичности спроса на внутриреспубликанские перевозки, выполненный по формуле (1.2), приведен в таблице 1.6
Таблица 1.6 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на внутриреспубликанские перевозки от тарифа
С, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | ΔС, тыс. т | ΔТ, руб./пас∙км | ( ΔС/С) | ( ΔТ/Т) | Еэ |
17,25 | - | - | - | - | - | |
15,18 | -2,07 | -0,12 | 0,2 | -0,6 | ||
13,11 | 211,2 | -2,07 | 19,2 | -0,136 | 0,1 | -1,36 |
10,35 | 236,8 | -2,76 | 25,6 | -0,21 | 0,12 | -1,75 |
8,28 | -2,07 | 19,2 | -0,2 | 0,08 | -2,5 |
Вывод: из таблицы видно, что при увеличении тарифа со 160 руб./пас∙км до 192 руб./пас∙км спрос на перевозки неэластичный, при увеличении тарифа со 192 до 256 руб./пас∙км спрос становится эластичным.
Используя формулу (1.1) рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 200 км. Расчеты сведем в таблицу 1.7.
Таблица1.7 – Определение доходов транспортного предприятия от перевозок
C, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | L, км | Д, млн руб. |
17,25 | 552,0 | ||
15,18 | 582,9 | ||
13,11 | 211,2 | 553,8 | |
10,35 | 236,8 | 490,2 | |
8,28 | 423,9 |
Вывод: анализируя таблицу, видно, что при увеличении тарифов со 160 до 192 руб./пас∙км при неэластичном спросе доходы возрастают, а увеличение тарифа со 192 до 256 руб./пас∙км при эластичном спросе приводит к снижению доходов.
По результатам выполненных расчетов строятся графики функций С=f(T) (рисунок 1.3) и Д=f(T) (рисунок 1.4).
Рисунок 1.3– График зависимости спроса на внутриреспубликанские перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.4– Зависимость дохода от величины тарифа во внутриреспубликанском сообщении
Вывод: из графиков видно: при увеличении тарифа спрос на внутриреспубликанские перевозки уменьшается, увеличение тарифа при неэластичном спросе на перевозки приводит к увеличению доходов, а при эластичном спросе – к снижению доходов.
Расчет коэффициентов эластичности спроса на международные перевозки, выполненный по формуле (1.2), приведен в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на международные перевозки от тарифа
С, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | ΔС, тыс. т | ΔТ, руб./пас∙км | ( ΔС/С) | (Δ Т/Т) | Еэ |
7,8 | - | - | - | - | - | |
6,5 | -1,3 | -0,167 | 0,083 | -2,012 | ||
5,2 | -1,3 | -0,2 | 0,077 | -2,597 | ||
4,55 | -0,65 | -0,125 | 0,071 | -1,761 | ||
3,9 | -0,65 | -0,143 | 0,067 | -2,134 |
Вывод: из таблицы видно, что при увеличении тарифа спрос эластичен.
Используя формулу (1.1) рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 500 км. Расчеты сведем в таблицу 1.9.
Таблица1.9 – Определение доходов транспортного предприятия от перевозок
C, тыс. пас. | Т, руб./пас∙км | L, км | Д, млн руб. |
7,8 | 1357,2 | ||
6,5 | 1225,3 | ||
5,2 | 1055,6 | ||
4,55 | 989,6 | ||
3,9 | 904,8 |
Вывод: анализируя таблицу, видно, что при увеличении тарифов при эластичном спросе доходы снижаются.
По результатам выполненных расчетов строятся графики функций С=f(T) (рисунок 1.5) и Д=f(T) (рисунок 1.6).
Рисунок 1.5– График зависимости спроса на международные перевозки от величины тарифа
Рисунок 1.6– Зависимость дохода от величины тарифа в международном сообщении
Вывод: из графиков видно: при увеличении тарифа спрос на международные перевозки уменьшается, увеличение тарифа при эластичном спросе ведет к снижению доходов.