Исключительность избрания меры пресечения в отношении подозреваемого

Система.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Следственный комитет), главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники), государственных служащих и работников.

Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.
11. Следственный комитет возглавляет заместитель Министра - начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - начальник Следственного комитета), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах - начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Следственного комитета.
Структура и штатная численность главных следственных управлений, управлений, отделов утверждаются министрами, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на особо важных и режимных объектах, управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью.
13. Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно - территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).
Структура и штатное расписание следственных управлений (отделов, отделений, групп) утверждаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью по предложению начальников главных следственных управлений (управлений, отделов).

3. Сущность НОТ как таковой состоит в разработке и внедрении на научной основе рекомендаций по совершенствованию труда с целью повышения его эффективности при максимальной экономии рабочего времени и человеческой энергии.

Предметом НОТ следователя (лица, производящего дознание) является только изучение организации труда, а не организация расследования в целом, поскольку она включает в себя: структуру органов расследования, подследственность, прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль, комплекс прав и обязанностей следователя, лица, производящего дознание, иных лиц, участвующих в производстве досудебного расследования; материальное обеспечение работы (научно-технические средства, заработная плата), обслуживание следователей (секретари, помощники следователя, водители и др.); организацию труда следователя.

Таким образом, НОТ следователя можно рассматривать в двух аспектах: теоретическом и практическом.

В теоретическом плане это совокупность знаний о взаимосвязях методов и условий труда следователя, с одной стороны, и связях между ними и повышением эффективности труда, сохранением здоровья и всесторонним развитием следователя - с другой.

В практическом плане НОТ следователя представляет собой реализацию этих знаний с целью достижения названных целей.

5. Дежурная следственно-оперативная группа (далее - СОГ) формируется для обеспечения немедленного реагирования на сообщения о преступлениях, своевременного и квалифицированного производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, организации розыска и задержания преступников по горячим следам, их изобличению. Ответственные от руководства ГРУОВД, все члены дежурной СОГ при заступлении на дежурство обязаны получить закрепленное за ними табельное оружие. Ответственные от руководства ГУВД, УВД, ОВД, а также члены СОГ (за исключением сотрудников криминальной милиции и экспертно-криминалистических подразделений) выезжают на место происшествия только в форменном обмундировании.

Следователь:

- по преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно:

35.1. Во главе СОГ выезжает на места совершения преступлений. Осуществляет руководство СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступления, формирование доказательственной базы.

Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя СОГ.

35.2. Самостоятельно принимает на месте происшествия все решения о производстве следственных действий, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, разрешения суда.

35.3. Уточняет обстоятельства совершенного преступления:

а) выясняет, что сделано на месте происшествия сотрудниками ГРУОВД до прибытия СОГ, изменения обстановки и какие в связи с этим имеются результаты;

б) оказана ли помощь потерпевшим, в противном случае немедленно ее организует;

в) наличие сведений о потерпевших, свидетелях, очевидцах, задержанных и подозреваемых;

г) точное время и место совершения преступления;

д) своевременно ли передана информация о данном преступлении, приметах похищенного и подозреваемых;

е) наличие версий, их обоснованность и как они отрабатываются.

35.4. При обнаружении преступления, расследование которого отнесено согласно закону к его компетенции, с согласия прокурора возбуждает уголовное дело, организует проведение комплекса неотложных следственных действий.

35.5. Лично проводит осмотр места происшествия и несет персональную ответственность за его качество. Составляет схему места происшествия.

35.6. Осуществляет процессуальные действия по изъятию вещественных доказательств, закреплению следов преступления. В случаях, не терпящих отлагательства, выносит постановления о производстве обысков, выемок, экспертиз, задержании подозреваемых, проводит допросы и иные неотложные уголовно-процессуальные действия.

35.7. Дает отдельные поручения сотрудникам органа дознания о выполнении неотложных следственных действий.

35.8. Фиксирует нарушения обстановки места происшествия, выясняет их причины, докладывает о них руководителям заинтересованных служб.

7. Порядок возбуждения уголовного дела предусматривает производство ряда процессуальных (установленных уголовно-процессуальным законом) и организационных (определенных ведомственными нормативными актами) действий. Процессуальная деятельность по возбуждению дела состоит из а) принятия решения, б) вынесения постановления (определения), в) направлении копии постановления прокурору. Организационная деятельность предполагает регистрацию постановления в журнале учета уголовных дел, присвоение делу номера, заполнение и направление в ИЦ карточки ф.1 на совершенное преступление. Таким образом, при принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица следователь должен, наряду с установлением в деянии признаков преступления, располагать дополнительными основаниями. Последние можно разделить на ряд групп.

