Система управления работой морского транспорта
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
Транспортной системе присущи все свойства Системы. Задача транспорта - перемещение груза. Транспорт подразделяется на внутрипроизводственный (т.е. продолжающий технический процесс) и транспорт общего пользования, который осуществляет процесс производства в сфере обращения товаров. Продукцией транспортного процесса является сам процесс перемещения товаров и людей. Отличительной особенностью транспортной системы является эффект, получаемый от транспортировки товаров и людей, которая не может существовать отдельно от транспорта, т.е. накапливается и реализуется в отрыве от транспорта. Морскому транспорту присущи все черты транспортной системы.
Особенность морского транспорта заключается в специфических условиях работы подвижного состава и в специфике его финансовая деятельности. Морской транспорт выступает в роли экспортера транспортных услуг.
Как и любая производственная система, транспортная система в ходит в иерархическую структуру управления народным хозяйством. Иерархическая вертикаль построена по схеме: Правительство – министерство – компании.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
1-й уровень. Президент, кабинет министров, совет федерации, госдума.
Задачи: создание условий экономического развития народного хозяйства.
Механизм управления и инструмент: программа развития народного
хозяйства.
Народное хозяйство состоит из нескольких отраслей: сельскохозяйственная отрасль, промышленность, добывающая промышленность, строительство, транспортная отрасль (подразделяется на виды: железнодорожный, авиа, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный транспорт), связь и др.
2-й уровень. Министерства.
Министерство транспорта: служба мореплавания, служба автомобильного транспорта, служба авиационного транспорта, служба внутриводных путей. Задачей службы мореплавания является создание условий наилучшего функционирования морских транспортных предприятий и организаций. Функции службы мореплавания:
1) Регулирование судоходной политики.
2) Регулирование деятельности морского транспорта.
3) Управление персоналом и учебными заведениями морского транспорта.
4) Подготовка законов и подзаконных актов, регулирующих работу предприятий морского транспорта и контроль их исполнения.
5) Управление госпредприятиями: морскими администрациями портов, портами, регистром судоходства, ледокольным флотом.
6) Участие в управлении акционерными компаниями морского транспорта от лица государства - владельца акций.
7) Организация руководства научными исследованиями.
8) Лицензирование и контроль соблюдения требований государственных актов, межправительственных соглашений, международных договоров и конвенций.
Морская администрация порта (МАП) является государственным учреждением. В функции МАП входят:
- Осуществление технического надзора и эксплуатации портсооружений и объектов (главный инженер).
- Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с судоходством (лоцманов, портофлота, судоходных компаний, стивидорных компаний).
- Сдача в аренду государственного имущества, предприятий по обработке грузов (стивидорные компании).
3-й уровень. Судоходные компании. Крупнейшими судоходными компаниями России являются Мурманское морское пароходство, Северо-Восточная судоходная компания, Новороссийское морское пароходство, Дальневосточное морское пароходство, Камчатское морское пароходство, морское пароходство, Приморское морское пароходство, Арктик - Лукойл танкер.
Основные задачи судоходных компаний:
1) коммерческая эксплуатация флота;
2) техническая эксплуатация флота.
По виду собственности судоходные компании подразделяются на:
- государственные;
- акционерные общества (как с государственными акциями так и без них);
- частные компании.
Организация и структура управления судоходных компаний не одинаковы. Они зависят от специализации и характера повседневной деятельности. «Типовых» структур органов управления в отрасли морского судоходства не существует. Тем не менее функциональные обязянности должностных лиц в различных судоходных компаниях почти одинаковы независимо от титула и штатного расписания.