Время оборота с обратной порожней ездкой составит
Решение
1. Время оборота автомобиля, поддона, контейнера
1. При перевозке грузов в таре
,
где tп(р) – время загрузки (разгрузки) автомобиля, ч, определяется по
формуле
,
где – норма времени простоя подвижного состава при погрузке
и разгрузке грузов вручную, мин (табл. 20).
С учетом этого, а также вышепринятых допущений по значениям Кн, tоф, tсч время одного оборота автомобиля составит
tо = 2 · 20 / 25 + 2 (7 · 8 · 1,1 + 5 + 4) / 60 = 3,95 ч.
1.2. При перевозке грузов пакетами время оборота автомобиля следует определять с учетом того, что в течение дня один оборот выполняется с обратной груженой ездкой по сбору поддонов.
Время оборота с обратной порожней ездкой составит
,
где tп(р) – время загрузки (разгрузки) автомобиля пакетами, ч, определяет-
ся по формуле:
,
где – норма времени простоя подвижного состава при погрузке
и разгрузке грузов пакетами на 1 т груза, мин (см. табл. 21);
nп – число пакетов, загружаемых в автомобиль;
qп – масса пакета, т.
Исходя из внутренних размеров кузова автомобиля КамАЗ-5320 и габаритов пакета nп = 9.
Массу пакета можно определить ориентировочно с учетом объема пакета и заданного значения коэффициента g
qп = bп ∙ lп ∙ hп ∙ γ = 1,0 ∙ 1,2 ∙ 1,0 ∙ 0,6 = 0,72 т
Следовательно, время оборота с обратной порожней ездкой составит:
t'0 = 2 ∙ (20 / 25) + 2∙ (6,3 ∙ 9 ∙ 0,72 ∙ 1,1 + 5) / 60 = 3,26 ч.
Время оборота с обратной груженой ездкой (возврат поддонов - последняя ездка в смене)
t"о = tдв + 2 ∙ tп–р = 1,6 + 2 ∙ 1,66 = 4,92 ч.
Среднее значение времени оборота
tо = [(t'о ∙ (ne – 1) + t"о) / ne] = (3,26 ∙ 3 + 4,92) / 4 = 3,67 ч.
Время оборота средств пакетирования
tпоб = tо + tгоп + tгпп = 3,67 + 4 + 3 = 10,67 ч.
где tгоп, tгпп – время подготовки груза и формирования (расформирова-
ния) пакета у грузоотправителя и грузополучателя, ч.
Так как сбор средств пакетирования осуществляется один раз за день, время их оборота можно принять равным времени работы оптовой базы в течение дня, т. е. 12 ч, или 1 оборот за день.
2. При перевозке грузов контейнерами с выгрузкой у получателя без снятия контейнера с автомобиля:
время оборота автомобиля
,
где – время простоя подвижного состава при загрузке (выгрузке)
контейнера, ч.
где nк – число контейнеров, загружаемых в автомобиль;
– норма времени простоя автомобилей при погрузке и выгрузке
контейнеров, ч (см. табл. 20);
– время выгрузки груза без снятия контейнера с автомобиля, ч.
,
где – норма времени простоя подвижного состава при выгрузке
грузов из первого и последующих контейнеров, мин (см.
табл. 23).
Исходя из вышеперечисленного время оборота автомобиля составит:
время оборота контейнера
где tгоп – время формирования партии груза и загрузки контейнера
у грузоотправителя, ч.
4,22 + 6 = 10,22 ч ≈ 0,85 смены.
1.4. При перевозке с обменом контейнеров:
время оборота автомобиля
= 3,88 ч;
время оборота контейнера
≈ 1,16 сут.,
где tгпп – время расформирования контейнера у грузополучателя.
2. Потребность в подвижном составе, средствах пакетирования и контейнерах
2.1. При перевозке грузов в таре:
потребность в выделении подвижного состава
количество груза, перевозимого автомобилем за один рейс,
qф = qн · γ = 8 · 0,6 = 4,8 т.
