Светофоры с дополнительной секцией
Особое внимание вам надо обратить на перекрестки, оборудованные светофорами с дополнительными секциями. Часто начинающие водители не полностью понимают, что "говорит" им стрелка в дополнительной секции, включенная одновременно с тем или иным основным сигналом светофора. Давайте посмотрим на рисунки 94 и 95.
Рис. 94. Зеленая стрелка направо вместе с зеленым сигналом
Рис. 95. Зеленая стрелка направо вместе с красным сигналом
Как вы думаете, куда вам сейчас разрешено движение? Правильно, в этой ситуации на том и на другом перекрестке в данный момент движение разрешено только направо. Так в чем же разница?
Разница огромна! Сейчас мы с ней разберемся, только сначала несколько строчек нравоучений.
Если вы хотите водить машину долго и безаварийно, нельзя смотреть на дорогу с мыслью: "Это мойсветофор, мояполоса, моё..." Правильно мыслящий водитель обязательно думает обо всех других водителях и пешеходах, с которыми у него пересекается или сливается траектория движения.
"А какой знак установлен для водителя той машины, которая приближается ко мне справа? Будет ли тормозить водитель, который движется в 20 метрах передо мной, если сейчас замигает зеленый сигнал светофора? Сразу ли начнет движение тот водитель, который только что вышел из магазина и быстро сел в машину? Решится ли пешеход в серой куртке перебегать дорогу перед тем желтым автомобилем?" – примерно так надо размышлять на дороге.
Если в поисках ответов на эти вопросы вы сможете мысленно поставить себя на место другого (водителя, пешехода и даже кошки или собаки), то вам будут известны еще и все возможные варианты развития событий! В этом случае любая авария легко прогнозируется и у вас появляется время для принятия мер по ее предотвращению.
Теперь вернемся к безликим рисункам 94 и 95. Посмотрите на них новым взглядом и поразмышляйте. С кем в принципе у вас может пересечься траектория движения? И кто кому должен будет уступить дорогу?
Надеюсь, вы уже и сами догадались, но все же посмотрите на рисунки 96 и 97.
Рис. 96. Уступите пешеходам
Рис. 97. Уступите машинам слева
Думаю, комментарии излишни, а вот некоторые выводы сделать надо:
1. Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора лишь информирует водителя о том, что движение в указанном направлении в данный момент разрешено(если она включена) или запрещено(если она выключена).
2. Вопрос приоритета при движении в направлении включенной зеленой стрелки в дополнительной секции решается с помощью основных сигналов светофора:
1) Если одновременно с зеленой стрелкой в дополнительной секции включен зеленыйсигнал светофора, то движение транспорта с других направлений запрещено.Это означает, что двигаться в направлении, указанном стрелкой, вы можете беспрепятственно(не забыв уступить дорогу пешеходам).
2) Если одновременно с зеленой стрелкой в дополнительной секции включен красный(или желтый) сигнал светофора, то движение транспорта с других направлений разрешено.И это означает, что двигаться в направлении, указанном стрелкой, вы можете, лишь уступивдорогу транспорту, движущемуся с других направлений.
Эти выводы относятся не только к зеленой стрелке направо, но и к любому другому направлению движения, указанному в дополнительной секции светофора (рис. 98).
Рис. 98. Варианты дополнительных секций светофора
Но это было только полбеды, есть еще одна большая проблема – неправильное распределение внимания во время поворота (см. рис. 48, а также рис. 81).
Надеюсь, вы еще раз внимательно рассмотрели указанные рисунки, мысленно заменили знак 2.4 "Уступите дорогу" (в рис. 48) на светофор с красным сигналом и зеленой стрелкой направо, и вам окончательно стало понятно, почему при повороте направо происходят аварии с названием "слегка въехал в багажник". Вместо того, чтобы контролировать дорогу в направлении своего движения, неразумный водитель слишком долго рассматривает машину слева и поэтому вслепую въезжает в остановившийся перед ним автомобиль.
Стоит повторить выводы, сделанные во второй главе второго раздела:
• Водитель всегда должен смотреть в направлении движения своей машины.
•Отводить взгляд в сторону от направления движения можно на срок не более 1 сек и только тогда, когда ситуация перед "носом" машины в ближайшие секунды гарантированно не изменится.
Иными словами, при повороте направо вам надо удерживать себя от желания посмотреть налево до тех пор, пока впереди идущая машина не повернет, а ваш автомобиль не приблизится к воображаемой границе пересечения проезжих частей (см. рис. 48 а, поз. "X"). В этот момент можно и нужно бросить взгляд налево. Если машин слева нет или они есть, но вы не создадите им помех, то можете спокойно продолжать поворот. Если машины есть, и вы им явно помешаете, то надо остановиться, но только остановиться не кое-как, а в оптимальной позиции (см. рис. 63). Причем предварительно вам надо будет значительно уменьшить скорость движения, чтобы в случае необходимости вы смогли остановить свою машину плавно. Ведь следом за вами может ехать тот водитель, который эту книгу еще не читал.