Перспективы развития транспортно-логистического бизнеса
Развитие российского рынка комплексных логистических услуг будет зависеть от действия таких факторов, как повышение инвестиционной привлекательности России, рост торговли с ведущими мировыми державами, в частности с Китаем, развитие структуры и объемов транзита по международным транспортным коридорам и др. Совершенствование логистической инфраструктуры за счет возрастающих объемов инвестиций создает условия для роста объемов и повышения комплексности логистических услуг, интенсифицирует переход крупных компаний (производителей, дистрибьюторов и розничных сетей) на аутсорсинг.
Понимая важность дальнейшего развития рынка логистических услуг как отрасли национальной экономики, правительство РФ предпринимает конкретные меры по его стимулированию. Соответствующие мероприятия на среднесрочный период предусмотрены в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы».
Мероприятия по развитию рынка логистических услуг на долгосрочную перспективу предусмотрены и в транспортной стратегии РФ до 2030 года. Особое внимание отводится развитию и внедрению современных логистических технологий, что позволит снизить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая сейчас составляет 15-20%. Прежде всего, потребуется комплексная модернизация логистической инфраструктуры, которая позволит обеспечить беспрепятственное движение товаров. Речь идет о модернизации существующей логистической инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров (МТК), и строительстве новых логистических центров (ЛЦ).
Основной задачей, направленной на достижение поставленной цели, является развитие логистической инфраструктуры в мультимодальных транспортных узлах и морских портах, расположенных в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам, создание опорной сети терминальных комплексов и логистических центров на территории страны. Располагая системой морских портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями ж/д и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, способным реализовать национальный транзитный ресурс. Однако мощный транзитный потенциал России пока используется слабо – транзитные перевозки контейнеров в настоящее время составляют лишь около 1 % от их общей величины.
У России есть значительные возможности кардинально изменить расстановку сил. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить ускоренную модернизацию и развитие логистической инфраструктуры МТК, проходящих по территории нашей страны.
Международный транзит в широтном направлении по Транссибу как составной части евроазиатского МТК «Запад-Восток» не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но и будет способствовать развитию богатейших территорий Сибири и Дальнего Востока. Это стимулирует развитие транспортной инфраструктуры в зоне перспективных месторождений топливно-сырьевых ресурсов и станет условием обеспечения экономической безопасности страны. Второй глобальный евроазиатский МТК меридионального направления «Север-Юг» обеспечит транзитную связь через Россию Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. На усиление транзитной независимости России в зоне Балтики было направлено создание паромной переправы «Усть-Луга-Балтийск-порты Германии (Мукран, Засниц и Киль)», которая позволяет также разрешить проблему транспортно-экономических связей с обособленной российской территорией - Калининградской областью. МТК сыграют значительную роль и в повышении эффективности внешней торговли России.
В мировой практике прослеживается неуклонная тенденция совершенствования технологии грузовых перевозок, связанная с концентрацией транспортных потоков и ростом контейнерных перевозок по интермодальным транспортным коридорам, которые должны стать основой единой глобальной транспортной сети XXI века.
Создание и функционирование последней -- основные задачи евроазиатской транспортной политики. В Западной и Центральной Европе, где коммуникации более развиты по сравнению со странами Восточной Азии, формирование базовой системы транспортных коридоров в основном уже завершилось.
Основополагающими элементами логистической инфраструктуры являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), функционирующие на коммерческой корпоративной основе и координирующие все виды транспорта и других участников транспортно-логистичес-кого процесса. МТЛЦ рассматриваются как стратегические точки роста экономики России.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, конечно, нельзя ограничиться наличием одного, пусть даже и крупного МТЛЦ. Необходимо создать опорную сеть терминальных комплексов и региональных ТЛЦ, объединенных в интегрированные региональные транспортно-логистические системы на основе единого организационно-экономического, информационного, нормативно-правового, кадрового и финансового пространства.
Главная проблема в том, что здесь надо учитывать единство транспортной системы узла и, соответственно, единство транспорта, обслуживающего город и область. К сожалению, программы развития логистики столицы и Подмосковья разрабатываются отдельно. И пока не договорятся между собой администрации города, области и частные структуры, участвующие в реализации программы, в полном объеме она не может быть реализована.
Формирование на федеральных территориях МТЛЦ оценивается в среднем в $535 млн. При этом за 10-летний период будет получен интегральный экономический эффект в размере $1340 млн при среднем сроке окупаемости инвестиций 7,5-8 лет. Дополнительно будет создано около 10 000 рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят $900 млн.
