Системы технической эксплуатации AT
Методические указания по структуре проведения занятия
Перед началом занятия преподаватель принимает рапорт от дежурного по взводу о готовности личного состава к занятиям.
Групповые занятия проводятся в составе учебных взводов, полувзводов и имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, привитие студентам умений и практических навыков, в целях изучения предусмотренного программами учебного материала, вооружения и военной техники, организации их применения, эксплуатации, ремонта и хранения. На групповых занятиях широко применяются такие методы обучения, как практическая работа, тренировка, объяснение и показ.
В аудитории должны быть подготовлены схемы, таблицы.
Преподаватель осуществляет проверку личного состава по списку в групповом журнале, где делает соответствующие отметки в графе изучаемой дисциплины. Используемые сокращения определены в правилах ведения группового журнала. Далее преподаватель проводит контроль знаний студентов по материалу предыдущего занятия. В процессе контроля, при необходимости, дополняет и исправляет ответы студентов. По завершении опроса подводит итог и делает выводы, выставляет оценки.
Далее преподаватель приступает к изложению материала данного занятия: объявляет тему, название занятия, учебную цель, актуальность, учебные вопросы. Перед началом изложения преподаватель указывает необходимость изучения данной темы, ставит проблемные вопросы.
В первом вопросе рассматриваются системы технической эксплуатации AT применяемые в процессе эксплуатации. При этом необходимо использовать графики и схемы.
Обратить внимание на отличие различных систем (по ресурсу, по состоянию, по надежности).
Во втором вопросе необходимо дать четкое определение всех видов ресурсов, устанавливаемых на AT Пояснить кем и согласно каких документов они определяются, кем и как ведется учет выработки ресурса JI.A. и его агрегатов.
В заключительной части занятия преподаватель делает обзор всего занятия, задает один, два контрольных вопроса и подводит общий итог за занятие в целом.
В заключении преподаватель определяет задание на самостоятельную подготовку, перечисляет литературу на самостоятельную работу студентов. Заканчивает занятие.
Дежурный по взводу подает соответствующую команду.
Методические указания для СРС под руководством преподавателя
В процессе самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя преподаватель напоминает основные более лёгкие вопросы занятия, разъясняет обучаемым где на них можно найти ответы, оптимизирует процесс самостоятельного изучения того или иного вопроса данного занятия; помогает обучаемым выделить основную главную мысль.
Преподаватель путём наводящих вопросов помогает студентам самостоятельно формулировать и конспектировать учебный материал в доступной к пониманию форме.
По окончании СРС преподаватель подводит итог, отвечает на вопросы обучаемых, если таковые имеются, и заканчивает занятие.
Системы технической эксплуатации AT
Для успешного решения задач по ИАО боевых действий и боевой подготовки части ИАС разрабатывает мероприятия, обеспечивающие такую последовательность и организацию эксплуатации авиационной техники, которая позволяет выполнить план летной подготовки, обеспечивать надежную и безотказную работу авиационной техники в процессе ее эксплуатации.
В зависимости от принятого принципа назначения продолжительности эксплуатации агрегатов (систем) и принципа назначения периодичности, объема и содержания профилактических и ремонтных работ различают следующие системы технической эксплуатации (рисунок 1):
- по ресурсу (hard time - твердое время);
- по состоянию (on condition);
- по надежности (condition monitoring);
Си/Со
3 (проводиться ПП и р\р)
0.5 2 (только ПП)
1 (не проводиться ПП и р\р)
t
Рис. 1. Сравнительная эффективность регламентных работ (р/р) и предварительной подготовки (ПП).
Система технической эксплуатации по ресурсу (СТЭР)
Основана на назначении твердого ресурса по налету самолета, в соответствии с которым независимо от состояния авиационной техники (AT) на ней проводятся профилактические работы (регламентные работы, капитальный и средний ремонт). Эта система предусматривает проведение планово-предупреждающих мероприятий по содержанию AT в исправном состоянии: контроль состояния и профилактические работы.
СТЭР предусматривает индивидуальное управление надежностью агрегатов и замену их по отказам и ресурсу.
Рассмотрим особенности системы эксплуатации по ресурсу.
В начальный момент времени наработки (tn=0) планируется проведение профилактических работ через определенное время tn.
Если объект проработал безотказно время tn, то проводятся профилактические работы заданного объема независимо от фактического состояния объекта эксплуатации, а далее проведение профилактических работ в моменты 2tn, 3tn и т.д. Если на межпрофилактическом интервале [itn, (i+l)tn] произошел отказ объекта, производится восстановление работоспособности, и эксплуатации объекта продолжается до момента [(i+l)tn] начала следующих профилактических работ.
0,5
Кроме профилактических мероприятий при данной системе эксплуатации планируется восстановление ресурса путем проведения ремонта при достижении наработки tpec. Величина tpec. и объем ремонта являются заданными и не зависят от фактического состояния объекта эксплуатации.
Система технической эксплуатации по состоянию (СТЭС)
СТЭС предусматривает проведение профилактических и ремонтных работ в зависимости от фактического состояния AT. Продолжительность эксплуатации и замена агрегатов осуществляется по фактическому состоянию. Для реализации СТЭС необходимо иметь широкоразвитый, глубокий параметрический контроль, обеспечивающий определение технического состояния AT и прогноз его до следующего этапа контроля. Управление надежностью - индивидуальное.
В настоящее время созданы технические предпосылки для перехода на СТЭС:
- повышение уровня надежности агрегатов;
- наличие встроенных систем контроля;
- создание БАСК, HACK и БСРПД.
Особенности системы технической эксплуатации по состоянию следующее.
В момент начала эксплуатации планируется проведение контроля технического состояния объекта в момент tH=tк1. По результатам контроля состояния делается заключение об исправности объекта.
Если объект исправен, необходимо решить вопрос о проведении профилактических работ. По результатам контроля проведение профилактических работ может быть перенесено до момента tн=tк2 после следующего момента контроля. В противном случае выполняются профилактические работы.
Если обнаружен отказ объекта, то по результатам контроля решается вопрос об объеме необходимого ремонта. Тогда требуется либо восстановление работоспособности объекта путем проведения войскового ремонта, либо восстановление ресурса при заводском ремонте.
Система технической эксплуатации по уровню надежности (СТЭН)
СТЭН предусматривает эксплуатацию AT до отказа без проведения каких-либо профилактических работ.
Подобную систему эксплуатации можно применить для агрегатов, отказы которых не влияют на безопасность полета или имеют глубокое резервирование.
Управление надежностью осуществляется путем проведения конструктивно-производственных доработок на всем парке эксплуатируемых агрегатов.
Особенности системы технической эксплуатации по надежности следующие (см. рисунок 2):
tn=0 - начало эксплуатации объекта;
tn=tОTK1 - отказ объекта, когда проводится восстановление его работоспособности;
tH=tОTK2 - отказ объекта, когда проводится восстановление его работоспособности.
По истечении некоторого времени (tоткi ) эксплуатации проводится анализ надежности объекта, по результатам которого принимается решение о проведении каких-либо мероприятий по повышению надежности объекта (доработки или восстановления ресурса).
Вывод: Процесс проведения профилактических работ на АТ широко связан с применяемыми системами технической эксплуатации.