Модификации и их конструктивные особенности

На базе грузовика ГАЗ-52-04 выпускались его экспортные и газобаллонные варианты, а также гру-зопассажирский ГАЗ-52-05, самосвальное шасси ГАЗ-52-02и седельный тягач ГАЗ-52-06. Грузопассажирский ГАЗ-52-05оснащался платформой с высокими неоткидными решётчатыми боковыми бортами, скамейками вдоль них, четырьмя съёмными дугами и тентом с 10 окошками (по два спереди и сзади и по три с каждого борта) и вентиляционным клапаном. В высоком, также неоткидном, заднем борту имелась дверь, для облегчения посадки и высадки пассажиров служила откидная лестница. Пассажировместимость машины составляла 12 человек, грузоподъёмность – 2500 кг. В кабине находилась сигнальная лампа для остановки по требованию пассажиров. Автомобиль не предназначался для работы с прицепом, поэтому буксирным прибором не оснащался. Для Саранского завода автосамосвалов в Горьком производилось самосвальное шасси ГАЗ-52-02. По сравнению с базовой моделью в него были внесены следующие изменения:

– на 292 мм уменьшена длина рамы;

– автомобиль не планировался для работы в качестве тягача, поэтому вместо буксирного прибора на боковых полках лонжеронов устанавливались буксирные крюки;

– отменена установка держателей задних фонарей и номерного знака, монтировавшихся непосредственно на самосвальной надстройке на САЗе;
– торцы зубьев шестерни III передачи промежуточного вала коробки передач имели закругления по всей высоте для обеспечения плавного включения с ведущей шестернёй коробки отбора мощности;
– размер от фланца КПП до оси блока шестерён промежуточного вала имел более жёсткий допуск для обеспечения нормального зубчатого зацепления;
– в связи с установкой коробки отбора мощности доработаны крышка люка пола (кожух) и коврики пола кабины.

Первая промышленная партия седельного тягача ГАЗ-52-06, была выпущена в 1977 году, серийный выпуск начат с июня 1978-го и продолжался до 1985-го. Автомобиль производился небольшими партиями и был рассчитан на буксировку тех же полуприцепов, что и его предшественник ГАЗ-51П. Машина комплектовалась дополнительным бензобаком ёмкостью 105 л от вездехода ГАЗ-66, а также соединительной головкой и штепсельной розеткой для подключения тормозов и электроприборов полуприцепа. Запасное колесо размещалось в вертикальном держателе позади кабины.

С 1976 года Горьковский автозавод выпускал газобаллонный бортовой ГАЗ-52-07– модификацию грузовика ГАЗ-52-04, а с 1977-го – ГАЗ-52-09– модификацию грузопассажирского ГАЗ-52-05, работавшие на сжиженном нефтяном газе и бензине А-76.

Эти автомобили оснащались двигателем ГАЗ-52-07 (базовый ГАЗ-52-04, конвертированный для работы на СНГ) мощностью 73 л.с. (54 кВт) при 2800 об/мин, с максимальным крутящим моментом 20 кГм при 1600-1800 об/мин при работе на газе. Мотор ГАЗ-52-07 оборудовался головкой блока цилиндров с уменьшенным, за счёт понижения высоты головки, объёмом камер сгорания, в результате чего степень сжатия повысилась до 7,0. Отличительным признаком новой головки было наличие на верхней поверхности отлитых цифр «76», обозначавших требуемое октановое число бензина.

В состав газового оборудования входили:

– газовый баллон 52-07-4401010 с полезным объёмом 136 л (полный – 151 л), с наполнительным и двумя расходными вентилями (паровой и жидкой фазы) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;

– магистральный запорный вентиль 53-07-4402008-01;

– испаритель газа жидкостный 111.4403010;

– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 52-07-4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;

– карбюраторы-смесители:

а) однокамерный К-22К (до 1977 года);

б) двухкамерный К-126Д;

– манометр УК130;

– указатель уровня сжиженного газа в баллоне;

– газовая арматура (тройники и трубопроводы).

Газовый баллон крепился хомутами к двум кронштейнам, расположенным на левом лонжероне рамы, испаритель, газовый редуктор и магистральный запорный вентиль устанавливались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр и указатель уровня газа – на панели приборов. Маховик управления магистральным вентилем была выведен в кабину. В связи с установкой газового баллона инструментальные ящики грузовика и такси переместились на заднюю левую часть основания платформы. С 1984-го по 1990 год с конвейера предприятия сходил газобаллонный ГАЗ-52-27, работавший на сжатом природном газе и бензине А-76.

Грузовик ооборудовался двигателем ГАЗ-52-27 (базовый ГАЗ-52-04, конвертированный для работы на СПГ) мощностью 65 л.с. (48,5 кВт) при 2800 об/мин с максимальным крутящим моментом 18,6 кГм при 1600-1800 об/мин и степенью сжатия 7,0.