2.2. При перевозке грузов пакетами:
потребность в подвижном составе
;
количество груза, перевозимого автомобилем за один рейс,
qф = qп · nп = 0,72 · 9 = 6,48 т;
потребность в поддонах
,
где Qсут – суточный объем перевозок, т.
Кз – коэффициент запаса поддонов. В нашей задаче Кз = 1,1.
При 6-дневной рабочей неделе число рабочих дней за месяц принимаем равным 26. Потребность в поддонах составит
2.3. При перевозке грузов контейнерами с выгрузкой у получателя без снятия контейнера с автомобиля:
потребность в выделении подвижного состава
,
где qк – номинальная грузоподъемность контейнера, т,
qк = qк.бр – qк.т ,
где qк.бр – масса брутто контейнера, т;
qк.т – масса порожнего контейнера (тара), т;
qк= 2,5 – 0,6 = 1,9 т.
γк – коэффициент использования грузоподъемности контейнера.
Для груза 3-го класса считаем γк = 0,6. Следовательно, потребность в выделении подвижного состава
количество груза, перевозимого автомобилем за один рейс,
qф = qк · γ · nк = 1,9 · 0,6 · 3 = 3,42 т;
потребность в контейнерах
2.4. При перевозке грузов со сменой контейнеров:
потребность в выделении подвижного состава
потребность в контейнерах
Для сравнения вариантов организации перевозок результаты расчетов сведены в таблицу 1.
Из анализа данных таблицы 1 следует, что наиболее целесообразным с позиции использования подвижного состава является вариант № 2 – перевозка пакетами. Эффективность достигается за счет меньшего времени оборота и наилучшей загрузки автомобиля.
Задание 5
Определить количество каменного угля и щебня, которое может быть перевезено автосамосвалом КамАЗ-55111.
Решение
Грузовместимость автомобиля (автопоезда) при перевозке навалочных грузов определяют соотношениями:
;
При перевозке каменного угля
Vгр = [6,6 + (2,32 / 2) 3 · 0,58] = 7,5 м3; G вм = 7,5 м3 · 0,8 = 6,0 т.
При перевозке щебня
Vгр = [6,6 + (2,32 / 2) 3 · 0,7] = 7,69 м3; G вм = 7,69 · 1,9 = 14,61 т.
При полной загрузке автомобиля щебнем его номинальная грузоподъемность будет превышена
DG = Gвм – q н = 14,61 – 13,0 = 1,61 т,
что не допускается. В связи с этим максимальный объем щебня, перевозимого данным автомобилем, ограничивается его грузоподъемностью и определяется по формуле:
Vгр = q н / r = 13,0 / 1,9 = 6,84 м3.
Задание 6 грв
Определить возможный объем и коэффициент использования грузоподъемности при перевозке тарно-штучного груза автомобилем КамАЗ-5320. Габаритные размеры грузового места (длина × ширина × высота) составляют 600 ´ 400 ´ 228 мм, масса – 30 кг.
Решение
Внутренние габариты кузова автомобиля КамАЗ-5320 (длина × ширина × высота) – 5200 ´ 2320 ´ 500 мм. Возможны разные варианты укладки груза, но максимальную загрузку можно получить, укладывая груз по схемам:
1) три ящика длинной стороной поперек кузова и один ящик длинной стороной вдоль кузова. Тогда габарит груза по ширине кузова
В г = 3 · 600 + 1 · 400 = 2200 мм.
В высоту можно укладывать два яруса (z я = 500 / 228 = 2). В этом случае количество ящиков, загружаемых в автомобиль,
N я1 = (13 · 3 + 8 · 1) · 2 = 94;
2) один ящик длинной стороной поперек кузова и четыре ящика длинной стороной вдоль кузова, последний ряд у заднего борта – два ящика поперек кузова
В г = 1 · 600 + 4 · 400 = 2200 мм.
Количество ящиков
N я2 = (1 · 13 + 4 · 8 + 2) · 2 = 94.
