Понятие и роль конкуренции

Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производи­телей к потребителям.Основными звеньями товарного рынка яв­ляются:изготовители товара;оптовые торговые и иные посреднические организации;организации розничной торговли;потребители. Изготовитель товара — организация независимо от ее органи­зационно-правовой формы, а также индивидуальный предпри­ниматель, производящие товары для реализации потребителям. Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену). Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использо­вания. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торго­вом заведении;по времени передачи товара — по предварительным зака­зам, с немедленной передачей товара;по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой,с оплатой в кредит, в рассрочку;по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использо­вания, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота. Виды розничной торговли:продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по ката­логу или по описанию;продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о про­давце, продукции и действиях, которые необходимо совер­шить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу. Потребитель— гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь­зующий товары исключительно для личных, семейных, домаш­них и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима­тельской деятельности.

Понятие и роль конкуренции

Одним из необходимых моментов осуществления рыночных отношений является создание конкурентной среды в хозяйственной сфере. Конкуренцияпредставляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно — за лучшие результаты деятельности. В предпринимательстве это в конечном счете борьба за достижение более высокой прибыли. На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов. Свойственные командно-административной системе методы стимулирования труда не обеспечивали должного экономического роста. Взамен конкуренции внедрялись искусственные методы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ — социалистическое соревнование еще свежо в памяти. Соревновались в обязательном порядке не только на предприятиях, но и в банях, парикмахерских, государственных учреждениях. Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа имитации соперничества за достижение лучших результатов в труде. Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров. Придание подобной направленности экономике связано с глобальными проблемами развития человеческого общества. Здоровая конкуренция обеспечивает переток капиталов от менее эффективных к более эффективным предприятиям. Конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Наши рекомендации