Методические рекомендации по решению задач
Производительность труда – показатель, характеризующий эффективность использования трудовых ресурсов. Одним из способов измерения производительности труда является трудоемкость единицы продукции, чел.-ч. Чтобы определить трудоемкость, необходимо произведение явочного контингента и календарного фонда времени в часах разделить на объем продукции, произведенной в это же время.
Выработка – показатель производительности труда, характеризующий объем произведенной продукции в расчете на одного работника за единицу времени. При однородности продукции ее объем устанавливается в натуральных единицах, в случае разнородности – в приведенных единицах. Приведение разной продукции к одному (базовому) виду осуществляется умножением объема каждого вида продукции на коэффициент приведения, представляющий собой соотношение трудоемкости изготовления единицы рассматриваемой и базовой продукции.
Производительность труда по эксплуатации (перевозкам) на железнодорожном транспорте исчисляется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника.
Производительность труда в подразделениях вагонного хозяйства считается как выработка: в единицах натуральной продукции (в пунктах технического обслуживания – проследовавшие вагоны), приведенных вагонах (на участках деповского ремонта), приведенной продукции (в целом по депо и другим подразделениям).
Производительность труда в эксплуатационном локомотивном депо определяется как работа локомотивов в расчете на одного человека списочного контингента депо и выражается в тонно-километрах брутто (для депо преимущественно с поездной работой) или в локомотиво-километрах (для депо с преобладающим вывозным и хозяйственным движением). В ремонтном локомотивном депо производительность труда – это выработка в приведенных единицах ремонта.
Рост производительности труда за счет экономии численности работников
, (1)
где – исходная численность работников, чел.; – суммарная экономия численности работников, чел.;
, (2)
где – экономия рабочей силы за счет механизации работ, сокращения потерь рабочего времени, увеличения выпуска продукции (работы) соответственно;
, (3)
где – затраты труда на единицу продукции (работы), ч; N – годовой объем выпуска продукции, ед.; – фонд рабочего времени, ч;
, (4)
где – сокращение потерь рабочего времени, ч;
, (5)
где – независящая от объема выпуска продукции (работы) численность работников, чел.; – индекс изменения выпуска продукции (работы).
Нормативный тарифный заработок бригады
, (6)
где – нормативная численность бригады, чел.; – тарифные коэффициенты оплаты труда; i – разряды квалификации; – минимальный размер оплаты труда в отрасли, руб.
Фактический тарифный заработок бригады рассчитывается аналогично, но с учетом фактического состава бригады и фактического распределения работников по разрядам квалификации.
Фактическая тарифная ставка оплаты труда каждого работника бригады с учетом сдельного приработка за фактически выполненный объем ремонта
, (7)
где – коэффициент заработной платы; – коэффициент, учитывающий отработанное рабочее время каждым работником; – коэффициент сдельного приработка.
Коэффициент заработной платы
. (8)
Данный коэффициент будет больше 1, если нормативный уровень квалификации работников выше фактического, и меньше 1, если ситуация обратная.
Коэффициент, учитывающий фактически отработанное время каждым работником по отношению к нормативному времени,
, (9)
где – фактически отработанное время в среднем за месяц на одного человека по разрядам квалификации, ч; – месячная норма рабочих часов на одного человека, ч.
Коэффициент сдельного приработка бригады
, (10)
где – фактический и плановый объемы ремонта локомотивов за месяц, ед.
Правильность выполнения расчетов подтвердить проверкой, сопоставив фактический заработок бригады с учетом сдельного приработка и сумму сдельного тарифного заработка членов бригады. При этом должно соблюдаться условие
. (11)
Снижение трудоемкости выполненных работ по содержанию и обслуживанию приведенных тонно-километров влечет за собой рост производительности труда работников дороги за счет сокращения их численности:
, (12)
где – приведенные тонно-километры отчетного периода; – списочный контингент дороги в отчетном и базисном периодах, чел.
Приведенные тонно-километры для расчета производительности труда
. (13)
Списочный контингент работников
. (14)