Масса перевозимого груза
G вм = N я · m я = 94 · 30 = 2820 кг.
Удельная грузовместимость
q увм = 2,820 / (5,2 · 2,2 · 0,5) = 0,49 т/м3.
Для обеспечения загрузки автомобиля по его номинальной грузоподъемности целесообразно использовать автомобиль соответствующей грузоподъемности (q н= 3,0 т) или увеличить грузовместимость данного автомобиля.
При установке надставных бортов высота кузова автомобиля КамАЗ-5320 может быть увеличена до 855 мм, груз при этом укладывают в 4 яруса, превышение над верхним краем борта кузова
h 1 = 228 · 4 – 855 = 57 мм,
что составит 0,25 высоты ящика. Очевидно, укладка с таким превышением обеспечит устойчивое положение груза во время перевозки и в то же время увеличит грузовместимость автомобиля.
Масса перевозимого груза с учетом того, что вдоль заднего борта ящики можно укладывать только в 2 яруса, составит:
G вм = (47 · 2 + 45 · 2) · 30 = 5520 кг.
Коэффициент использования грузоподъемности при перевозке данного груза составит:
Задание 7-грв
Определить габариты погрузочно-разгрузочного пункта (фронт погрузки и ширину площадки) для организации погрузочно-разгрузочных работ на оптовой базе. Среднее значение грузопотока – 1600 т в месяц (прием груза – 1600 т, отправка груза – 1600 т). Поступление груза – автопоездами в составе автомобиль–прицеп, отправка – одиночными автомобилями.
Решение
1. Потребность в погрузочно-разгрузочных постах для освоения заданного грузопотока (75–80 т в сутки) составляет один пост для ручной или механизированной перегрузки. Однако с учетом особенностей технологического процесса при ручной и механизированной загрузке подвижного состава потребуется иметь два поста: один для погрузки вручную и один – для механизированной. Кроме того, для приема грузов, прибывающих в составе автопоезда, потребуется иметь еще один пост. Всего, таким образом, в составе погрузочно-разгрузочного пункта потребуется иметь три поста, в том числе два для одиночного автомобиля и один для автопоезда.
2. Габариты площадки:
фронт погрузки при поточной расстановке
L фп = n п · (l a + a п) + (l ап + а п) + a п =
= 2 · (7,435 + 1,0) + (15,725 + 1,0) + 1,0 = 34,6 м;
торцовая схема расстановки подвижного состава применима только для одиночных автомобилей, поэтому схема может быть комбинированной: торцовая для двух автомобилей и поточная для автопоезда
L фк = 2 · (b a + a т) + (l ап+а п) + a т =
= 2 · (2,5 + 1,5) + (15,725 + 1,0) + 1,5 = 26,225 м;
ширина площадки при поточной расстановке
B п = R н – R в + b а + f + 2 · f 1 =
= 9,3 – 4,3 + 0,2 + 2 · 1 = 8,2;
ширина площадки при комбинированной расстановке
B к = l a + R н – R в + f + f 1 =
= 7,435 + 9,3 – 4,3 + 0,2 + 1,0 = 13,635 м.
Таким образом, габариты площадки для расстановки автомобилей при погрузке–выгрузке (длина ´ ширина) следующие:
при поточной расстановке 34,6 ´ 8,2 м;
при комбинированной расстановке 26,2 ´ 13,6 м.
Задание 8-грв
Определить площадь для размещения склада оптовой базы. Грузопоток за месяц составляет 1600 т, структура грузопотока: в контейнерах – 30%, пакетами – 40%, в таре – 30%. Допустимая удельная нагрузка: 1-й этаж – 3 т/м2, 2-й этаж – 1,8 т/м2; высота хранилища: 1-й этаж – 4,6 м, 2-й этаж – 3,2 м.
Решение
1. Суточный грузопоток:
в контейнерах
= (Q мес / Д р) · aк= (1600 / 26) · 0,3 = 18,5 т,
пакетами
= (1600 / 26) · 0,4 = 24,6 т,
в таре
= (1600 / 26) · 0,3 = 18,5 т.
