При ограниченной видимости

17 Одиночное судно на ходу (через 2 мин)
18 —.. Судно, толкающее или буксирующее суда или плоты. Судно, лишенное возможности управляться, занятое ловом рыбы, парусное судно длиной 7 м и более на ходу (через 2 мин)
19 .—.— Судно или состав на якоре или на мели в пределах, судового хода
20 — — Судно в дрейфе (через 2 мин)

Наиболее часто встречающиеся вопросы при проверке знаний у судоводителей маломерных судов.

1. Естественные и искусственные препятствия в русле реки, порядок их ограждения.
Естественные препятствия - это те препятствия, которые затрудняют условия судоходства за счет естественных наносных отложений. К ним относятся: перекаты, косы, гряды и т. д.
Искусственные препятствия - это те препятствия, которые затрудняют условия судоходства (гидротехнические сооружения). К ним относятся: мосты, дамбы, запруды, полузапруды и т. д.

2. Перекат и его элементы. Перекат - устойчивое наносное образование в русле реки в виде косого вала, проходящее от одного берега к другому. Элементы переката:
- верхняя и нижняя косы;
- верхняя и нижняя плесовые лощины;
- пологий напорный скат;
- подвалье - самое труднопроходимое место при движении вверх на перекате;
- гребень переката - вершина вала;
- седловина переката - вся масса наносов на перекате;
- корыто переката - самое глубокое место на перекате, по которому проходит судовой ход.

3. Способы определения глубин по форме и характеру берегов, течению и другим приметам на воде. Если берег крутой, обрывистый (яр), то у него глубоко, у пологого - мелко. Скорость течения наблюдается больше над глубокими местами, цвет воды над мелкими местами светлее, нежели над глубокими, на мелководье видна растительность, при выходе судна на мелководье повышаются обороты двигателя и т. д.

4. Пойма реки, долина реки, меженное русло реки. Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река.
Пойма - часть речной долины, которая в периоды весеннего половодья и сильных ливневых дождей покрывается водой.
Русло реки - пониженная часть речной долины, по которой протекает река при низких уровнях воды (межень).

5. Неправильное течение в русле реки. К неправильным течениям относятся : прижимные, суводи, майданы, тиховоды.
Прижимное течение - наблюдается у вогнутых берегов, у яра. Свальное течение - течение, идущее под углом к судовому ходу. Обозначается свальными буями, подсказывающими: “держись ближе ко мне”.
Затяжное течение - наблюдается при раздвоении русла реки у приверха острова особо опасны в половодье.

6. Разрядность водоемов, запас сухого борта при плавании маломерных судов в различных разрядах водоемов. В зависимости от условий ветро-волнового режима водные пути разделены на следующие четыре разряда:
IЛ (легкий) - при высоте и длине волны не менее 1,2Х12 cм
IIР (речной) - при высоте и длине волны 1,2Х12 cм
IIIO (озерный) - при высоте и длине волны 2,0Х20 см
IVМ (морской) - при высоте и длине волны 3,0Х40 см
I разряд - надводный борт 20 см
II разряд - надводный борт 30 см
III разряд - надводный борт 45 см
IV разряд - надводный борт 50 см

7. Характеристика речного потока: стрежень, тиховод, майдан, суводь. Стрежень реки - глубокая часть речного русла с наибольшими скоростными течениями.
За выпуклыми берегами или крупными песчаными отложениями в русле образуется медленное течение, называемое тиховодом.
Майданом называется неправильное волнообразные вращательное течение в реке над затонувшими крупными камнями или иными предметами.
Вращательное движение воды за береговыми выступами, выступающими в русло реки, называется суводью.

8. Понятие о терминах: шлюз, подходной канал, аванпорт, верхний и нижний бьеф Гидротехническое сооружение, служащее для пропуска судов из одного бьефа в другой, называется шлюзом. Шлюз состоит из верхней головы, нижней головы и камеры.
К головам шлюза примыкают подходные каналы для швартовки судов ожидающих шлюзование - искусственное углубление водоема по судовому ходу, имеющее знаки навигационной обстановки.
Аванпорт - часть водоема, защищенная искусственными сооружениями или имеющая естественное укрытие.
Бьеф - часть водопотока примыкающая к водонапорному сооружению. Верхний бьеф - бьеф с верхней стороны водонапорного сооружения, а нижний бьеф - с низовой стороны его.