Развитие в зонах тяготения к российской части МТК опорной сети МТЛЦ и формирование на их основе интегрированных ТЛС обеспечит реализацию транзитного потенциала России в глобальной системе МТК и будет сопровождаться значительным мультипликативным эффектом, который проявится в развитии региональных рынков товаров и услуг и, в конечном итоге, - в увеличении валового регионального и валового внутреннего продуктов страны.
Особую роль в развитии транспортно-логистического бизнеса России играет ЕС. Создание общего транспортного пространства России и ЕС будет способствовать активизации экономических связей партнеров, росту товарооборота, внедрению в российскую практику передовых зарубежных норм, стандартов и практик. Оно также позволило бы снять существующие барьеры, ограничивающие деятельность российских компаний на рынке ЕС.
В настоящее время имеются отдельные примеры подобного сотрудничества, в том числе партнерство РЖД с компанией Сименс в развитии высокоскоростного сообщения и создании электропоездов нового поколения. Такие проекты остаются разовыми, исключительными случаями. В них вовлечены только некоторые крупнейшие государственные корпорации. Ускорению модернизации российских транспортных сетей будет способствовать расширение такого сотрудничества и подключение к нему более широкого круга компаний. Оно позволит создать инфраструктурные условия для развития новых точек экономического роста в стране, выхода на мировой уровень технологического развития железнодорожного транспорта, что, в конечном счете, приведет к повышению его глобальной конкурентоспособности.
С учетом существующих различий между Россией и ЕС продуктивным мог бы стать поэтапный секторальный подход к формированию такого пространства. Общеизвестно стремление европейского интеграционного объединения снизить негативное воздействие на окружающую среду. Оно породило заинтересованность в приоритетном развитии морских перевозок. По сравнению с автомобильным и железнодорожным видами транспорта такие перевозки более экологичны.
Важным шагом на пути построения общего транспортного пространства стало бы подключение России к программе Трансъевропейских транспортных сетей. В соответствии с этой программой Европейского Союза были отобраны 30 приоритетных транспортных коридоров, которые получают поддержку и финансирование со стороны Европейской комиссии. В настоящее время в рамках Партнерства «Северного измерения» по транспорту и логистике прорабатываются проекты развития трансграничной инфраструктуры. В их числе между Россией и Белоруссией, Норвегией, Польшей, странами Балтии и Финляндией.
В дополнение к существующим проектам на статус трансъевропейского маршрута может претендовать ширококолейная железная дорога Кошице - Братислава - Вена. Ее строительство позволит в большей мере использовать потенциал евразийского транзита в страны ЕС через российскую территорию. С учетом запланированного распределения грузопотока между Транссибом и БАМом средняя продолжительность перевозки товаров из Азии в Европу может быть уменьшена до четырнадцати дней. Братислава и Вена в настоящее время уже включены в систему трансъевропейских сетей, и строительство запланированной железнодорожной ветки будет способствовать возрастанию ее значения в качестве крупного транзитного центра. Реализация подобной инициативы потребует комплексного подхода к железнодорожному сообщению на всей протяженности маршрута от российских дальневосточных портов и Китая до центра Европы. Полноценное включение России в сеть трансъевропейских транспортных маршрутов станет существенным шагом на пути сближения транспортных систем России и ЕС.
В то же время его создание представляется желательным для социально-экономического развити. Необходимы системные и продуманные шаги по сближению транспортных пространств России и ЕС и внедрению элементов общего рынка. Только таким образом можно создать предпосылки для более тесной интеграции.
Ключевую роль в практическом сближении транспортных систем России и ЕС могут играть предпринимательские круги обеих сторон. Посредством сотрудничества и взаимных инвестиций они уже формируют плотную ткань взаимодействия.
Развитие сотрудничества России и ЕС в сфере транспорта должно быть ориентировано на повышение скорости, экономичности, безопасности перевозок и снижение их вредного воздействия на окружающую среду. С этой целью ему следует придать комплексный характер, опираться на интегрированные, мультимодальные решения и наиболее совершенные технологические инновации.
Дальнейшее взаимодействие следует развивать в рамках четкой и продуманной стратегии построения общего транспортного пространства на основе поэтапного, секторального подхода. В ней должны быть определены приоритетные сферы, в которых реализация национальных интересов России и ЕС в наибольшей степени зависит от их сотрудничества (например, в вопросах развития морского транспорта). Необходимо, чтобы она опиралась на уже существующие инициативы и инструменты, такие как «Партнерство для модернизации», Транспортный диалог, инициатива трансъевропейских транспортных сетей, Партнерство «Северного измерения» по транспорту и логистике. Важно, чтобы она была дополнена шагами по гармонизации правоприменительной практики и развитием адекватных институтов сотрудничества. Она также должна включать таможенные аспекты и строиться с учетом обязательств партнеров в рамках других международных структур (в частности, ЕЭП).