2. Количество ярусов хранения грузов:
грузы в среднетоннажных контейнерах хранят, как правило, на открытых площадках или под навесами, чаще в 1 ярус;
грузы в пакетах могут укладываться в несколько ярусов с учетом допустимой расчетной нагрузки на пол кузова, высоты хранилища и прочности тары (упаковки).
С учетом допустимой нагрузки на пол склада количество ярусов можно определить по формуле
где z я – количество ярусов укладки пакетов;
e – допустимая удельная нагрузка на пол склада, т/м2;
e п – удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом, т/м2.
Удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом,
e п = q п / (l п · b п) = 0,72 / (1,2 · 1,0) = 0,6 т/м2,
где q п – масса пакета, т. В соответствии с решением по заданию 6-грв при-
нимаем qп = 0,72 т;
l п, b п – длина, ширина пакета соответственно, м.
Допустимое количество ярусов:
на 1-м этаже
z я1 = 3,0 / 0,6 = 5;
на 2-м этаже
z я2 = 1,8 / 0,6 = 3.
С учетом высоты хранилища
z я = h хр / h п;
на 1-м этаже
z я1 = 4,6 / 1 = 4;
на 2-м этаже
z я2 = 3,2 / 1 = 3.
Допустимое количество ярусов с учетом прочности тары определяет изготовитель продукции, о чем он указывает на специальной маркировке. В данном примере будем считать, что изготовитель определил три яруса.
Таким образом, пакеты как на первом, так и на втором этаже можно штабелировать только в три яруса.
Грузы в таре целесообразно хранить на втором этаже, на стеллажах. При высоте стеллажа 1 м удельная нагрузка от грузов в таре εт не должна превышать 0,6 т/м2.
3. Площадь хранилища:
для хранения контейнеров
= n х · t х · f к · K пр · K н / z я =
= (18,5 / 1,14) · 3 · (2,1 · 1,325) · 1,4 · 1,2 / 1 = 224,4 м2;
где 1,14 – масса груза в контейнере при γ = 0,6 – см. решение по заданию 7-грв6-грв;
для хранения пакетов
= (24,6 / 0,72) · 3 · (1,2 · 1,0) · 1,4 · 1,2 / 3 = 68,5 м2;
для хранения грузов в таре
= Q cут · t x · K пр · К н / (eт· z ст) =
= 18,5 · 3 · 1,7 · 1,2 / (0,6 · 3) = 62,9 м2.
Следовательно, общая площадь хранилища
F c = 224,4 + 68,5 + 62,9 = 355,8 м2,
в том числе:
открытая (крытая) площадка – 224,4 м2,
двухэтажное хранилище с площадью хранения на первом этаже – 68,5 м2 и на втором этаже – 62,9 м2.
Задание 9-грв
Контейнерный терминал
На контейнерный терминал в железнодорожном подвижном составе поступают контейнеры АУК-1,25, которые затем развозятся клиентам автомобильным транспортом. Выгрузка контейнеров из железнодорожного подвижного состава и загрузка их в автотранспорт осуществляется козловым краном КК-5.
Для вывоза контейнеров назначаются 4 автомобиля. Передача контейнеров осуществляется в следующем порядке: при наличии автомобилей на терминале производится прямая перегрузка по схеме «вагон–автомобиль», при их отсутствии контейнеры выгружаются на контейнерную площадку.
Среднее расстояние развоза контейнеров l ег = 10 км, техническая скорость V т = 20 км/ч.
При перегрузке по схеме «вагон–автомобиль» время рабочего цикла крана Тц = 2,8 мин, коэффициент использования рабочего времени h = 0,9; при перегрузке по схеме «вагон‑площадка» Тц = 3,4 мин, h = 0,7.
Выгрузка контейнеров у клиентов осуществляется в соответствии с установленными нормативами (табл. 20).
Время работы терминала Тт = 14 ч.