9. Виды и характеристики ветров по силе и направлению; их действие на судно. Перемещение воздушных масс с зоны высокого давления в сторону с более низким давлением называется ветром.
Ветер который дует по направлению течения - верховой, а против течения - низовой.
Ветер, направление которого быстро изменяется, называется неустойчивым.
Относительно направления движения судна ветер бывает встречным илы попутным.
Ветер, дующий в сторону берега или под небольшим углом к нему принято называть напольным, а ветер, дующий от берега в строну реки - отвальным.
Шквал - внезапно налетающий непродолжительный местный ветер большой силы.

10. Места установки, форма, окраска и назначение рейдовых знаков. Устанавливаются для обозначения границ рейда. Форма - в виде треугольника белого цвета.

11. Плавучие знаки судоходной обстановки на водохранилищах. Плавучие знаки судоходной обстановки на водохранилищах - буи: кромочные, осевые, поворотно-осевые, разделительные.

12. Что называется кряжем, яром, урезом. Корневые берега (кряжи или склоны) участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.
Яром называется невысокий обрывистый, как правило, вогнутый пойменный берег удела реки.
Урезом - линия пересечения поверхности воды с берегом.

13. Скорость течения и ее распределение в русле реки. Под скоростью течения речного потока понимают среднюю скорость по всему живому сечению.
По глубине скорость течения распределяется: у поверхности самые большие скорости, у дна - самые малые, средние - на 0,6 глубины от поверхности.
По живому сечению - самым большим глубинам соответствуют самые большие скорости течения не поверхности.
Чем больше изгиб русла, тем ближе стрежень у яра. На прямолинейном участке стрежень проходит по середине русла.

14. Учет свальных течений при движении судов. Свальные течения, смещая суда с оси судового хода, могут вызывать навал судов на отмели, опоры мостов и т. п.

15. Гидротехнические сооружения: запруды, полузапруды. Запруда - гидротехническое сооружение, перегораживающее часть реки от берега до острова.
Полузапруда - гидротехническое сооружение, частично перегораживающее часть реки, один конец которого упирается в берег, а другой уходит в русло реки.

16. Что называется фарватером. Использование фарватера при движении маломерных судов. Фарватер (судовой ход) - часть реки с наибольшими глубинами, доступными для плавания транспортных судов и обозначена знаками навигационной обстановки на местности и (или) карте.

17. Что называется бассейном реки, водоразделом, рекой, истоком, устьем. Бассейн реки - часть земной поверхности и толща почв и горных пород, откуда вода поступает к водному объекту.
Водораздел - граница между смежными водосборами.
Река - лентообразный поток воды значительных размеров, протекающий с более высоких мест на более низкие по проработанному руслу.
Исток - начало русла реки - может быть озеро, ключ, ручей, болото, ледник.
Устье - место впадения в другую реку, озеро, море.

18. Что называется островом, осередком, косой, заливом, рукавом. Остров - часть земной поверхности, омываемая со всех сторон водой, имеющая растительность, верхняя по течению часть острова называется приверхом, а нижняя - ухвостьем.
Осередки - скопление наносов в русле реки в виде невысоких, обычно лишенных растительности, затопленных или частично подвижных островов или отмелей, не примыкающих к берегу.
Коса - длинная подводная или надводная отмель, идущая от выпуклого береге под углом к нему вниз по течению.
Запив - часть водоема, заметно врезающаяся в сушу.
Рукав - часть водоема, отделенная от основного русла островом.

19. Порядок прохождения маломерными судами наплавных мостов и паромных переправ. Приближаясь к любому мосту, судоводитель моторного судна должен в первую очередь определить, в который судоходный пролет ему необходимо идти. Заходить под мост или в разведенную часть наплавного моста можно лишь в том случае, если проход не занят другими судами.
Проходя мимо паромных переправ, судоводитель маломерного судна должен убедиться, что канат опущен и не представляет опасности для прохода.