Первая группа дополнительных основанийносит процессуальный характер и определяется поводами для возбуждения уголовного дела, предусмотренными ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

В частности, первым поводом служит заявление о преступлении. Для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица в таком заявлении должно содержаться указание на лицо, совершившее преступление, либо на достаточные доказательства причастности определенного субъекта, полученные в ходе проверки такого заявления.

Заметим, что для возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления необходимо установить с большей или меньшей степенью вероятности наличие в деянии признаков преступления. Однако для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица этого явно недостаточно. Подозрение в отношении лица, против которого возбуждается уголовное дело, должно быть доказано. Возбуждение уголовного дела существенно затрагивает конституционные права индивида и его законные интересы. Он ставится в положение подозреваемого, к нему после возбуждения уголовного дела могут быть применены меры процессуального принуждения и т. п., поэтому нужны дополнительные гарантии того, что решение следователя о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица является законным и обоснованным.

Второй повод для возбуждения уголовного дела, указанный в уголовно-процессуальном законе, — явка с повинной (п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Она напрямую связана с необходимостью возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, признавшегося в совершении преступления. Естественно, что сведения, сообщенные при явке с повинной, должны быть надлежащим образом проверены, чтобы решение о возбуждении уголовного дела принималось обоснованно.

Третий повод к возбуждению уголовного дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. В этом случае должностное лицо, принявшее данное сообщение, в соответствии со ст. 143 УПК РФ должно составить рапорт об обнаружении признаков преступления. Если в рапорте будет указан определенный субъект, совершивший преступление, или в результате последующей проверки следователь соберет доказательства, дающие повод подозревать лицо в совершении преступления, это также будет служить основанием для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.

10. Повседневный ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей осуществляет начальник следственного отдела (части, комитета). В правоотношениях между начальником следственного отдела и следователем присутствуют как собственно процессуальные, так и организационно-управленческие отношения. Поэтому контроль за исполнением законов следователем составляет лишь часть деятельности начальника следственного отдела. В связи с этим он осуществляет контроль в целом за состоянием и ходом расследования, производства по уголовному делу.
В соответствии со ст. 1271 УПК начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными законодательством, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Текущий ведомственный процессуальный контроль за соблюдением законов при производстве дознания осуществляется начальником органа дознания.
Совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ № 1/3986 от 9 сентября 1993 г. установлено, что процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции, милиции общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Органы внутренних дел не упомянуты в числе органов дознания, в связи с чем их начальники не обладают соответствующими правами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом.
Этот контроль в отношении лиц, производящих дознание (оперуполномоченных, участковых инспекторов, дознавателей и других должностных лиц), носит более жесткий характер в сравнении с процессуальным контролем начальника следственного отдела за деятельностью следователя. Он обусловлен спецификой форм процессуального контроля, заключающихся в утверждении решений, которые исходят от органа дознания. Таких решений достаточно много. В частности, начальником органа дознания утверждаются решения о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, отстранении от должности, применении мер пресечения, протокол задержания и т. п. Эти решения и иные документы до их утверждения начальником органа дознания не имеют юридической силы.
Правоотношения между начальником органа дознания и лицом, производящим дознание, слабо урегулированы действующим уголовно-процессуальным законодательством. Поэтому взаимоотношения между этими участниками уголовного процесса разрешаются на основе аналогии закона (ст. 1271 УПК). Кроме того, они в определенной мере регламентируются ведомственными подзаконными актами.

11. Элементами процессуальной самостоятельности следователя являются: 1) свобода выбора путей решения задач уголовного судопроизводства по усмотрению следователя, основанному на свободной оценке доказательств, с учетом сложившихся условий досудебного производства; 2) возможность следователя отстаивать свое мнение, складывающееся в ходе досудебного производства; 3) процессуальная активность следователя; 4) гарантии законности, обоснованности и своевременности принимаемых следователем процессуальных решений и проводимых действий; 5) ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль за законностью принимаемых следователем решений и проводимых действий; 6) личная ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и произведенных действий.