Определить: суточную производительность погрузочно-разгрузочного пункта; коэффициент перегрузки погрузочно-разгрузочного пункта; размеры площадки для хранения контейнеров при сроке хранения 3 сут.
Решение
В работе любого погрузочно-разгрузочного пункта более предпочтительной является передача грузов по прямому варианту, в нашем примере – по схеме «вагон–автомобиль». Однако такой вариант передачи грузов возможен только при наличии на посту одновременно груженого железнодорожного и порожнего автомобильного транспорта. В данном примере принято, что железнодорожный подвижной состав присутствует под выгрузкой постоянно, в течение всего времени работы терминала. В связи с этим передача контейнеров по прямому варианту возможна при условии, что под загрузкой имеется автомобильный подвижной состав.
Производительность контейнерного крана определяется по формуле:
При прямой перевалке (по схеме «вагон–автомобиль») производительность
= (3600 · 0,9 · 1) / (2,8 · 60) = 19,3 = 19 конт./ч;
при перегрузке на контейнерную площадку
= (3600 · 0,7 · 1) / (3,4 · 60) = 12,4 = 12 конт./ч.
Время работы крана по схеме «вагон–автомобиль» определяется временем нахождения автомобилей под загрузкой. В свою очередь время нахождения автомобилей под загрузкой является одним из составляющих элементов развоза контейнеров и определяется по формуле:
Т(в–а) = А э × n о × t п ,
где Т(в–а) – время работы козлового крана по схеме «вагон–автомо-
биль», ч;
t п – время загрузки одного автомобиля, ч.
Время загрузки одного автомобиля можно определить по формуле:
где n к – число контейнеров, загружаемых на один автомобиль.
На автомобиль КамАЗ-5320 исходя из внутренних габаритов его кузова (5200×2320 мм) и наружных габаритов контейнера АУК-1,25 (1800×1050 мм) можно установить 5 таких контейнеров, в том числе 4 контейнера по 2 в ряд, длинной стороной вдоль кузова и один – поперек кузова. Следовательно,
t п = 5 / 19 = 0,26 ч.
Число оборотов автомобиля за время работы терминала
Время оборота автомобиля
Время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные операции на терминале и у клиентов, можно определить из соотношения
где Н к – норма времени простоя подвижного состава при погрузке (вы-
грузке) контейнера (табл. 20);
К н – коэффициент неравномерности подачи автомобилей под загрузку
(разгрузку). В данном примере К н = 1,2;
t оф – время на оформление приема-передачи груза; t оф = 5 мин;
t п–р = (0,26 + 5 / 60) + [(4 · 5 · 1,2 + 5) / 60] = 0,83 ч;
t о = 2 · 10 / 20 + 0,83 = 1,83 ч;
n о = 14 / 1,83 = 7,7 = 7.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑автомобиль»
Т(в–а) = 4 · 7 · 0,26 = 7,28 ч.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑площадка»
Т(в–пл) = Тт – Т(в–а) = 14 – 7,28 = 6,72 ч.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑автомобиль»,
= 4 · 7 · 5 = 140.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑площадка»,
=6,72 · 12 = 80.
Суточная производительность погрузочно-разгрузочного поста
= 140 + 80 = 220.
Коэффициент перегрузки может быть определен с учетом того, что все контейнеры, перегружаемые на площадку, в последующем перегружаются как минимум еще один раз с площадки на автомобиль, то есть для этой части грузопотока Кп = 2:
= (140 · 1 + 80 · 2) / 220 = 1,36.
Размер площадки для хранения контейнеров
где t хр – срок временного хранения контейнеров, сут.;
Кпр – коэффициент использования площади склада. Для
контейнеров Кпр = 1,4;
f к – площадь, занимаемая одним контейнером, м2;
z я – число ярусов хранения.
Fc = 80 · 3 · 1,4 · (1,8 · 1,05) / 1 = 635 м2 .
План семинара
по теме УСТОЙЧИВОСТЬ И КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