20. Особые меры предосторожности при перевозке детей. При перевозке детей необходимо соблюдать следующее:
- количество пассажиров-детей не должно превышать количество пассажиров-взрослых, соблюдая пассажировместимость судна, указанную в судовом билете и помня о том, что ребенок - это тоже пассажир;
- дети должны при плавании быть в спасательных жилетах или нагрудниках;
- не разрешать детям располагаться во время движения у бортов;
- при посадке малолетних детей необходимо передавать их на руках.

21. Инерционный выбег и тормозной путь. Инерционный выбег - путь и время, пройденное судном с момента выключения реверса двигателя до полной остановки за счет сопротивления воды.
Тормозной путь - путь и время, пройденное судном с момента переключения реверса с полный вперед на полный назад, до полной остановки.

22. Движение маломерных судов в весенний период. При движении в весенний период необходима повышенная бдительность судоводителя и знание лоции, так как уровень воды значительно подымается и под водной гладью могут скрываться препятствия для судоходства (меженный берег, остров и т.д.). На водоемах, где используется навигационная обстановка, устанавливаются весенние знаки, однако необходимо помнить, что плавание вблизи них во избежание посадки на мель не допускается.

23. Порядок прохождения через перекат. На движение маломерных судов перекаты оказывают менее значительное влияние, чем на транспортные, но судоводителям необходимо знать, что обгоны, расхождения, стоянка судов не перекатах не допускаются.
При выполнении маневра, поворота на перекате возникает у маломерного судна значительный крен и судно может опрокинуться. Тихоходную моторную лодку на перекате может прижать течением к отмели или снести вниз.

24. Меры по укрытию судов от шторма в условиях водохранилищ. Перед выходом в плавание судоводитель должен ознакомиться с прогнозом погоды. Прогноз необходимо иметь на все время, необходимое для перехода водохранилища или до ближайшего убежища. Если судно застиг шторм, то его необходимо завести на акваторию убежища и дождаться благоприятных погодных условий.

25. Привалы, отвалы маломерных судов к берегу, причалу. Чтобы привалить маломерным судном к необорудованному берегу, необходимо выбрать удобное для высадки пассажиров пологое место. Необходимо учесть снос под воздействием течения. Подходить к стоящему судну или бону необходимо так, чтобы прижаться бортом. Приваливать рекомендуется против течения или ветра. Перед отвалом необходимо осмотреть акваторию водоема и убедиться, что вблизи нет других судов. При отвале судно отталкивают от берега и ставят так, чтобы винт оказался на глубоком месте и не мог удариться об отмель.

26. Правила шлюзования маломерных судов. Правила шлюзования приведены в настоящих рекомендациях.

27. Дать понятие о сносе, дрейфе судна. Меры по ликвидации их в движении. Дрейфом называется перемещение судна под воздействием ветра. Величина ветра зависит от площади парусности судна и его осадки, скорости ветра, его направления относительно судна.
Снос - отклонение судна от курса под действием течения. Величина сноса зависит от направления и скорости течения.

28. Признаки ухудшения погоды на водохранилищах:
- атмосферное давление понижается;
- летом, за ясным тихим днем наступает более теплая по сравнению с предыдущей ночь;
- если ветер к вечеру усиливается, то не позднее, чем через день можно ожидать ненастья. Если ветер усиливается, а его направление меняется по часовой стрелке, то можно ожидать затяжной плохой погоды;
- на небе появляется множество облаков различной формы. Движутся они поперек наземного ветра или прямо навстречу ему. К вечеру облачность увеличивается;
- сильное мерцание звезд;
- отсутствие туманов там, где они обычно бывают;
- заход солнца за густые тучи с пурпурным окрашиванием по краям;
- длинные сумерки;
- отсутствие росы ночью;
- небо с утра имеет красноватый цвет;
- появление на море усиливающейся зыби;
- дым от труб стремится горизонтально;
- круги вокруг Луны и Солнца;
- рыба с поверхности воды опускается на глубину.

29. Виды и характер волнений на воде от действия ветров и движения судов. Волны подразделяются на ветровые - возникающие под действием ветра; приливно-отливные - вызываемые действием сил притяжения Луны и Солнца; барические сейши - возникающие при резком изменении атмосферного давления; сейсмические - создаваемые землетрясениями и подводными вулканическими извержениями; судовые - возникают при движении судна.