2. Под усмотрением следователя следует понимать выбранный следователем в пределах своих полномочий из ряда законных альтернатив вариант процессуального поведения, отвечающий условиям досудебного производства. Предлагается создать такую законодательную конструкцию, при которой устанавливается определенное пространство для применения усмотрения следователя, обеспечивающего возможность самостоятельного принятия решений, с их проверкой посредством ведомственного контроля, прокурорского надзора или судебного контроля на предмет соответствия закону.

Для обеспечения реальной процессуальной самостоятельности следователя необходимо, чтобы каждый из участников досудебного производства выполнял свою функцию: следователь - уголовное преследование, руководитель следст-

венного органа - ведомственный контроль и руководство деятельностью следователя, прокурор - прокурорский надзор, а суд (судья) - судебный контроль.

1. Действующий УПК РФ не гарантирует процессуальной самостоятельности следователя в правоотношениях, которые могут складываться между ним и руководителем следственного органа в проблемных ситуациях при расследовании уголовного дела. Восполнить пробел следует посредством дополнения ч. 3 ст. 39 УПК РФ следующими требованиями: «Руководитель вышестоящего следственного органа, рассмотрев жалобу и возражение следователя, в течение 5 суток с момента их поступления своим мотивированным постановлением отменяет указание руководителя следственного органа либо поручает производство следствия другому следователю. В случае необходимости производства предварительного следствия по данному делу может быть поручено непосредственно нижестоящему руководителю следственного органа».

2. Достижению цели определения оптимального баланса между прокурорским надзором и процессуальной самостоятельностью следователя не способствует формулировка ч. 6 ст. 148 УПК РФ, поскольку используемый там термин «мотивированное» является липшим, дублирующим предписания ч. 4 ст. 7 УПК РФ. Кроме того, прокурор не должен излагать конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, относящиеся к прерогативе следователя. Именно следователь, обладающий процессуальной самостоятельностью, по своему усмотрению должен определять и устанавливать указанные обстоятельства. Представляется, что из ч. 6 ст. 148 УПК РФ должны быть исключены слова «мотивированное» и «с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке».

3. Указание в законе на то, что прокурор в досудебном производстве осуществляет надзор, а в суде - уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения, устраняет все неясности вокруг его процессуальных функций и согласуется с мнением ученых, полагающих, что прокурор в судебном разбирательстве не может осуществлять одновременно две процессуальные функции: надзора и обвинения. Надзор прокурора в досудебных стадиях

уголовного судопроизводства не противоречит духу состязательности, а напротив, усиливает ее, не подменяя собой функцию следователя (дознавателя), осуществляющего уголовное преследование и функцию ведомственного контроля, осуществляемого руководителем следственного органа и начальником органа дознания.

Для законодательной корректировки отмеченной формулировки предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в суде, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

12. Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил оподследственности - совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1. предметный (родовой);

2. территориальный (местный);

3. персональный (личный);

4. альтернативный (смешанный);

5. по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).

Разделение по территориальному (местному) признаку позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. Например, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено. Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК). В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное следствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Дело в том, что правила, устанавливающие, должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы, подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного вида преступления, не менее актуальны и для данной стадии. velodreamer.com

Для наиболее эффективной деятельности по полученному сообщению и дальнейшему производству по уголовному делу (в случае принятия решения о его возбуждении), крайне важно, чтобы с самого начала работу по ним осуществлял тот орган, который будет впоследствии расследовать данное уголовное дело.

При приеме сообщения о преступлении крайне сложно учесть все обстоятельства определяющие подследственность, а то и невозможно, принимая в расчет: скудность первоначальной информации, а также вероятность изменения формы, в которой должно быть расследовано уголовное дело, либо подследственности при соединении уголовных дел. Однако стремиться к максимально точному определению подследственности и формы предварительного расследования на начальном этапе производства все же необходимо.

Статья 151 УПК РФ определяет, к компетенции какого именно правоохранительного органа (СК прокуратуры, ОВД, ФСБ, ФСКН и др.) относится расследование преступления в зависимости от его квалификации.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры по пресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщения по подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих о подследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходе проведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку, направляет материалы проверки по подследственности.

Если расследование преступления отнесено к компетенции ОВД, необходимо определить в какой форме должно расследоваться данное преступление: в форме предварительного следствия либо дознания.

Данное условие позволяет избежать передачи сообщения, а также материалов предварительной проверки другому лицу. Ведь любая передача материалов для дальнейшего производства по ним другому лицу влечет за собой лишнюю трату времени, а подчас и проведение дополнительных процессуальных действий[12].

