Моральные требования и доброта.
На доске записана тема беседы, а ниже определения из словарей:
Мора́ль — общепринятые традиции, негласные правила — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном.
Этикет – установленный порядок поведения где – либо.
Вежливый – соблюдающий правила приличия.
1 Вступительная беседа учителя, ответы на вопросы детей:
-Какие правила поведения человека в обществе определяются моралью?
- В чем отличие этих правил от правил вежливости, этикета?
Вместе с учителем второклассники определяют, что нормы морали, в отличии от правил вежливости, не являются детальными – они определяют общий подход человека к жизни, к обществу, в котором человек живет, ценности, которые человек защищает, исходя из представлений о добре и зле.
Дополняя ответы детей, учитель говорит о том, что добро – эта забота о тех, кто слаб – о детях и стариках, а способы заботы о них, их защиты могут быть разные. Выполнение правил вежливости не противоречит морали, если в основе их лежит уважение к людям, а не стремление показать другим свою «воспитанность».
2 Дети слушают стихотворение А.Барто « Друг напомнил мне вчера…» и отвечают на вопросы:
– Можно ли такого друга назвать добрым?
– Почему к такому другу не влечет?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Учитель просит детей определить, какого человека мы называем добрым, какие поступки характерны для доброго человека?
3 Далее учитель предлагает послушать сказку М. Пляцковского « Фонтан, который умел плавать».
Разные фонтаны бывают. Но тот, о котором пойдёт речь, был плавающим. А плавающим он был потому, что выпускал его над Голубым морем китёнок Чудачок. Куда бы Чудачок ни плыл — там и фонтан искрился. Разноцветные струйки высоко взлетали. Так высоко, что их отовсюду видно было.
Любопытные пассажиры на палубах огромных белых теплоходов разглядывали в бинокли и подзорные трубы этот одинокий, плавающий в море фонтан. Они хлопали в ладоши и кричали «ура». Что там! Даже дельфины начинали радостно прыгать, издали заметив китёнка Чудачка. Морским конькам и морским коровам, медузам и осьминогам, селёдкам и килькам, даже самим электрическим скатам нравился сверкающий на солнце фонтанчик. Лишь одна акула Злюка не обращала на Чудачка никакого внимания. Она делала вид, что ей совершенно безразлично, есть фонтан или нет. А на самом деле акула завидовала Чудачку,ведь все говорили только о нём.
Однажды она не вытерпела, подплыла к Чудачку и проворчала:
— Кому нужен твой фонтанчик? Он уже всем нам давным-давно надоел. Каждый раз одно и то же!
Очень обиделся Чудачок на акулу. Взял и уплыл в открытый океан.Опустело Голубое море без китёнка. Напрасно пассажиры в подзорные трубы смотрели. Нигде не было видно знакомого плавающего фонтана.
Через месяц заскучала сама акула Злюка, из-за которой всё произошло.
— Грустно мне... — пожаловалась она дельфинам. — Чего-то не хватает. А вот чего?
— Красоты не хватает, — ответили ей дельфины. — Красоты, которую так щедро дарил нам всем китёнок Чудачок.
И конечно, дельфины были правы. Потому что там, где нет красоты, всегда чего-то не хватает.
Пожалела акула Злюка, что зря обидела китёнка, но слишком поздно.
После прочтения произведения учителем, дети обсуждают прослушанное.
- О чем эта сказка?
-Понравился ли вам герой – китенок Чудачок?
-В чем проявилась его доброта?
- Как вы объясните поведение акулы Злюки?
- Встречаются ли такие ситуации в жизни?
Подводя итог беседы, учитель подчеркивает, что доброта и добрые люди не всегда получают поддержку окружающих, практичных людей. Вот почему призывы к доброте, которая позволяет делать жизнь лучше, очень важны.
Завершая классый час, учитель читает строки Ю Куклачева:
Много лет выступая с кошками, я понял, что Доброта – это колоссальная энергия, которая обладает удивительным свойством: когда ее даришь, то не теряешь – а, наоборот, приобретаешь. Доброта – это особое чувство. И, как всякое чувство, ее невозможно увидеть глазами или исследовать приборами. Она проявляется только в делах и поступках».