30. Понятие о мертвой зоне для различных судов. Мертвая зона - пределы водоема, в которых судоводитель не может наблюдать находящийся в них объект. Мертвая зона зависит от размещения судна, места судоводителя, скорости движения.

31. Устойчивость судна на курсе.
Способность судна двигаться заданным курсом при незначительном воздействии руля называется устойчивостью судна на курсе.

32. Буксировка судов (на буксире и под бортом).
Существует два способа буксировки: буксировка на тросе и под бортом. При буксировке на тросе в практике длина буксирного троса выбирается 10-15 м. На буксируемом судне необходимо, чтобы был водитель, управляющий судном на поворотах. Способ практикуется при буксировке на большие расстояния.
При буксировке под бортом суда отшвартовываются так, чтобы корпус буксируемого судна выступал на 1/3 своей части вперед. Способ практикуется при буксировке на короткие расстояния.

33. Схема движения маломерных судов в районе г. Киева. Ответ имеется в данном сборнике.

34. Характеристика знаков и огней береговой судоходной обстановки. Навигационные знаки и огни представляют собой систему знаков, предназначенную для обеспечения на внутренних водных путях условий для безопасного и бесперебойного плавания судов и составов.
Береговые навигационные знаки обозначения судового хода подразделяются на створные, перевальные, ходовые, ориентиры, весенние, а также указатели оси судового хода, высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, береговые информационные знаки -запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

35. Правила движения, расхождения и обгона транспортных судов. Транспортные суда свое движение должны осуществлять в пределах судового хода (фарватера), обусловленного знаками навигационной обстановки. Свои действия при маневрировании судоводители транспортных судов обязаны сопровождать звуковыми сигналами, световыми отмашками, переговорами по радиостанции.

36. Огни и флаги на водолазных ботах. На водолазном боте в условиях ограниченной видимости зажигаются два круговых зеленых огня. Днем подымается два флага бело-синего цвета.

37. Сигнальные огни на судах перевозящих нефтепродукты. При движении на судах, перевозящих нефтепродукты, дополнительно к огням, предписанным судну банного типа, при расхождении или обгоне может зажигаться красный круговой огонь, при стоянке на таком судне должен быть в условиях ограниченной видимости красный круговой огонь, а в дневное время - флаг красного цвета.

38. Огни на парусных судах и правила расхождения с ними маломерных судов На парусных судах, идущих под парусом, длина которых менее 7м, огни должны быть бортовые отличительные и кормовой. При расхождении, обгоне может освещаться парус. Если длина парусного судна более 7м, то дополнительно должны на мачте быть красный круговой и зеленый круговой огни.

39. Рассказать об ограничении скорости движения маломерных судов в светлое время суток на различных участках реки. В черте населенных пунктов скорость ограничивается до 15 км/ч, а также вблизи пляжей, мест массового отдыха трудящихся, рейдов, причалов.

40. Плавучая обстановка на реках, форма, окраска, цвет огней, назначение. К плавучим навигационным знакам относятся - кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые, знаки опасности.

41. Назначение звуковой сигнализации. Звуковая сигнализация необходима для связи судов между собой или судна с берегом.

42. Огни и сигналы на земснарядах, работающих в границах и за границами фарватера. Правила прохождения маломерных судов мимо работающего земснаряда. Подходя к работающему земснаряду на маломерном судне, необходимо усилить бдительность, снизить скорость движения и следить за сигналами, подаваемыми с земснаряда.
Если земснаряд не может дать разрешения на проход мимо него, то он подает сигнал “Предупреждения", услышав который необходимо прекратить движение. Дальнейшее движение можно продолжать лишь после получения со снаряда разрешающего сигнала (один продолжительный сигнал и отмашка с борта, мимо которого можно пройти).
Нельзя обходить работающий земснаряд со стороны берега, у которого он работает, а также подходить к месту откладывания грунта, насыщенного водой.

43. Общие обязанности водителей маломерных судов. - Перед выходом в плавание проверить исправность и комплектность оснащения судна;
- выполнять Правила пользования маломерными судами, Правила плавания по внутренним водным путям УССР, местные правила плавания, предупреждать несчастные случаи с людьми на воде и не допускать загрязнения окружающей среды.

Наши рекомендации