То, в какой форме должно быть расследовано уголовное дело, в зависимости от части и статьи уголовного кодекса, устанавливающих уголовную наказуемость конкретного общественного опасного деяния, закреплено в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

14. в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо в случаях, когда прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

Под «иными данными» следует понимать обстоятельства, установленные в ходе производства по делу с помощью доказательств, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Таким обстоятельством, например, является установленное с помощью показаний свидетелей и потерпевших сходство подозреваемого по приметам с разыскиваемым лицом и т.п. Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, предусмотренные в п. 1—3 ч. 1 ст. 91 УПК, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями; а именно: попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов устанавливающих личность подозреваемого. Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению. Представляется, что этим требованиям отвечает и задержание в случаях, когда полномочными должностными лицами направляется ходатайство в суд об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Избрание меры принуждения и выбор ее вида право, а не обязанности лиц, ведущих судопроизводство, закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость задержания в данном конкретном случае. Это может быть необходимость воспрепятствовать подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, уничтожить доказательства по делу при наличии данных о подобных намерениях лица.

Закон устанавливает сроки задержания, а также момент, с которого начинается его исчисление. Срок задержания не может превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания. Под моментом фактического задержания понимается момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

После доставления в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания'. В течение этих трех часов должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т.п.). В протоколе должны быть указаны как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим. С этого момента подозреваемый пользуется всеми правами, предоставляемыми ему как участнику процесса (ч. 4 ст. 46 УПК).

В течение 12 часов (а не 24 часов, как это было по УПК РСФСР) с момента задержания о произведенном задержании письменно уведомляется прокурор (ст. 92 УПК).

В каждом случае подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК не позднее 24 часов с момента фактического задержания.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК. С момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных ст. 91 и 92 УПК, защитник допускается к участию в деле . До начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечивается свидание с защитником наедине. В случае необходимости производства с ним следственных действий время свидания может быть ограничено. Но оно во всяком случае не может быть менее двух часов.

Не позднее 12 часов с момента задержания в порядке, установленном ст. 96 УПК, родственники и другие лица уведомляются о произведенном задержании.

Основания и порядок освобождения задержанного установлен в ст. 94 УПК.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению, если 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

4. Иные меры процессуального принуждения.

Видом мер утоловно-процессуального принуждения (кроме мер пресечения) являются иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество. К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь 1) обязательство о явке, 2) привод, 3) денежное взыскание.

Обязательство о явке отбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд. Оно состоит в письменном обязательстве лица своевременно явиться по вызову соответствующих должностных лиц, а в случае изменения места жительства незамедлительно сообщить им об этом. Лицу разъясняется, что в случае нарушения обязательства о явке оно может быть доставлено приводом, о чем делается отметка в обязательстве (ст. 112 УПК).

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица. Статья 113 УПК регламентирует условия и порядок осуществления привода, устанавливая недопустимость привода в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а также лиц в возрасте до 14 лет, беременных женщин и больных, которые не могут по состоянию здоровья оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом. Привод осуществляется органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, а также судебными приставами по обеспечение, установленного порядка деятельности суда по поручению последнего.

Временное отстранение от должности может применяться в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда, находясь на должности, это лицо может помешать расследованию по делу путем воздействия на подчиненных ему лиц, вызываемых для допроса в качестве свидетелей, уничтожения или фальсификации документов, других доказательств и т.п. Порядок временного отстранения от должности и его отмены определяется ст. 114 УПК. Отстранение от должности осуществляется только по постановлению судьи, вынесенному по ходатайству, возбужденному дознавателем, следователем с согласия прокурора. В ч. 5 ст. 114 установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий может быть наложен арест на полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115 УПК.

Поскольку наложение ареста на имущество ограничивает право собственности лиц, эта мера процессуального принуждения применяется по постановлению судьи, по ходатайству, возбужденному прокурором, а также дознавателем или следователем с согласия прокурора. Наложение ареста на имущество производится в присутствии понятых. Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с ГК не может быть обращено взыскание.

Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги регламентируются ст. 116 УПК.

16.. Особенности порядка применения и общие условия избрания меры пресечения в отношении подозреваемого

Для того чтобы применить ту или иную меру пресечения, необходимо определиться по следующим пунктам:

1. Наличие каких обстоятельств свидетельствует о необходимости применения меры пресечения?