В состав газового оборудования входили:

– четыре газовых баллона из легированной или углеродистой стали ёмкостью по 50 л (полный объём заправки газом – 40 м3), на которых монтировались наполнительный вентиль ВВ-73 (на втором баллоне) и расходный вентиль ВК-74 (на первом баллоне);

– подогреватель газа, работавший от выпускной системы двигателя;

– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1;

– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 111.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;

– карбюратор-смеситель К-126Д;

– переключатель вида топлива П20-А2;

– манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);

– манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на втором баллоне);

– электромагнитный магистральный запорный клапан РС33601 со сменным войлочным фильтром;

– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601;

– пусковой электромагнитный клапан;

– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).

Газовые баллоны располагались поперёк лонжеронов рамы за кабиной. Держатель запасного колеса крепился под рамой в задней части автомобиля.

Газовый и бензиновый топливные фильтры имели одинаковые электромагнитные клапаны типа РС33601 для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива.

Газовый редуктор низкого давления и магистральный запорный клапан устанавливались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива – на панели приборов.

В связи с утяжелением автомобиля, вследствие использования газовых баллонов, его грузоподъёмность уменьшилась до 2400 кг.

Экспортные модификации отличались улучшенной отделкой, более комфортабельными местами водителя и пассажиров, применением высококачественых деталей, более тщательной сборкой, регулировкой и приёмкой.

Тропический вариант грузовика имел две комплектации:

– без пускового подогревателя;

– без пускового подогревателя, отопителя, жалюзи радиатора и термостата.

Кроме того, узлы и детали двигателя, шасси и всех систем этой машиныпроизводились из материалов, специально подобранных или прошедших соответствующую обработку для эксплуатации в условиях жаркого климата.

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ

С 1977 года на моторы ГАЗ-52-04 вместо однокамерного карбюратора К-22Г стал устанавливаться двухкамерный К-126И.

В 1978 году согласно ГОСТ 2023-75 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись лампы, использовавшиеся в передних и задних фонарях машин:
А-12-21+6 (21 св+6 св).........................А-12-21+5 (21 Вт+5 Вт) – подфарники ПФ101-Б (указатели поворотов/обозначение габаритов);
А-12-21 (21 св)......................................А-12-21 (21 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (указатели поворотов/тормозная сигнализация);
А-12-3 (3 св)..........................................А-12-5 (5 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака).

Во второй половине 1970-х гг. вместо звукового сигнала С56-Г начал ставиться С311, а взамен центрального переключателя света П38-Б – П312.

В тот же период взамен ролика сошки рулевого механизма на игольчатых подшипниках внедрён новый 776702Х на специальном двухрядном шариковом радиально-упорном подшипнике.

В конце 1978 года на крыше кабины введены штампованные рёбра жёсткости.

С 1979 года вместо катушки Б115 использовалась Б115-В с изменёнными параметрами первичной и вторичной обмоток.

С 1982 года фары ФГ122-БВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света и лампами А-12-45+40 начали монтировать на всю линейку ГАЗ-52-04.

С января 1983 года грузовики стали оснащаться задним мостом типа ГАЗ-51А со спирально-конической главной передачей и разъёмным литым картером.

В мае 1984 года на автомобилях линейкиГАЗ-52-04были внедрены новая облицовка радиатора и изменённый бампер без подножки-накладки, аналогичные устанавливавшимся на ГАЗ-53-12.

Начиная с середины 1980-х гг. на части машин введён стартер с электромагнитным тяговым реле, задействованным от замка зажигания.

В 1985 году на газобаллонных ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09 упразднён магистральный запорный вентиль 53-07-4402008-01. Для переключения вида топлива (газ-бензин) начали использоваться электромагнитный запорный клапан-фильтр РС33601 со сменным войлочным фильтрующим элементом, электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601 и переключатель вида топлива П20-А2. Тогда же на газобаллонном ГАЗ-52-27наполнительный вентиль ВВ-73 был заменён на ВМН-1, а расходный вентиль ВК-74 на ВМР-1.

В 1986 году поменялась головка блока цилиндров двигателя, в которой уменьшился объём камеры сгорания, в результате чего степень сжатия увеличилась до 7,2, а основным бензином стал А-76.

Тогда же в системе электроборудования внедрены генератор Г250-Д2 с бесконтактным регулятором напряжения 22.3702 и датчик-распределитель 23.3706.

С 1986 года все автомобили оснащались новыми зеркалами заднего вида в пластмассовом корпусе чёрного цвета.

Со второй половины 1980-х гг. подфарники ПФ101-Б комплектовались пластиковыми конусными рассеивателями без металлических ободков.

Наши рекомендации