Принципы управления на транспорте

Транспорт относится к тем отраслям материального производства, в которых радикальное совершенствование управленческой деятельностью в последние годы стало одной из актуальнейших задач. Это обусловлено в первую очередь особенностями и связанной с ними необходимостью мощного информационного обеспечения перевозочного процесса, а также переходом к рыночной системе хозяйствования и усложнением технологии и организации перевозок.

Генеральным направлением решения этой важнейшей задачи является широкое внедрение в транспортное производство современной вычислительной техники и автоматизированных средств управления.

Первоочередным вопросом автоматизации транспортного производства, особенно на уровне технологического управления, является внедрение информационных систем, предназначенных для обеспечения управленческого персонала необходимой информацией о ходе перевозочного процесса.

Дело заключается в том, что в настоящее время почти 60-70% рабочего времени оперативного персонала транспорта тратится на рутинную работу по сбору и обработке оперативной информации и лишь 30-35% приходится на творческие процессы анализа ситуации и принятие решений. Передаваемая информация недостаточно достоверна и часто запаздывает по времени.

В функции информационных систем входит передача оперативной информации о движении подвижных единиц, выполнении начальных, перегрузочных и конечных операций, первичных перевозочных и грузовых документов, а также обработка, систематизация и хранение документированной информации.

Достоинствами информационных систем является возможность представления информации в любом удобном для восприятия виде, высокий уровень достоверности, автоматизация процессов сбора и передачи данных, минимальное время на эти операции, позволяющее своевременно выбрать управляющее воздействие, значительное сокращение трудоемкости сбора и обработки информации.

Автоматизация управления всем транспортным

производством требует согласованного и последовательного решения вопросов автоматизации технологического и организационного управления. В данном случае автоматизация технологического управления (т.е. управление перевозками) является базой и создает условия для автоматизации организационного управления транспортом.

До сих пор уровень автоматизации технологического управления перевозками опережал уровень автоматизации организационного управления транспортом. В последний период положение изменяется и достаточно интенсивно автоматизируется процесс организационного управления транспортом.

В общем виде можно выделить следующие основные уровни автоматизации управления транспортным производством:

I уровень - локальная автоматизация отдельных операций, преимущественно для определенного повышения пропускной способности постоянных устройств, а также обеспечения безопасной работы транспорта. К ним относятся разные устройства СЦБ и связи на железнодорожном транспорте, единиц (локомотивов, судов, самолетов) и работы различных механизмов (погрузочно-разгрузочные машины),

II уровень - автоматизация комплексов транспортных операций для существенного повышения производительности перевозочного процесса при одновременном обеспечении требований безопасности движения. К ним относятся диспетчерская централизация, горочная централизация на железнодорожном транспорте, автоматические системы управления движением поездов, самолетов, судов и др.

III уровень - создание автоматизированных (т.е. охваченных автоматизацией частично) систем планирования и управления перевозкой грузов с оптимизацией работы крупных полигонов транспортной сети и участием различных видов транспорта.

Первые два уровня относятся преимущественно к технологическому управлению перевозками, третий, который начал реализовываться в последние годы, распространяется главным образом на организационное управление транспортом.

Характерной формой проявления работ третьего уровня являются различные автоматизированные системы планирования и управления транспортом АСПРТ и АСУТ. К последним относятся АСУ железнодорожный транспорт, АСУ "Морфлот", АСУ "Речфлот", АСУ "ГВ. Ф" и др.

Структура таких АСУТ трехзвенная и включает три уровня: отрасль транспорта, транспортное объединение (железная дорога, пароходство и др.), а также линейные предприятия (станции, порты и т.д.), что соответствует существующей структуре управления.

Контрольные вопросы по разделу

1. Транспорт в системе материального производства: выполняемые функции, предпосылки для образования стоимости транспортных услуг, специфические особенности транспорта.

  1. Место и роль железнодорожного транспорта в ЕТС. Достоинства, недостатки и сферы применения.
  2. Функции, выполняемые транспортом в государстве. Предпосылки для формирования единой транспортной системы.
  3. Единая транспортная система: сущность, функции, структура. Требования, предъявляемые к любому виду транспорта. Принципы совершенствования ЕТС.
  4. Экономическая целесообразность географического размещения предприятий: общие принципы, транспортные факторы, определяющие местоположение предприятий, схема и формула, выражающая эту зависимость.
  5. Характерные случаи размещения предприятий различных отраслей промышленности: схемы и условия.
  6. Специализация экономических районов. Транспортно-экономический баланс экономического района. Схема межрайонного грузообмена.
  7. Система планирования перевозок: основные принципы, документ, определяющий объем и географию перевозок, а также потребность в технических средствах и ресурсах. Матрица грузопотоков.
  8. Транспортный процесс и его элементы. Простой и сложный транспортный процесс.
  9. Доставка грузов в прямом и смешанном сообщении. Перегрузка грузов по прямому варианту и через склад. Дать схемы и определить число элементов процесса транспортирования.
  10. Показатели перевозочного процесса: назначение и виды показателей. Количественные показатели. Расчет объема перевезенного груза по транспортному объекту (станции) и транспортному объединению.
  11. Качественные показатели перевозочного процесса: формулы для расчета и пути улучшения показателей.

Раздел 2

Наши рекомендации