2. Какую именно выбрать меру пресечения из перечня, предложенного законом? 3. Какие процессуальные действия требует совершить закон, чтобы выбранная мера пресечения считалась законно избранной?

На перечисленные выше вопросы можно ответить, опираясь на следующие понятия: основания, условия и порядок избрания меры пресечения.

Основание избрания мер пресечения есть обоснованное предположение о возможном процессуальном нарушении со стороны обвиняемого. Поскольку процессуальное нарушение - обстоятельство будущего, то основания этих мер имеют прогностический характер, ведь будущее нарушение всегда лишь вероятно. Этот момент вызывает дискуссию в теории и сложности при практическом применении.

Никакая правовая категория, так или иначе связанная с ограничением или ущемлением прав, свобод или интересов личности, не может быть осуществлена фактически без наличия установленных законом оснований. Основания для применения мер пресечения - это факты, свидетельствующие об угрозе должному порядку уголовного процесса со стороны лица, в отношении которого ведется производство по данному делу. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. С.24.

Основания для применения мер пресечения должны быть установлены процессуальными доказательствами, указывающими на конкретные факты, иначе ограничение личной свободы будет необоснованным.

Существуют следующие виды оснований избрания меры пресечения в отношении подозреваемого (ст. 97 УПК РФ): Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 246.

1. Доказательства того, что подозреваемый может скрыться от дознания, предварительного расследования или суда.

2. Доказательства того, что подозреваемый может продолжать заниматься преступной деятельностью.

3. Доказательства о том, что подозреваемый может воспрепятствовать производству по делу, в том числе выяснению истины.

Обстоятельства, наличие которых влияет на выбор вида меры пресечения, являются условиями. Условия, в отличие от оснований и порядка применения мер пресечения, не являются «нерушимыми». Часто они игнорируются так называемыми «исключительными случаями». Открытый перечень общих условий избрания меры пресечения изложен в ст.99 УПК РФ. К ним, относятся: данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий. Кроме того, дознаватель, следователь, прокурор, а также суд в пределах предоставленных им полномочий могут учитывать и иные обстоятельства. Применительно к конкретным видам мер пресечения закон выставляет специальные условия. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. С.24.

Условия условно делятся на две группы - общие и специальные. Общие условия такие же, как и для всякого процессуального принуждения (наличие возбужденного уголовного дела, надлежащий субъект и т.д.). Специальным условием меры пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления. Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» пояснил, что «наличие обоснованного подозрения в том, что заключенное под стражу лицо совершило преступление, является необходимым условием для законности ареста». Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 247.

При применении меры пресечения в отношении подозреваемого условие в виде наличия определенных доказательств его виновности особенно значимо, так как подозреваемый - это лицо, обвинение которому еще не предъявлено, следовательно, к ограничению мерой пресечения его прав и свобод необходимо подходить особенно осторожно и тщательно.

Порядок применения мер пресечения понимается нами, как установленная законом совокупность процессуальных действий и решений, осуществленных в определенной последовательности, наличие которой позволяет реализовать в отношении обвиняемого (подозреваемого) определенные предупредительно-процессуальные меры, изменить или отменить их. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. С.25. мера пресечение подписка невыезд

Можно выделить общий, конкретный и индивидуальный порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения. При этом индивидуальный порядок поглощается конкретным, а конкретный, в свою очередь, общим порядком. В большинстве случаев, когда говорят о «порядке применения мер пресечения» имеют в виду конкретный порядок, который ограничивается принятием решения об избрании (изменении, отмене) меры пресечения и вынесением соответствующего постановления или определения. Тем не менее, как известно, уголовному судопроизводству свойственна определенная процессуальная форма, которая предполагает установленную законом последовательность стадий, действий, решений и т.д. В этом смысле в общий порядок избрания меры пресечения, помимо процедур, относящихся к конкретному порядку, должны быть включены все предусмотренные законом процессуальные действия и акты, начиная с регистрации и проверки повода для возбуждения уголовного дела и заканчивая моментом, с которым закон связывает появление у должностных лиц и суда возможности применить меру пресечения. Таким образом, представляется, что наличие возбужденного дела и привлечение лица в качестве подозреваемог, иногда признаваемые в качестве условий, относятся не к последним, а непосредственно к общему порядку применения мер пресечения. Нарушение (несоблюдение) общего порядка влечет за собой невозможность применения мер пресечения. Индивидуальный порядок определяется непосредственным содержанием той или иной меры пресечения (например, к индивидуальному порядку относится составление протокола о принятии залога). Конкретный порядок применения может быть судебным (непосредственно по решению суда), двухуровневым (с согласия прокурора по решению суда), внесудебным прокурорским (с согласия прокурора) и внесудебным единоличным (непосредственно по решению следователя, дознавателя, прокурора). Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. С.25.

Исключительность избрания меры пресечения в отношении подозреваемого

В отношении подозреваемого любая мера пресечения избирается в исключительных случаях (ст. 100 УПК). Исключительность обусловлена тем обстоятельством, что подозрение (в отличие от обвинения) еще не позволяет обвинителю однозначно утверждать о виновности определенного лица. Другими словами, на момент избрания меры пресечения сам обвинитель еще не уверен в том, что преступление совершено именно этим лицом. С формально-юридической стороны мера пресечения избирается в отношении подозреваемого, когда еще недостаточно доказательств для вынесения постановления о привлечении этого лица в качестве обвиняемого. Отсутствие обвинения (постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого) означает отсутствие точной юридической оценки деяния - квалификации, которая при возбуждении дела имеет предварительный характер. Поэтому в отношении подозреваемого трудно проконтролировать соблюдение всех условий законности применения меры пресечения. Тяжесть подозрения может быть завышена, данных о личности в силу неотложной ситуации может недоставать. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 248. В отношении подозреваемого может быть избрана любая мера пресечения. Согласно официальному толкованию Конституции РФ и международно-правовых актов (Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 27.06.2000 г.), подозреваемый - это лицо, чьи права существенно ограничены уголовным преследованием. Поэтому юридический статус подозреваемого возникает при применении любых мер процессуального принуждения в связи с его уголовным преследованием, в том числе при избрании любой меры пресечения. Процессуальный закон прямо указывает, что к подозреваемому может быть применена любая мера пресечения (ст. 102 - 108 УПК РФ). Смирнов А. В ., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Проспект, 2009

Исключительность избрания меры пресечения в отношении подозреваемого означает наличие неотложной ситуации расследования, т.е. таких обстоятельств, когда неприменение меры пресечения реально повлечет невосполнимые утраты для дела (исчезновение следов, сокрытие подозреваемого). Необходимым условием применения меры пресечения является наличие доказательств виновности подозреваемого. Хотя они еще не могут обосновать обвинение, но уже должны обосновывать подозрение. На практике следует ориентироваться на основания задержания лица в качестве подозреваемого - классический фундамент подозрения (ст. 91 УПК РФ). Игнорирование этого условия может привести к неверному впечатлению, что к любому лицу (например, свидетелю) можно применить меру пресечения, и оно станет подозреваемым, так как согласно закону подозреваемым признается, в частности, лицо, в отношении которого применена мера пресечения до предъявления ему обвинения (ст. 46 УПК РФ).

В связи с исключительным характером избрания меры пресечения в отношении подозреваемого закон ограничивает срок ее действия - 10 суток. Этот срок исчисляется с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был сначала задержан и затем заключен под стражу - то с момента задержания (ст. 100 УПК РФ). Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Однако ч. 2 ст. 100 УПК (в ред. от 22.04.2004 г.) допускает 30-суточный срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении хотя бы одного из 10 тяжких и особо тяжких преступлений, перечисленных в названной статье (например, терроризма - ст. 205 УК РФ, бандитизма - ст. 209 УК, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277 УК и др.). Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 249.

Десятисуточный срок действия меры пресечения, примененной в отношении подозреваемого, истекает в 24 часа последних суток. Данный срок не может быть продлен. Мера пресечения отменяется, о чем должно быть вынесено постановление (ст. 110 УПК РФ). Однако даже если постановление не вынесено, то мера пресечения все равно теряет силу (содержащийся под стражей подозреваемый освобождается, находящийся на подписке о невыезде может уехать и т.д.). Повторное избрание меры пресечения в отношении подозреваемого производится на общих основаниях только при появлении новых обстоятельств. Иначе неотложность ситуации утрачивается. Смирнов А. В ., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Проспект, 2009

Подозреваемый, в отношении которого мера пресечения отменена, продолжает сохранять свой статус подозреваемого (право на защиту) до тех пор пока в отношении него не будет прекращено уголовное преследование.

Наши рекомендации